Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1196/2014 ~ М-112/2014 от 10.01.2014

Дело № 2-1196/29-2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2014 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,

при секретаре Огородниковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л :

Карельский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, указывая, что в период проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от <адрес> в сторону железнодорожных путей находится несанкционированная свалка бытовых отходов. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Несоблюдение федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления влечет за собой загрязнение природной среды, может повлечь иные тяжкие последствия, нарушает права и законные интересы населения, в том числе, право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с правовыми нормами ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. На основании изложенного, учитывая также положения Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», прокурор просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от <адрес> в сторону железнодорожных путей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГСК «Восход-2», ГСК «Союз-1».

Помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. в судебном заседание заявленные требования о ликвидации несанкционированной свалки поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Полагает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Петрозаводского городского округа, положения п.17 ст.5 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденные решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-813 являются недействительными в части возложения обязанности по уборке на лиц, при оформлении договорных отношений с которыми, такая обязанность не была предусмотрена.

Представитель Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены; представили письменный отзыв на иск, просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ГСК «Союз-1» Ермолаев В.А., являющий председателем, заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ГСК «Восход-2» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещались по юридическому адресу.

Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам:

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса … являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (часть 1 статьи 7 Закона).

Аналогичное положение содержится в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).

Судом установлено, что в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от <адрес> в сторону железнодорожных путей находится несанкционированная свалка бытовых отходов.

Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

Наличие несанкционированной свалкивлечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренную ст. 42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В силу статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Часть 2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, включая вопрос организации благоустройства и озеленения территории.

Возложен6ие обязанностей органов местного самоуправления по содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, иначе, как на договорной основе законодательством не предусмотрено.

Наличие свалки подтверждается также рапортом помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора, фотографиями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что размещение свалки на противоположной стороне дороги от <адрес> в сторону железнодорожных путей осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории Петрозаводского городского округа, так и неопределенного круга лиц.

Лица, разместившие эти отходы, не установлены.

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает доказанным факт несанкционированного размещения отходов на территории Петрозаводского городского округа, а также принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированнаясвалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам; лица, виновные в образовании свалки, не установлены, при таких обстоятельствах обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированнойсвалки, расположенной на противоположной стороне дороги от <адрес> в сторону железнодорожных путей должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа, которая является органом, обязанным организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления. С учетом мнения сторон, погодных условий, срок исполнения решения суда устанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ответчика в письменном отзыве по изложенным выше основаниям не являются основанием для отказа в удовлетворении требований.

Ответчик ссылается на то, что несанкционированная свалка расположена в тридцатиметровой зоне от границы земельного участка с кадастровым номером , предоставленного по договору аренды земельного участка ГСК «Союз-1», и от границы земельного участка с кадастровым номером , предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ГСК «Восход-2».

В соответствии с п.2 ст.5 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденные решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-813, организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.

Определение границ территорий для уборки оформляется путем заключения соглашения о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица.

До заключения соглашения о закреплении территории для уборки, уборка территории осуществляется в границах, размеры которых определены пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.

Согласно п.17 ст.5 данных Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним тридцатиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий, строений, сооружений), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.

Однако суд учитывает, что обязанность хозяйствующего субъекта по уборке прилегающих территорий может возникнуть исключительно с его согласия посредством согласования схемы прилегающей территории, которая является двусторонним соглашением. Вышеуказанное положение Правил (п.17 ст.5) противоречит требованиям федерального законодательства, существенно нарушает права организаций и физических лиц, в связи с чем судом названное положение Правил применению не подлежит в рассматриваемом споре.

С учетом положений ст.103 ГПК РФ, п/п 19 п.1 ст.333-36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от <адрес> в сторону железнодорожных путей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Т.Н.Тимошкина

Решение принято в

окончательной форме 21.02.2014.

2-1196/2014 ~ М-112/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
ГСК "Союз-1"
ГСК "Восход-2"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тимошкина Т.Н.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2014Передача материалов судье
14.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2014Судебное заседание
10.02.2014Судебное заседание
17.02.2014Судебное заседание
21.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2014Дело оформлено
19.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее