Дело № 2-544/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой И.М.,
при секретаре Басовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качанова А.А. к администрации Питкярантского муниципального района о признании договора аренды земельного участка заключенным,
установил:
Качанов А.А. обратился с названным иском по тем основаниям, что 28 декабря 2015 года между ним и администрацией Питкярантского городского поселения заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 418 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, сроком с 28 декабря 2015 года по 27 декабря 2035 года. Из иска следует, что 15.01.2016 истец обратился в Управление Росреестра по Республике Карелия для осуществления государственной регистрации договора аренды, однако ему было отказано из-за отсутствия постановления о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем он устно обратился в администрацию Питкярантского городского поселения с просьбой предоставить ему такое постановление, однако получил отказ ввиду того, что на момент заключения договора аренды издание постановления о предоставлении земельного участка не требовалось. Далее из иска следует, что в апреле 2018 года Качанов А.А. вновь обратился в Управление Росреестра по Республике Карелия для осуществления государственной регистрации договора аренды, но снова получил отказ по тем же причинам. В настоящее время администрация Питкярантского городского поселения ликвидирована, ее полномочия возглавляет администрация Питкярантского муниципального района. Истец просит признать договор аренды названного земельного участка № от 28.12.2015 заключенным, поскольку между сторонами были достигнуты все существенные условия, земельный участок предоставлен в соответствии с действующим в тот период законодательством.
В судебном заседании представитель истца адвокат Райскио О.А., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в исковом заявлении имеется опечатка в кадастровом номере земельного участка, верным считать кадастровый номер «№».
Представитель ответчика – администрации Питкярантского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствии, решение вопроса оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, считает установленным следующее.
В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Согласно п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 5 указанной статьи следовало, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: производился выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнялись в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществлялся его государственный кадастровый учет; принималось решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагались утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускалось утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимал решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01 марта 2015 года) решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действовало в течение трех лет.
В силу п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В судебном заседании установлено, что 28 декабря 2015 года между Качановым А.А. и администрацией Питкярантского городского поселения заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 418 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, сроком с 28 декабря 2015 года по 27 декабря 2035 года.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия № от 10 июля 2018 года об отказе в государственной регистрации следует, что решением от 10.04.20148 № осуществление действий по государственной регистрации договора аренды было приостановлено в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно отсутствует решение органа местного самоуправления о предоставлении указанного земельного участка в аренду, являющееся основанием для заключения договора аренды, и на основании ст. 27 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» истцу отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды №.
Так, согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент оформления ответчиком земельного участка, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 и п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно письму администрации Питкярантского муниципального района № от 12.12.2011 публикация о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка была размещена в газете «Новая Ладога» от 10.11.2011 №). Качанову А.А. было предложено обратиться в специализированную землеустроительную организацию для проведения работ по формированию земельного участка.
Постановлением администрации Питкярантского муниципального района № от 08 августа 2014 года утвержден акт о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>), утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале № и определена площадь 1418 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов.
10.11.2014 кадастровым инженером К.А.В. подготовлен межевой план вышеуказанного земельного участка.
17.11.2014 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
В соответствии с п.7 ст. 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В судебном заседании установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, о предоставлении земельного участка для строительства отсутствует.
Согласно письму Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок № от 11.11.2016 вышеуказанный земельный участок предоставлен Качанову А.А. по договору аренды № от 28.12.2015.
Конституционный суд РФ в определении от 5 июля 2001 года № 132-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией РФ права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего. Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ).
Решением Совета Питкярантского муниципального района от 11.04.2018 № на администрацию Питкярантского муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Питкярантского городского поселения. Решением Совета Питкярантского городского поселения 02.10.2018 администрация Питкярантского городского поселения, являющаяся муниципальным казенным учреждением ликвидирована. В связи с ликвидацией администрации ее полномочия возложены на администрацию Питкярантского муниципального района в силу закона.
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ установлен принцип судебной защиты нарушенного права. Перечень способов защиты нарушенного права установлен статьей 12 ГК РФ, и он не является исчерпывающим. В соответствии с абзацем вторым статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
На основании изложенного, принимая во внимание, что процедура предоставления земельного участка истцу для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соблюдена, никем не оспорена, действиями ответчика, являющегося исполнителем полномочий администрации Питкярантского городского поселения, нарушено право истца на пользование земельным участком, полагаю возможным исковые требования удовлетворить. Признать договор аренды земельного участка № от 28 декабря 2018 года заключенным.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, решение суда по настоящему делу будет являться основанием для государственной регистрации договора аренды № от 28 декабря 2018 года земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 418 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, сроком с 28 декабря 2015 года по 27 декабря 2035 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Признать договор аренды № от 28 декабря 2018 года земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 418 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, сроком с 28 декабря 2015 года по 27 декабря 2035 года, заключенным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Прокофьева