Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2013 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В. Барановой,
при секретаре К.В.Носуль,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Михайловой А.Г. и Екимовой Л.М, к администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Михайлова А.Г. и Екимова Л.М, (далее истцы) обратились в суд с названными исковыми требованиями, мотивируя тем, что поскольку их дядя Н., скончавшийся хх.хх.хх г., являющийся собственником жилого дома №, расположенного в ..., свое право на дом в установленном законом порядке не зарегистрировал, нотариус отказывает им как наследникам в выдаче свидетельства о праве на указанное наследство.
Истцы в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, согласно поступившему заявлению возражений по требованиям истца не имеют.
Нотариус Прионежского нотариального округа Журавлева О.В. в судебное заседание не явилась, согласно поступившему отзыву, оставила рассмотрение спора на усмотрение суда.
Суд, заслушав истцов, изучив материалы гражданского дела, материалы наследственного дела к имуществу Н., приходит к следующему.
Статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что Н. постоянно был зарегистрирован и проживал по адресу: ..., и умер хх.хх.хх г. Совместно с ним на день его смерти никто не проживал и не был зарегистрирован.
Согласно справке администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения Н. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: .... Справка дана на основании записей в похозяйственной книге № «Шелтозерского сельского Совета народных депутатов ... за хх.хх.хх г.».
Согласно данным технического паспорта данное жилое помещение представляет собой одноэтажный бревенчатый жилой дом под номером №, расположенный в ..., хх.хх.хх г. постройки.
Таким образом, судом установлено, что указанный выше жилой дом принадлежал на праве собственности Н.
Истцы являются наследниками Н. по завещанию.
Согласно завещанию от хх.хх.хх г., удостоверенного нотариусом Прионежского нотариального округа, Н. завещал все свое имущество Михайловой А.Г. и Екимовой Л.М. Из записи нотариуса Прионежского нотариального округа Журавлевой О.В. на завещании следует, что завещание Н. не отменялось и не изменялось.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указанный закон был введен в действие на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 года и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Дом Н. построен хх.хх.хх г., т.е. до 31.08.1998 года, следовательно, к удостоверению права собственности на указанный дом принимаются любые документы, подтверждающие право собственности. В данном случае это сведения из похозяйственной книги Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, поскольку в данном случае оформление государственной регистрации только удостоверяет факт наличия права собственности, но не имеет правообразующего значения.
Согласно статье 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Кодекса, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не предусмотрено законом.
Между тем, поскольку покойный Н. не зарегистрировал свои права, но фактически являлся владельцем жилого дома на праве собственности, истцы являются наследниками по завещанию, наследников на обязательную долю не имеется, требования истцов о признании права собственности на указанное имущество в виде жилого дома №, расположенного по адресу: ... подлежат удовлетворению.
Суд отмечает, что из представленного в суд наследственного дела №, заведенного к имуществу Н., умершего хх.хх.хх г. следует, что никем из наследников указанное имущество не принято.
Ответчик заявленные истцами требования не оспаривал.
Истцы не настаивали на взыскании уплаченной при подаче иска госпошлины с ответчика.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Михайловой А.Г. и Екимовой Л.М, к администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, удовлетворить.
Признать право собственности Михайловой А.Г. и Екимовой Л.М, на объект недвижимости в виде жилого дома №, расположенного в ... (инвентарный номер №, реестровый номер №), в порядке наследования после смерти Н., скончавшегося хх.хх.хх г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления решения суда через Прионежский районный суд.
Судья Т.В. Баранова
Мотивированное решение составлено 23.07.2013 г.