Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-69/2017 (2-6891/2016;) ~ М-5251/2016 от 14.07.2016

РЕШЕНИЕ

И(ФИО)1

<адрес>                                         16 января 2017 года

Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Серегиной Л.А.,

при секретаре (ФИО)3,

с участием прокурора (ФИО)5,

представителя ответчика (ФИО)6, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица – (ФИО)7, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица – (ФИО)8, действующего на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (ФИО)2 об обязании устранения нарушения норм и правил пожарной безопасности, обязании разработать проектную документацию на строительство или техническое перевооружение АГЗС,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю (ФИО)2, в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил обязать индивидуального предпринимателя (ФИО)2 ИНН (№) ОГРН (№) устранить, допущенные при эксплуатации АГЗС следующие нарушения:

- расстояние от наземного сосуда АГЗС до края проезжей части автомобильной дороги составляет 23,5 метров, что не соответствует нормативным требованиям, должно быть не менее 60 м. п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 32*, таблица П.6,4; п/п 7, НПБ 111-98*;

- расстояние от надземного сосуда АГЗС до соседней АГЗС ООО «ИНТРАНСГАЗ» составляет 50 метров, что не соответствует нормативным требованиям, должно быть не менее 100 м. п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 32*, таблица п.6.4; п/п 10, НПБ 111-98*;

- АГЗС не оборудовано автоматической установкой наружного пожаротушения от водоема не менее 200 м3. п. 1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, раздел VII, п. 94*; раздел V* п. 38* НПБ 111-98*;

- на наружных установках АГЗС отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ПНР п. 20;

    нe нанесен на корпус каждого огнетушителя, установленного на АГЗС его порядковый номер п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 475;

    здание АГЗС не соответствует II степени огнестойкости и класса С1 п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, приложение 6 п. 30 НПБ 111-98*;

    не разработаны с учетом требований стандартов правил, норм и инструкций пожарной безопасности и не согласованы специальные программы первичного и вводного противопожарного инструктажа с территориальным органом государственного пожарного надзора, п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности»;

- площадка с резервуарами СУГ не имеет самостоятельного ограждения, выполненного из негорючего материала, не препятствующего проветриванию, обозначающего территорию, закрытую от посторонних лиц. П.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности приложение.6 п. 3 НПБ 111-98*;

            сосуд №    224    СГ-20.Н.1-УХЛ1 ТУ (№)2014,

изготовленный (ДД.ММ.ГГГГ) и эксплуатируемый на АГЗС ИП (ФИО)2 по адресу: <адрес> имеет вместимость 19,81 м, что является недопустимым значением для размещения единичных резервуаров для хранения СУГ в населенных пунктах, на основании обязательного приложения Е, пункта Е.7 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». Общая вместимость резервуаров хранения СУГ не должна превышать 20 м3, единичная -10 м3;

-разработать проектную документацию на строительство или техническое перевооружение АГЗС в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения ИП (ФИО)2 на эксплуатируемой ей автомобильной газовой заправочной станции (далее - АГЗС), расположенной по адресу: <адрес>, законодательства о промышленной и пожарной безопасности опасных производственных объектов.

При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива.

Для хранения воспламеняющегося газа на АГЗС используется сосуд СГ- 20.Н.1-УХЛ1 зав. (№) емкостью 19,81 м3. Вес хранящегося в названном сосуде сжиженного газа может составлять 9,8 тонны.

На расстоянии около пятидесяти метров от вышеназванной АГЗС функционирует АГЗС по адресу: <адрес>, принадлежащая индивидуальному предпринимателю (ФИО)4 Для хранения воспламеняющегося газа на данной АГЗС используются два стационарно установленных сосуда емкостью по 10 т. Вес хранящегося в названных сосудах сжиженного газа может составлять 9,5 тонны.

Суммарное количество сжиженного углеводородного газа, хранящегося на двух АГЗС, может составлять 19,3 тонны.

Согласно данным паспорта, сосуд СГ-20.Н.1-УХЛ1 зав. (№), имеет предусмотренное заводом изготовителем рабочее давление 1,57 МПа.

Согласно положениям Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - № 116-ФЗ) данная АГЗС (на момент проверки), эксплуатируемая ИП (ФИО)2, является опасным производственным объектом IV класса опасности.

В силу положений Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов только I, II и III классов опасности.

Данная АГЗС зарегистрирована ИП (ФИО)2 в государственном реестре опасных производственных объектов за № А12-3971-0001.

В результате проверки, был выявлен ряд нарушений требований промышленной безопасности, связанных с отсутствием проектной документации на указанную АГЗС.

По постановлению прокурора <адрес> от

    ответчик - ИП (ФИО)2 постановлением Верхне-Донского

        управления Ростехнадзора (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

По постановлению прокурора <адрес> от

ответчик — ИП (ФИО)2 постановлением ТОНД по Железнодорожному и <адрес>м городского округа <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб., который до настоящего времени не уплачен.

(ДД.ММ.ГГГГ) АГЗС, расположенная по адресу: <адрес>, внесена в Государственный реестр опасных производственных объектов.

Кроме этого, при отсутствии проекта на АГЗС нарушаются требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). (далее - Правила (№)) (ранее аналогичные требования содержались в «Правилах безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)):

АГЗС не оборудовано автоматической установкой наружного пожаротушения от водоема не менее 200 м3. п. 1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, раздел VII, п. 94*; раздел V* п. 38"НПБ 111-98*.

На наружных установках АГЗС отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.1 ст. 151 ФЗ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 20.

На АГЗС отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 478.

Не нанесен на корпус каждого огнетушителя, установленного на АГЗС его порядковый номер п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 475.

Здание АГЗС не соответствует II степени огнестойкости и класса С1 п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, приложение 6 п. 30 НПБ 111-98*.

Не разработаны с учетом требований стандартов правил, норм и инструкций пожарной безопасности и не согласованы специальные программы первичного и вводного противопожарного инструктажа с территориальным органом государственного пожарного надзора, п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности».

Площадка с резервуарами СУГ не имеет самостоятельного ограждения, выполненного из негорючего материала, не препятствующего проветриванию, обозначающего территорию, закрытую от посторонних лиц п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности приложение.6 п. 3 НПБ 111-98*.

Указанные выше нарушения затрагивают права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Кроме того, несоблюдение требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, ИП (ФИО)2 при эксплуатации АГЗС на территории <адрес> нарушает требования ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», представляет угрозу окружающей среде, жизни и здоровью лиц, обслуживающих АГЗС, приобретающих сжиженный газ, а также других лиц, проживающих на территории района.

В судебном заседании прокурор (ФИО)5 уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик ИП (ФИО)2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела, извещена в установленном законом порядке, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя.

Представитель ответчика по доверенности (ФИО)6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск, сводящихся к тому, что отмеченные в иске нарушения на АГЗС отсутствуют, а истцом избран ненадлежащий способ защиты.

Представитель Верхне-Донского управления Ростехнадзора по доверенности (ФИО)7 полагал требования законными и обоснованными, просил их удовлетворить.

Представитель ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности (ФИО)8 просил исковые требования удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 37 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ст. 1 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии с указанным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 116-ФЗ).

Согласно подп. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества -жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

В силу ст. 9 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно п. 23.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 229, при эксплуатации АЗС необходимо соблюдать требования норм и правил пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден Свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».

В соответствии с п. 5.9 ст. 5 Свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.

Таким образом, АГЗС относится к опасным производственным объектам.

Из материалов дела следует, что ИП (ФИО)2 осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>. На данном объекте хранится сжиженный углеводородный газ для заправки газобаллоновых автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива.

АГЗС, расположенная по адресу: <адрес> реестр опасных производственных объектов как «Станция газозаправочная (автомобильная) (№)» за номером А12-03971-001, дата регистрации (ДД.ММ.ГГГГ), класс опасности IV, что подтверждается картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (л.д. 125 т.1).

На основании заявления ИП (ФИО)2 от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 123-124 т.1) был выведен из эксплуатации входивший ранее в состав АГЗС полуприцеп-цистерна ППЦТ-10 (заводской (№)). Вместо него введен в эксплуатацию резервуар Шельф СГ-20.Н.1-УХЛ1 (заводской (№)), работающий под давлением 1,57 МПа с максимальной массой 9,766 т. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, характеризующими опасный производственный объект по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ), паспортом на резервуар Шельф СГ-20.Н.1-УХЛ1, уведомлением Ростехнадзора о постановке на учет технического устройства резервуара Шельф СГ-20.Н.1-УХЛ1(л.д. 121-122, 126-128 т.1).

Актом проверки проведенной прокуратурой <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 142-144, 144-146 т.1) подтверждается факт нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в деятельности ИП (ФИО)2 в ведении которой находится АГЗС, расположенная по <адрес>.

Проверкой установлено, что ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проведен владельцем с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности: отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданной уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Владельцем не представлена (отсутствует) проектная документация на строительство или техническое перевооружение АГЗС. При отсутствии проекта на АГЗС нарушаются требования норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). Площадка с резервуарами СУГ не имеет самостоятельного ограждения, выполненного из негорючего материала, не препятствующего проветриванию, обозначающего территорию, закрытую от посторонних лиц.

Согласно ст. 8 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) № 116-ФЗ (ред. (ДД.ММ.ГГГГ)) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Приказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) N 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»риказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) N 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утверждены правила, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации, включая обеспечение взрывопожарной безопасности автозаправочных станций, устанавливают обязательные требования к эксплуатации автозаправочных станций, системам безопасности и персоналу, занятому на автозаправочных станциях, а также к эксплуатации технических устройств, применяемых для сжатия и сжижения природного газа, а также хранения СУГ, КПГ и СПГ на автозаправочных станциях.

Правилами установлены требования к устройству автозаправочных станций, их системам безопасности, защите оборудования автозаправочных станций, эксплуатации автозаправочных станций, арматуры и сетей инженерно-технического обеспечения, эксплуатации резервуаров, электрооборудования, автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов, пуску и остановке технологического оборудования.Закрепляются требования безопасности при заправке автомобиля с газобаллонным оборудованием, к газоопасным и огневым работам.

Согласно пункту 18 «Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» внесение изменений в конструкцию технологических систем автозаправочных станций без разработанной проектной организацией и утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации документации, не допускается.

В пункте 30 «Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» закреплено, что защитные ограждения, предусмотренные для защиты оборудования автозаправочных станций от наезда автотранспорта и механических повреждений, должны соответствовать проектной документации и находиться в исправном состоянии.

В соответствии с пунктом 32 Правил первичную подачу газа на автозаправочных станциях после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта осуществляют при наличии на данных объектах, в том числепроектной (исполнительной) документации и отчетов по инженерным изысканиям; положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на новое строительство или реконструкцию или заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию объекта.

В пункте 36 Правил предусмотрено, что перед началом приемочных испытаний эксплуатационной организации, участвующей в них совместно с пусконаладочной организацией, необходимо, в том числе обеспечить автозаправочную станцию средствами пожаротушения в соответствии с проектной документацией; иметь проектную (исполнительную) и эксплуатационную документацию, акты на проверку эффективности вентиляционных систем (при наличии), электрооборудования, средств автоматики безопасности.

С учетом изложенного выше, в виду отсутствия проектной документацию на строительство (техническое перевооружение) данного АГЗС, следует возложить на ИП (ФИО)2 обязанность разработать проектную документацию на строительство (техническое перевооружение) АГЗС.

Возражения ответчика в указанной части требований суд находит несостоятельными и необоснованными, в связи с чем не принимает их во внимание.

Выявленные в ходе прокурорской проверки остальные недостатки в деятельности ИП (ФИО)2 при эксплуатации АГЗС, указанные в уточненном иске и акте проверки частично были устранены ответчиком в ходе судебного разбирательства, что нашло свое подтверждение в ходе выездного судебного заседания и представленных ответчиком доказательствах (л.д. 113-116 т.1, л.д. 177-219 т.1).

Кроме того, в соответствии со ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» с (ДД.ММ.ГГГГ) нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О техническом регулировании» не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

В статье 6 Федерального закона «Технический регламент и требования пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Из анализа указанных выше правовых норм следует, что при наличии положительного значения пожарного риска, законодатель позволил отступать от требований пожарной безопасности.

Согласно Заключению ООО «Бастион» СА (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении независимой оценки пожарных рисков на объекте защиты» пожарная безопасность объекта Автомобильная газозапровочная станция ИП (ФИО)2, расположенная по адресу: <адрес> обеспечена выполнением в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений (1*10 в шестой степени), что соответствует требованиям статьи 6 части 1 пункта 1 Федерального Закона (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Действие заключения установлено до (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 3-4 т.2).

В акте ООО «Бастион» от (ДД.ММ.ГГГГ) «О проведенной независимой оценки пожарного риска» (л.д. 5-28 т.2) экспертная комиссия ООО «Бастион» установила, что Автомобильная газозапровочная станция ИП (ФИО)2, расположенная по адресу: <адрес> соответствует в полном объеме требованиям пожарной безопасности, установленным Федеральными законами о технических регламентах, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ст. 93 Федерального закона (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) Экспертная комиссия решила: выдать заключение СА (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) о проведении независимой оценки пожарных рисков; организовать контроль на объекте защиты согласно приложению (№) к данному акту; экземпляр заключения направить в территориальный отдел надзорной деятельности МЧС России.

Представленный ответчиком отчет ООО «Бастион» от (ДД.ММ.ГГГГ) по расчету оценки пожарных рисков для объекта: Автомобильная газозапровочная станция ИП (ФИО)2, расположенная по адресу: <адрес>А, составлен организацией имеющей аккредитацию в МЧС России (свидетельство по аккредитации выданной МЧС России) за (№)/В/0703 от (ДД.ММ.ГГГГ) на право осуществления деятельности по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств, и никем не опровергнут. Суд принимает указанный отчет, а также указанное выше заключение в качестве письменных доказательств в обоснование остальной части возражений ответчика.

Допрошенный в качестве специалиста (ФИО)9, участвующий в проведении независимой оценки рисков, дал пояснения по проведенному заключению, подтвердив указанные в заключении выводы. Оснований не доверять допрошенному специалисту у суда не имеется.

Оценив, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора, возложив на ответчика обязанность разработать проектную документацию на строительство (техническое перевооружение) АГЗС. С учетом изложенного выше, в остальной части исковые требования прокурора надлежит оставить без удовлетворения.

При подаче искового заявления прокурор на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ст.103 ГПК РФ).

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических лиц – 6 000 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в общей сумме 6 000 рублей (за одно исковое требование неимущественного характера).

Руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (ФИО)2 удовлетворить частично.

Возложить на индивидуального предпринимателя (ФИО)2 обязанность разработать проектную документацию на строительство (техническое перевооружение) АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя (ФИО)2 в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.

Председательствующий                   подпись                  Л.А. Серегина

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья

Секретарь

РЕШЕНИЕ

И(ФИО)1

<адрес>                                         16 января 2017 года

Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Серегиной Л.А.,

при секретаре (ФИО)3,

с участием прокурора (ФИО)5,

представителя ответчика (ФИО)6, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица – (ФИО)7, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица – (ФИО)8, действующего на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (ФИО)2 об обязании устранения нарушения норм и правил пожарной безопасности, обязании разработать проектную документацию на строительство или техническое перевооружение АГЗС,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю (ФИО)2, в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил обязать индивидуального предпринимателя (ФИО)2 ИНН (№) ОГРН (№) устранить, допущенные при эксплуатации АГЗС следующие нарушения:

- расстояние от наземного сосуда АГЗС до края проезжей части автомобильной дороги составляет 23,5 метров, что не соответствует нормативным требованиям, должно быть не менее 60 м. п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 32*, таблица П.6,4; п/п 7, НПБ 111-98*;

- расстояние от надземного сосуда АГЗС до соседней АГЗС ООО «ИНТРАНСГАЗ» составляет 50 метров, что не соответствует нормативным требованиям, должно быть не менее 100 м. п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 32*, таблица п.6.4; п/п 10, НПБ 111-98*;

- АГЗС не оборудовано автоматической установкой наружного пожаротушения от водоема не менее 200 м3. п. 1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, раздел VII, п. 94*; раздел V* п. 38* НПБ 111-98*;

- на наружных установках АГЗС отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ПНР п. 20;

    нe нанесен на корпус каждого огнетушителя, установленного на АГЗС его порядковый номер п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 475;

    здание АГЗС не соответствует II степени огнестойкости и класса С1 п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, приложение 6 п. 30 НПБ 111-98*;

    не разработаны с учетом требований стандартов правил, норм и инструкций пожарной безопасности и не согласованы специальные программы первичного и вводного противопожарного инструктажа с территориальным органом государственного пожарного надзора, п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности»;

- площадка с резервуарами СУГ не имеет самостоятельного ограждения, выполненного из негорючего материала, не препятствующего проветриванию, обозначающего территорию, закрытую от посторонних лиц. П.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности приложение.6 п. 3 НПБ 111-98*;

            сосуд №    224    СГ-20.Н.1-УХЛ1 ТУ (№)2014,

изготовленный (ДД.ММ.ГГГГ) и эксплуатируемый на АГЗС ИП (ФИО)2 по адресу: <адрес> имеет вместимость 19,81 м, что является недопустимым значением для размещения единичных резервуаров для хранения СУГ в населенных пунктах, на основании обязательного приложения Е, пункта Е.7 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». Общая вместимость резервуаров хранения СУГ не должна превышать 20 м3, единичная -10 м3;

-разработать проектную документацию на строительство или техническое перевооружение АГЗС в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения ИП (ФИО)2 на эксплуатируемой ей автомобильной газовой заправочной станции (далее - АГЗС), расположенной по адресу: <адрес>, законодательства о промышленной и пожарной безопасности опасных производственных объектов.

При проверке АГЗС было установлено, что на данном объекте хранится (пропан-бутановая смесь) сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) для заправки газобаллонных автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива.

Для хранения воспламеняющегося газа на АГЗС используется сосуд СГ- 20.Н.1-УХЛ1 зав. (№) емкостью 19,81 м3. Вес хранящегося в названном сосуде сжиженного газа может составлять 9,8 тонны.

На расстоянии около пятидесяти метров от вышеназванной АГЗС функционирует АГЗС по адресу: <адрес>, принадлежащая индивидуальному предпринимателю (ФИО)4 Для хранения воспламеняющегося газа на данной АГЗС используются два стационарно установленных сосуда емкостью по 10 т. Вес хранящегося в названных сосудах сжиженного газа может составлять 9,5 тонны.

Суммарное количество сжиженного углеводородного газа, хранящегося на двух АГЗС, может составлять 19,3 тонны.

Согласно данным паспорта, сосуд СГ-20.Н.1-УХЛ1 зав. (№), имеет предусмотренное заводом изготовителем рабочее давление 1,57 МПа.

Согласно положениям Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - № 116-ФЗ) данная АГЗС (на момент проверки), эксплуатируемая ИП (ФИО)2, является опасным производственным объектом IV класса опасности.

В силу положений Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов только I, II и III классов опасности.

Данная АГЗС зарегистрирована ИП (ФИО)2 в государственном реестре опасных производственных объектов за № А12-3971-0001.

В результате проверки, был выявлен ряд нарушений требований промышленной безопасности, связанных с отсутствием проектной документации на указанную АГЗС.

По постановлению прокурора <адрес> от

    ответчик - ИП (ФИО)2 постановлением Верхне-Донского

        управления Ростехнадзора (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

По постановлению прокурора <адрес> от

ответчик — ИП (ФИО)2 постановлением ТОНД по Железнодорожному и <адрес>м городского округа <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб., который до настоящего времени не уплачен.

(ДД.ММ.ГГГГ) АГЗС, расположенная по адресу: <адрес>, внесена в Государственный реестр опасных производственных объектов.

Кроме этого, при отсутствии проекта на АГЗС нарушаются требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). (далее - Правила (№)) (ранее аналогичные требования содержались в «Правилах безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)):

АГЗС не оборудовано автоматической установкой наружного пожаротушения от водоема не менее 200 м3. п. 1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, раздел VII, п. 94*; раздел V* п. 38"НПБ 111-98*.

На наружных установках АГЗС отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.1 ст. 151 ФЗ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 20.

На АГЗС отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 478.

Не нанесен на корпус каждого огнетушителя, установленного на АГЗС его порядковый номер п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ППР п. 475.

Здание АГЗС не соответствует II степени огнестойкости и класса С1 п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, приложение 6 п. 30 НПБ 111-98*.

Не разработаны с учетом требований стандартов правил, норм и инструкций пожарной безопасности и не согласованы специальные программы первичного и вводного противопожарного инструктажа с территориальным органом государственного пожарного надзора, п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п.14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности».

Площадка с резервуарами СУГ не имеет самостоятельного ограждения, выполненного из негорючего материала, не препятствующего проветриванию, обозначающего территорию, закрытую от посторонних лиц п.1 ст. 151 ФЗ (№) от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности приложение.6 п. 3 НПБ 111-98*.

Указанные выше нарушения затрагивают права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Кроме того, несоблюдение требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, ИП (ФИО)2 при эксплуатации АГЗС на территории <адрес> нарушает требования ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», представляет угрозу окружающей среде, жизни и здоровью лиц, обслуживающих АГЗС, приобретающих сжиженный газ, а также других лиц, проживающих на территории района.

В судебном заседании прокурор (ФИО)5 уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик ИП (ФИО)2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела, извещена в установленном законом порядке, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя.

Представитель ответчика по доверенности (ФИО)6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск, сводящихся к тому, что отмеченные в иске нарушения на АГЗС отсутствуют, а истцом избран ненадлежащий способ защиты.

Представитель Верхне-Донского управления Ростехнадзора по доверенности (ФИО)7 полагал требования законными и обоснованными, просил их удовлетворить.

Представитель ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности (ФИО)8 просил исковые требования удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 37 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ст. 1 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии с указанным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 116-ФЗ).

Согласно подп. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества -жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

В силу ст. 9 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно п. 23.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 229, при эксплуатации АЗС необходимо соблюдать требования норм и правил пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден Свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».

В соответствии с п. 5.9 ст. 5 Свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.

Таким образом, АГЗС относится к опасным производственным объектам.

Из материалов дела следует, что ИП (ФИО)2 осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>. На данном объекте хранится сжиженный углеводородный газ для заправки газобаллоновых автомобилей, использующих его в качестве моторного топлива.

АГЗС, расположенная по адресу: <адрес> реестр опасных производственных объектов как «Станция газозаправочная (автомобильная) (№)» за номером А12-03971-001, дата регистрации (ДД.ММ.ГГГГ), класс опасности IV, что подтверждается картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (л.д. 125 т.1).

На основании заявления ИП (ФИО)2 от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 123-124 т.1) был выведен из эксплуатации входивший ранее в состав АГЗС полуприцеп-цистерна ППЦТ-10 (заводской (№)). Вместо него введен в эксплуатацию резервуар Шельф СГ-20.Н.1-УХЛ1 (заводской (№)), работающий под давлением 1,57 МПа с максимальной массой 9,766 т. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, характеризующими опасный производственный объект по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ), паспортом на резервуар Шельф СГ-20.Н.1-УХЛ1, уведомлением Ростехнадзора о постановке на учет технического устройства резервуара Шельф СГ-20.Н.1-УХЛ1(л.д. 121-122, 126-128 т.1).

Актом проверки проведенной прокуратурой <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 142-144, 144-146 т.1) подтверждается факт нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в деятельности ИП (ФИО)2 в ведении которой находится АГЗС, расположенная по <адрес>.

Проверкой установлено, что ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проведен владельцем с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности: отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданной уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Владельцем не представлена (отсутствует) проектная документация на строительство или техническое перевооружение АГЗС. При отсутствии проекта на АГЗС нарушаются требования норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). Площадка с резервуарами СУГ не имеет самостоятельного ограждения, выполненного из негорючего материала, не препятствующего проветриванию, обозначающего территорию, закрытую от посторонних лиц.

Согласно ст. 8 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) № 116-ФЗ (ред. (ДД.ММ.ГГГГ)) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Приказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) N 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»риказом Ростехнадзора от (ДД.ММ.ГГГГ) N 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утверждены правила, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации, включая обеспечение взрывопожарной безопасности автозаправочных станций, устанавливают обязательные требования к эксплуатации автозаправочных станций, системам безопасности и персоналу, занятому на автозаправочных станциях, а также к эксплуатации технических устройств, применяемых для сжатия и сжижения природного газа, а также хранения СУГ, КПГ и СПГ на автозаправочных станциях.

Правилами установлены требования к устройству автозаправочных станций, их системам безопасности, защите оборудования автозаправочных станций, эксплуатации автозаправочных станций, арматуры и сетей инженерно-технического обеспечения, эксплуатации резервуаров, электрооборудования, автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов, пуску и остановке технологического оборудования.Закрепляются требования безопасности при заправке автомобиля с газобаллонным оборудованием, к газоопасным и огневым работам.

Согласно пункту 18 «Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» внесение изменений в конструкцию технологических систем автозаправочных станций без разработанной проектной организацией и утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации документации, не допускается.

В пункте 30 «Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» закреплено, что защитные ограждения, предусмотренные для защиты оборудования автозаправочных станций от наезда автотранспорта и механических повреждений, должны соответствовать проектной документации и находиться в исправном состоянии.

В соответствии с пунктом 32 Правил первичную подачу газа на автозаправочных станциях после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта осуществляют при наличии на данных объектах, в том числепроектной (исполнительной) документации и отчетов по инженерным изысканиям; положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на новое строительство или реконструкцию или заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию объекта.

В пункте 36 Правил предусмотрено, что перед началом приемочных испытаний эксплуатационной организации, участвующей в них совместно с пусконаладочной организацией, необходимо, в том числе обеспечить автозаправочную станцию средствами пожаротушения в соответствии с проектной документацией; иметь проектную (исполнительную) и эксплуатационную документацию, акты на проверку эффективности вентиляционных систем (при наличии), электрооборудования, средств автоматики безопасности.

С учетом изложенного выше, в виду отсутствия проектной документацию на строительство (техническое перевооружение) данного АГЗС, следует возложить на ИП (ФИО)2 обязанность разработать проектную документацию на строительство (техническое перевооружение) АГЗС.

Возражения ответчика в указанной части требований суд находит несостоятельными и необоснованными, в связи с чем не принимает их во внимание.

Выявленные в ходе прокурорской проверки остальные недостатки в деятельности ИП (ФИО)2 при эксплуатации АГЗС, указанные в уточненном иске и акте проверки частично были устранены ответчиком в ходе судебного разбирательства, что нашло свое подтверждение в ходе выездного судебного заседания и представленных ответчиком доказательствах (л.д. 113-116 т.1, л.д. 177-219 т.1).

Кроме того, в соответствии со ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» с (ДД.ММ.ГГГГ) нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О техническом регулировании» не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

В статье 6 Федерального закона «Технический регламент и требования пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Из анализа указанных выше правовых норм следует, что при наличии положительного значения пожарного риска, законодатель позволил отступать от требований пожарной безопасности.

Согласно Заключению ООО «Бастион» СА (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении независимой оценки пожарных рисков на объекте защиты» пожарная безопасность объекта Автомобильная газозапровочная станция ИП (ФИО)2, расположенная по адресу: <адрес> обеспечена выполнением в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений (1*10 в шестой степени), что соответствует требованиям статьи 6 части 1 пункта 1 Федерального Закона (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Действие заключения установлено до (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 3-4 т.2).

В акте ООО «Бастион» от (ДД.ММ.ГГГГ) «О проведенной независимой оценки пожарного риска» (л.д. 5-28 т.2) экспертная комиссия ООО «Бастион» установила, что Автомобильная газозапровочная станция ИП (ФИО)2, расположенная по адресу: <адрес> соответствует в полном объеме требованиям пожарной безопасности, установленным Федеральными законами о технических регламентах, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ст. 93 Федерального закона (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) Экспертная комиссия решила: выдать заключение СА (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) о проведении независимой оценки пожарных рисков; организовать контроль на объекте защиты согласно приложению (№) к данному акту; экземпляр заключения направить в территориальный отдел надзорной деятельности МЧС России.

Представленный ответчиком отчет ООО «Бастион» от (ДД.ММ.ГГГГ) по расчету оценки пожарных рисков для объекта: Автомобильная газозапровочная станция ИП (ФИО)2, расположенная по адресу: <адрес>А, составлен организацией имеющей аккредитацию в МЧС России (свидетельство по аккредитации выданной МЧС России) за (№)/В/0703 от (ДД.ММ.ГГГГ) на право осуществления деятельности по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств, и никем не опровергнут. Суд принимает указанный отчет, а также указанное выше заключение в качестве письменных доказательств в обоснование остальной части возражений ответчика.

Допрошенный в качестве специалиста (ФИО)9, участвующий в проведении независимой оценки рисков, дал пояснения по проведенному заключению, подтвердив указанные в заключении выводы. Оснований не доверять допрошенному специалисту у суда не имеется.

Оценив, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора, возложив на ответчика обязанность разработать проектную документацию на строительство (техническое перевооружение) АГЗС. С учетом изложенного выше, в остальной части исковые требования прокурора надлежит оставить без удовлетворения.

При подаче искового заявления прокурор на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ст.103 ГПК РФ).

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических лиц – 6 000 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в общей сумме 6 000 рублей (за одно исковое требование неимущественного характера).

Руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (ФИО)2 удовлетворить частично.

Возложить на индивидуального предпринимателя (ФИО)2 обязанность разработать проектную документацию на строительство (техническое перевооружение) АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя (ФИО)2 в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.

Председательствующий                   подпись                  Л.А. Серегина

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья

Секретарь

1версия для печати

2-69/2017 (2-6891/2016;) ~ М-5251/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Левобережного района г. Воронежа
Ответчики
Ип Минакова Регина Ефимовна
Другие
Верхне-Донское управление Ростехнадзора
ГУ МЧС России по ВО
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Серегина Л.А.
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
14.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2016Передача материалов судье
15.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.09.2016Предварительное судебное заседание
15.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2016Предварительное судебное заседание
28.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.10.2016Предварительное судебное заседание
09.11.2016Судебное заседание
16.11.2016Судебное заседание
16.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2018Дело оформлено
30.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее