Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2020 г.
Дело № 2-1063/2020
УИД 83RS0001-01-2020-001504-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 28 октября 2020 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при помощнике судьи Лентьевой Л.Н.,
с участием представителя истца Головиной А.О.,
представителя ответчика Шустрова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» к Татариновой Алене Дмитриевне о взыскании единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
КУ НАО «Центр занятости населения» обратилось в суд с иском к Татариновой А.Д. о взыскании единовременной выплаты.
Требования мотивирует тем, что 25.11.2019 ответчик обратился в учреждение для поиска подходящей работы. 28.11.2019 Татариновой А.Д. написано заявление о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости. 11.12.2019 между учреждением и Татариновой А.Д. было заключено соглашение о предоставлении финансовой помощи в целях самозанятости. Ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и 19.12.2019 ему перечислена сумма единовременной финансовой помощи 172 800 рублей. В свою очередь, ответчик взятые на себя обязательства не исполнил, в установленный соглашением шестимесячный срок не представил в учреждение отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане, что является основанием для возвращения ответчиком денежных средств. До настоящего момента сумма финансовой помощи, несмотря на направленные требования, не возвращена.
Просит взыскать с ответчика сумму перечисленной финансовой помощи в размере 172 800 рублей.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, указав на нарушение соглашения ответчиком по предоставлению фининсово-отчетных документов. Требуемые документы представлены только 26 октября 2020 г., после обращения в суд с настоящим иском. Указывает, что сумма до настоящего момента не возвращена.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Его представитель в судебном заседании с требованиями не согласился, не оспаривая факт не предоставления истцу в установленный срок документов, полагал, что оснований для взыскания денежных средств не имеется, поскольку денежные средства направлены по целевому использованию. Указывает, что действительно отчет был предоставлен только 26 октября 2020 г. Вместе с тем, указывает, что непредставление такого отчета в соответствии с Положением не является основанием для взыскания денежных средств. Также ссылается на то, что истец не провел проверку деятельности ответчика, а также не направил требование о предоставлении документов, связи с чем истцом не соблюден претензионный порядок. Полагает, что возможность возвратить денежные средства отсутствует, поскольку денежные средства направлены на развитие деятельности ответчика.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации определены Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан, утвержденным постановлением администрации НАО от 01.06.2012 № 135-п (далее по тексту – Положение).
Согласно п.2 Положения Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - финансовая помощь при государственной регистрации) и единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - финансовая помощь на подготовку документов) предоставляется безработным гражданам в целях содействия самозанятости безработных граждан.
В соответствии с п. 3 Положения центр занятости информирует безработных граждан, желающих организовать собственное дело и получить финансовую помощь при государственной регистрации и финансовую помощь на подготовку документов, о правилах предоставления финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан.
В силу п. п. 4, 5 Положения, получателями финансовой помощи при государственной регистрации являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению Центра занятости (далее - безработные граждане). Получателями финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению Центра занятости.
На основании п. 16 Положения на основании решения комиссии по рассмотрению бизнес-плана Центр занятости в срок не позднее 5 рабочих дней со дня уведомления безработного гражданина о принятом решении заключает с безработным гражданином договор о содействии самозанятости безработных граждан.
Договор заключается сроком на один (1) год, предусматривает условия, сроки и порядок перечисления финансовой помощи при государственной регистрации и финансовой помощи на подготовку документов, условия о целевом расходовании финансовой помощи при государственной регистрации, обязательства по предоставлению отчетных документов об использовании и обязанность возврата финансовой помощи при государственной регистрации в случае ее нецелевого использования, ответственность за нецелевое использование полученной финансовой помощи при государственной регистрации (п. 17 Положения).
В силу п. 18 Положения перечисление финансовой помощи при государственной регистрации осуществляется на основании договора, заключенного между Центром занятости и безработным гражданином, на счет гражданина, открытый им в финансово-кредитной организации, не позднее 20 календарных дней с даты представления гражданином необходимых документов.
Гражданин, получивший финансовую помощь при государственной регистрации, несет ответственность за целевое расходование средств финансовой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 23 Положения).
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что гражданин, организовавший собственное дело и получивший финансовую помощь при государственной регистрации, обязан предоставить в Центр занятости не позднее первых 6 месяцев с момента получения финансовой помощи при государственной регистрации отчет об использовании единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению и надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане (платежные поручения с отметкой банка, товарные и кассовые чеки, счета, накладные, акты выполненных работ, другие финансово-отчетные документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах и в сроки, указанные в бизнес-плане).
В силу п.25 Положения центр занятости в течение 1 года после предоставления финансовой помощи при государственной регистрации осуществляет контроль за целевым использованием гражданином полученной финансовой помощи при государственной регистрации, в том числе посредством выездных проверок факта ведения собственного дела с составлением соответствующего акта.
За 1 месяц до истечения срока представления отчетных документов Центр занятости уведомляет в письменной форме гражданина, получившего финансовую помощь при государственной регистрации, о необходимости представить в установленный договором срок указанные документы.
В случае непредоставления гражданином отчетных документов в установленный в пункте 24 настоящего Положения срок Центр занятости составляет соответствующий акт (п.26).
Если гражданин в установленный договором срок не представил отчетные документы, Центр занятости в течение 1 месяца со дня истечения указанного срока дополнительно направляет исковое заявление в суд (п.27).
Судом установлено, что приказом КУ НАО «Центр занятости населения» от 28.11.2019 №332Д11/1926 Татаринова А.Д. признана безработной с назначением пособия по безработице.
11 декабря 2019 года между КУ НАО «Центр занятости населения» и Татариновой А.Д. заключен договор о предоставлении финансовой помощи в целях самозанятости.
В соответствии с п.1.1 Договора он регулирует отношения сторон по предоставлению финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан, в соответствии с постановлением администрации НАО от 01.06.2012 № 135-п.
Пунктом 1.3 Договора установлено, что Центр занятости содействует гражданину в организации самозанятости, путем предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
При этом в силу в силу п.2.1.1 Договора Центр занятости обязался перечислить на счет гражданина открытый в кредитном учреждении единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в сумме 172 800 рублей.
В силу п.2.2.1, 2.2.3 Договора ответчик обязался организовать самозанятость в форме индивидуального предпринимателя на территории Ненецкого автономного округа и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; предоставить в Центр занятости не позднее первых 6 месяцев с момента получения финансовой помощи при государственной регистрации отчет об использовании единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан по форме согласно приложению 2 к положению и надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы., подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане.
При возникновении форс-мажорных обстоятельств ответчик обязался известить Центр занятости в письменном виде о возникновении и причинах таких обстоятельств, согласовать установление новой даты предоставления отчета о расходовании единовременной финансовой помощи и документы в связи с возникшими обстоятельствами.
17 декабря 2019 г. Татаринова А.Д. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
18 декабря 2019 г. Татариновой А.Д. истцу подано заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан.
Приказами от 18.12.2019 постановлено оказать единовременную финансовую помощь в размере 172 800 рублей 00 копеек. Татаринова А.Д. снята с учета в целях поиска подходящей работы.
Платежным поручением от 19.12.2019 ответчику перечислена сумма единовременной финансовой помощи в размере 172 800 рублей 00 копеек.
Таким образом, со своей стороны КУ НАО «Центр занятости населения» обязательства исполнило в полном объеме.
В свою очередь, ответчик обязательства по договору исполнил ненадлежащим образом, а именно в нарушении п.2.2.3 не представил в шестимесячный срок со дня перечисления денежных средств отчет об использовании единовременной финансовой помощи с приложенными подтверждающими расходование денежных средств документами, не сообщил в письменной форме об обстоятельствах препятствующих предоставлению таких документов.
В силу ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как предусмотрено п.2.2.6 Договора Татаринова А.Д. обязалась возвратить на расчетный счет Центра занятости населения полученную единовременную финансовую помощь в случае, в том числе, непредставления в установленный п.2.2.3 период отчета о расходовании единовременной финансовой помощи и документов (с приложением копий), подтверждающих указанные расходы.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца обоснованными, а с ответчика подлежит взысканию сумма оказанной финансовой помощи в размере 172 800 рублей.
Доводы ответчика о предоставлении 26 октября 2020 г. отчета с приложенными документами на законность требований истца не влияют, поскольку срок для предоставления таких документов пропущен, о невозможности предоставления документов истцу не сообщалось. При этом отчет подан ответчиком уже после обращения истца в суд с требованиями о взыскании указанных сумм.
Также суд не может принять во внимание ссылку ответчика на отсутствие оснований для взыскания денежных средств, в связи с тем, что положение указанное основание не предусматривает, а срок действия договора составляет 12 месяцев.
Указанная ссылка представителя ответчика не основана на нормах права, поскольку п.27 Положения, п.2.2.6 Договора прямо предусматривают возможность Центра занятости населения требовать с гражданина возвратить денежные средства, выплаченные в качестве финансовой помощи при непредставлении таких документов.
То обстоятельство, что истцом не была исполнена обязанность по уведомлению гражданина за месяц до истечения срока представления отчетных документов о необходимости представить в установленный договором срок указанные документы не влияет на обязанность ответчика возвратить денежные средства, поскольку при подписании договора он был уведомлен об условиях предоставления выплаты, обязанностях, сроках выполнения обязанности по предоставлению отчета, однако в установленный срок свои обязательства не выполнил.
Ссылка на то, что истцом проверка деятельности Татариновой А.Д. не проводилась правового значения не имеет, поскольку само по себе не предоставление отчета с документами, подтверждающими расходы является основанием для возложения обязанности возвратить сумму финансовой помощи. При этом предоставление таких документов является обязанностью ответчика.
Также суд не принимает во внимание доводы ответчика об обязанности истца обратиться в суд за расторжением договора. В силу ст.ст. 39, 196 ГПК РФ требования определяются истцом. При этом суд также учитывает, что помимо взыскиваемой суммы договором предусмотрена другая выплата, требований относительно которой не заявлено.
Вопреки доводам представителя ответчика претензионный порядок разрешения указанного спора ни законом, ни договором не предусмотрен.
Нарушение срока, установленного п.27 Положения для обращения в суд, не влияет на право истца требовать возврата суммы финансовой помощи, поскольку такой срок не является пресекательным.
Иные доводы представителя ответчика правового значения не имеют и на обоснованность требований истца не влияют.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 4656 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» к Татариновой Алене Дмитриевне о взыскании единовременной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Татариновой Алены Дмитриевны в пользу казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» средства единовременной финансовой помощи в размере 172 800 рублей (Сто семьдесят две тысячи восемьсот рублей) 00 копеек.
Взыскать с Татариновой Алены Дмитриевны в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 4656 рублей (Четыре тысячи шестьсот пятьдесят шесть рублей) 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий подпись В.В. Распопин