Дело №2-17/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кантемировка 31 января 2018 года.
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
Председательствующего судьи Карпенко Т.В.
при секретаре Наумкиной Г.В,
с участием истца Емельяненко И.А,
представителя истца-адвоката Жигалкина Д.А, представившего удостоверение №2919 и ордер №18922 от 14.12.2017 года
с участием представителя ответчика по доверенности Борзенко Л.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Емельяненко Ирины Анатольевны к ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Емельяненко И.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Кантемировскому району, указывая на то, что решением ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия необходимого специального стажа.
Из ее специального стажа работы ответчик исключил: курсы, отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы на территории Украины, периоды работы на 0,5 ставки.
С отказом в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и исключении из ее специального стажа периода работы на территории Украины истец не согласна, считает его незаконным, необоснованным.
Ответчик не включил в специальный стаж период работы истца на территории Украины, так как отсутствует ответ ПФ Украины на запрос УПФР по Кантемировскому району Воронежской области о подтверждении сведений о страховом стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение, приобретенном на территории Украины.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности фельдшера здравпункта №4 городской больницы г. Ворошиловграда, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Высочиновским ФАП- Фельдшером Марковской районной больницы. Работала истец на полной ставке, на условиях полного рабочего дня и полной рабочей неделе. Периоды ее работы подтверждаются справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Луганской городской многопрофильной больницы №6 Луганской области Украины, а также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной «Марковским районным территориальным объединением» Марковка Луганская область Украина. Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключение из специального стажа вышеуказанных периодов истец считает незаконным, просит признать недействительным решение ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, обязать ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району включить в специальный стаж работы в должности фельдшера здравпункта № городской больницы г. Ворошиловграда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности заведующей Высочиновским ФАП Марковской райбольницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий ей право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязать ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента ее первоначального обращения.
В судебном заседании истец Емельяненко И.А. и ее представитель Жигалкин Д.А. поддержали заявленные требования в полном объеме, просив их удовлетворить, уточнив, что период работы истца в должности заведующей Височиновским ФАП Марковской райбольницы Емельяненко И.А. была одновременно фельдшером и заведующей ФАП, так как работала она одна в данном ФАП и одновременно выполняла функции как фельдшера, так и заведующей. Она проводила самостоятельно необходимые медицинские манипуляции своим пациентам, осуществляла лечебную деятельность.
Представитель ответчика по доверенности Борзенко Л.В. исковые требования истца не признала, сославшись на решение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены мотивы отказа. При этом пояснила, что решение ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области принято на основании закона и требований пенсионного фонда РФ. Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта №4 городской больницы г. Ворошиловграда не могут быть включены в специальный стаж, так как отсутствует подтверждение льготного стажа компетентным органом в соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Высочиновским ФАП в Марковской ЦРБ не могут быть включены в специальный стаж, так как отсутствует подтверждение льготного стажа компетентным органом в соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, должность «заведующей» не предусмотрена соответствующими Списками и доказательства осуществления в указанный период Емельяненко И.А. лечебной деятельности (работа акушеркой или фельдшером или медицинской сестрой) отсутствуют. Учреждение «Фельдшерский пункт» не предусмотрено Списком. В соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ государства- участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Никаких изменений, дополнений к указанному вопросу в Соглашение не вносилось. За период времени, прошедший с момента вступления в силу названного Соглашения, законодательство в области пенсионного обеспечения в государствах-участниках претерпело существенные изменения. К примеру, в республике Молдова, Литовской республике, республике Казахстан, Грузии был отменен институт досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, пенсии назначаются по достижении соответствующего возраста на общих основаниях. При этом возраст, дающий право на пенсию, был повышен.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст.ст.2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.
Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
В соответствии со ст.45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, гарантируется равенство прав и свобод без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013года (в редакции от 23.05.2016 года) «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Как следует из трудовой книжки истца, и установлено в судебном заседании, истец ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в качестве фельдшера здравпункта в 6-ю городскую больницу г. Ворошиловграда, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ истец была зачислена на должность заведующей Височиновским ФАП Марковской райбольницы Ворошиловградской области, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Данные периоды работы истца происходили в респ. Украина.
В силу статьи 3 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
Критерием для определения права на досрочную пенсию, является осуществление определенных видов общественно-полезной деятельности, а не организационно-правовая форма такой деятельности с учетом наименования должности и наличие регистрации в качестве юридического лица у организации или учреждения, с которыми работник состоял в трудовых отношениях, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.
Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 марта 2004 года N 81-О. Кроме этого, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, установление тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию, не препятствует и положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Из уточняющих справок, предоставленных Государственным учреждением городской больницей №6 г. Ворошиловграда от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, подписанных главным врачом лечебного учреждения следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко И.А. работала в городской Больнице №6 г. Ворошиловград в должности фельдшера здравпункта №4 в режиме нормальной продолжительности рабочего времени (л. д. 34-36). Согласно справки, предоставленной Государственным учреждением Марковской районной больницей Ворошиловградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанной главным врачом лечебного учреждения следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко И.А. работала в Марковской районной больнице в должности заведующей Высочиновским ФАП в режиме нормальной продолжительности рабочего времени (л. д. 37). Данные документы ответчиком не были опровергнуты и принимаются судом, так как их подлинность не вызывает сомнений. Доводы ответчика о том, что указанные сведения, выданные лечебными учреждениями Украины, не являются справками компетентных органов Украины, суд считает надуманными. Истец не должен нести негативные последствия из-за невозможности получения необходимых справок в республике Украины в условиях сложившейся обстановки в данном государстве. Это подтверждается также невозможностью в настоящее время ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области самостоятельно истребовать необходимые документы, так как УПФ Украины в Марковском районе Луганской области игнорирует неоднократные запросы ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району о предоставлении доказательств льготного стажа истца (л.д.38,39).
Доводы ответчика относительно исключения из специального стажа работы истца периодов ее работы в должности заведующей Высочиновским ФАП по причине того, что должность «Заведующей» не предусмотрена соответствующими Списками и доказательства осуществления в указанный период Емельяненко И.А. лечебной деятельности (работа акушеркой или фельдшером или медицинской сестрой) отсутствуют, учреждение «Фельдшерский пункт» также не предусмотрено Списком, суд находит необоснованными. Пенсионное обеспечение медицинских работников до 1 января 2002 года регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В период работы истицы в оспариваемой должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовали Списки, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которые утратили силу с 1 октября 1993 года в связи с введением в действие Списков 6 сентября 1991 года N 464.
В соответствии с указанными Списками в льготный стаж работы входила работа в «больничных учреждениях всех типов и наименований» в должностях «врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности» (Список, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397), работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (Список, утвержденный Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В спорные периоды времени, истец работала средним медицинским персоналом.
По Списку №464 С 1 ноября 1999 г. стало действовать постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066. В Списках, утвержденных данным постановлением, были указаны конкретные должности и учреждения, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
При этом, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка засчитывалась в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 Списки должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусматривавшие включение ей в стаж, предоставляющие право назначения льготной пенсии по старости, период работы заведующей медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер). Из доводов, сообщенных истцом в судебном заседании, следует, что ее основной должностью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была должность фельдшера, а функции заведующей ФАП она выполняла наряду с основными функциями фельдшера. Данные доводы ответчиком в судебном заседании не опровергнуты.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и введением нового правового регулирования условий и порядка назначения пенсии, в том числе и новых правил подсчета специального трудового стажа, улучшающих положение работника, законодателем фактически было предоставлено работнику право льготного исчисления специального трудового стажа, который он имел по ранее действовавшему законодательству.
В постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 указал на пункт 3 Постановления N 1066, в соответствии с которым в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Наряду с этим, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что указанные периоды работы Емельяненко И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ- по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии.
При определении времени назначения досрочной пенсии по старости следует руководствоваться положениями ст.22 Закона РФ «О страховых пенсиях», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно заявления истца о назначении пенсии с указанным заявлением она обратилась в УПФ РФ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30). К указанному времени у истца с учетом спорных периодов работы возникло право на получение досрочной пенсии по старости, что предполагает обязанность органов пенсионного обеспечения назначить истцу пенсию в соответствии с требованиями ст. 22 Закона РФ «О страховых пенсиях», то есть в рассматриваемом случае с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение ГУ - УПФ РФ по Кантемировскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - УПФ РФ по Кантемировскому району включить Емельяненко Ирине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды ее работы в должности фельдшера здравпункта №4 городской больницы г. Ворошиловграда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности заведующей Высочиновским ФАП Марковской райбольницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - УПФ РФ по Кантемировскому району назначить Емельяненко Ирине Анатольевне досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Карпенко Т.В.
Дело №2-17/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кантемировка 31 января 2018 года.
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
Председательствующего судьи Карпенко Т.В.
при секретаре Наумкиной Г.В,
с участием истца Емельяненко И.А,
представителя истца-адвоката Жигалкина Д.А, представившего удостоверение №2919 и ордер №18922 от 14.12.2017 года
с участием представителя ответчика по доверенности Борзенко Л.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Емельяненко Ирины Анатольевны к ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Емельяненко И.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Кантемировскому району, указывая на то, что решением ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия необходимого специального стажа.
Из ее специального стажа работы ответчик исключил: курсы, отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы на территории Украины, периоды работы на 0,5 ставки.
С отказом в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и исключении из ее специального стажа периода работы на территории Украины истец не согласна, считает его незаконным, необоснованным.
Ответчик не включил в специальный стаж период работы истца на территории Украины, так как отсутствует ответ ПФ Украины на запрос УПФР по Кантемировскому району Воронежской области о подтверждении сведений о страховом стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение, приобретенном на территории Украины.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности фельдшера здравпункта №4 городской больницы г. Ворошиловграда, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Высочиновским ФАП- Фельдшером Марковской районной больницы. Работала истец на полной ставке, на условиях полного рабочего дня и полной рабочей неделе. Периоды ее работы подтверждаются справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Луганской городской многопрофильной больницы №6 Луганской области Украины, а также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной «Марковским районным территориальным объединением» Марковка Луганская область Украина. Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключение из специального стажа вышеуказанных периодов истец считает незаконным, просит признать недействительным решение ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, обязать ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району включить в специальный стаж работы в должности фельдшера здравпункта № городской больницы г. Ворошиловграда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности заведующей Высочиновским ФАП Марковской райбольницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий ей право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязать ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента ее первоначального обращения.
В судебном заседании истец Емельяненко И.А. и ее представитель Жигалкин Д.А. поддержали заявленные требования в полном объеме, просив их удовлетворить, уточнив, что период работы истца в должности заведующей Височиновским ФАП Марковской райбольницы Емельяненко И.А. была одновременно фельдшером и заведующей ФАП, так как работала она одна в данном ФАП и одновременно выполняла функции как фельдшера, так и заведующей. Она проводила самостоятельно необходимые медицинские манипуляции своим пациентам, осуществляла лечебную деятельность.
Представитель ответчика по доверенности Борзенко Л.В. исковые требования истца не признала, сославшись на решение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены мотивы отказа. При этом пояснила, что решение ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области принято на основании закона и требований пенсионного фонда РФ. Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта №4 городской больницы г. Ворошиловграда не могут быть включены в специальный стаж, так как отсутствует подтверждение льготного стажа компетентным органом в соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Высочиновским ФАП в Марковской ЦРБ не могут быть включены в специальный стаж, так как отсутствует подтверждение льготного стажа компетентным органом в соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, должность «заведующей» не предусмотрена соответствующими Списками и доказательства осуществления в указанный период Емельяненко И.А. лечебной деятельности (работа акушеркой или фельдшером или медицинской сестрой) отсутствуют. Учреждение «Фельдшерский пункт» не предусмотрено Списком. В соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ государства- участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Никаких изменений, дополнений к указанному вопросу в Соглашение не вносилось. За период времени, прошедший с момента вступления в силу названного Соглашения, законодательство в области пенсионного обеспечения в государствах-участниках претерпело существенные изменения. К примеру, в республике Молдова, Литовской республике, республике Казахстан, Грузии был отменен институт досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, пенсии назначаются по достижении соответствующего возраста на общих основаниях. При этом возраст, дающий право на пенсию, был повышен.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст.ст.2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.
Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
В соответствии со ст.45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, гарантируется равенство прав и свобод без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013года (в редакции от 23.05.2016 года) «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Как следует из трудовой книжки истца, и установлено в судебном заседании, истец ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в качестве фельдшера здравпункта в 6-ю городскую больницу г. Ворошиловграда, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ истец была зачислена на должность заведующей Височиновским ФАП Марковской райбольницы Ворошиловградской области, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Данные периоды работы истца происходили в респ. Украина.
В силу статьи 3 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
Критерием для определения права на досрочную пенсию, является осуществление определенных видов общественно-полезной деятельности, а не организационно-правовая форма такой деятельности с учетом наименования должности и наличие регистрации в качестве юридического лица у организации или учреждения, с которыми работник состоял в трудовых отношениях, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.
Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 марта 2004 года N 81-О. Кроме этого, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, установление тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию, не препятствует и положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Из уточняющих справок, предоставленных Государственным учреждением городской больницей №6 г. Ворошиловграда от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, подписанных главным врачом лечебного учреждения следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко И.А. работала в городской Больнице №6 г. Ворошиловград в должности фельдшера здравпункта №4 в режиме нормальной продолжительности рабочего времени (л. д. 34-36). Согласно справки, предоставленной Государственным учреждением Марковской районной больницей Ворошиловградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанной главным врачом лечебного учреждения следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко И.А. работала в Марковской районной больнице в должности заведующей Высочиновским ФАП в режиме нормальной продолжительности рабочего времени (л. д. 37). Данные документы ответчиком не были опровергнуты и принимаются судом, так как их подлинность не вызывает сомнений. Доводы ответчика о том, что указанные сведения, выданные лечебными учреждениями Украины, не являются справками компетентных органов Украины, суд считает надуманными. Истец не должен нести негативные последствия из-за невозможности получения необходимых справок в республике Украины в условиях сложившейся обстановки в данном государстве. Это подтверждается также невозможностью в настоящее время ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области самостоятельно истребовать необходимые документы, так как УПФ Украины в Марковском районе Луганской области игнорирует неоднократные запросы ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району о предоставлении доказательств льготного стажа истца (л.д.38,39).
Доводы ответчика относительно исключения из специального стажа работы истца периодов ее работы в должности заведующей Высочиновским ФАП по причине того, что должность «Заведующей» не предусмотрена соответствующими Списками и доказательства осуществления в указанный период Емельяненко И.А. лечебной деятельности (работа акушеркой или фельдшером или медицинской сестрой) отсутствуют, учреждение «Фельдшерский пункт» также не предусмотрено Списком, суд находит необоснованными. Пенсионное обеспечение медицинских работников до 1 января 2002 года регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В период работы истицы в оспариваемой должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовали Списки, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которые утратили силу с 1 октября 1993 года в связи с введением в действие Списков 6 сентября 1991 года N 464.
В соответствии с указанными Списками в льготный стаж работы входила работа в «больничных учреждениях всех типов и наименований» в должностях «врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности» (Список, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397), работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (Список, утвержденный Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В спорные периоды времени, истец работала средним медицинским персоналом.
По Списку №464 С 1 ноября 1999 г. стало действовать постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066. В Списках, утвержденных данным постановлением, были указаны конкретные должности и учреждения, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
При этом, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка засчитывалась в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 Списки должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусматривавшие включение ей в стаж, предоставляющие право назначения льготной пенсии по старости, период работы заведующей медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер). Из доводов, сообщенных истцом в судебном заседании, следует, что ее основной должностью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была должность фельдшера, а функции заведующей ФАП она выполняла наряду с основными функциями фельдшера. Данные доводы ответчиком в судебном заседании не опровергнуты.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и введением нового правового регулирования условий и порядка назначения пенсии, в том числе и новых правил подсчета специального трудового стажа, улучшающих положение работника, законодателем фактически было предоставлено работнику право льготного исчисления специального трудового стажа, который он имел по ранее действовавшему законодательству.
В постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 указал на пункт 3 Постановления N 1066, в соответствии с которым в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Наряду с этим, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что указанные периоды работы Емельяненко И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ- по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии.
При определении времени назначения досрочной пенсии по старости следует руководствоваться положениями ст.22 Закона РФ «О страховых пенсиях», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно заявления истца о назначении пенсии с указанным заявлением она обратилась в УПФ РФ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30). К указанному времени у истца с учетом спорных периодов работы возникло право на получение досрочной пенсии по старости, что предполагает обязанность органов пенсионного обеспечения назначить истцу пенсию в соответствии с требованиями ст. 22 Закона РФ «О страховых пенсиях», то есть в рассматриваемом случае с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение ГУ - УПФ РФ по Кантемировскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - УПФ РФ по Кантемировскому району включить Емельяненко Ирине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды ее работы в должности фельдшера здравпункта №4 городской больницы г. Ворошиловграда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности заведующей Высочиновским ФАП Марковской райбольницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - УПФ РФ по Кантемировскому району назначить Емельяненко Ирине Анатольевне досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Карпенко Т.В.