Дело № 2-4649/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Позныревой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании заключить контракт на проведение работ, произвести регистрацию прав собственности.
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов РФ обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству обороны РФ об обязании Министерство обороны РФ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка № расположенного по адресу: АДРЕС примерной площадью 10000 кв.м. (1 га); установить границы земельного участка с составлением межевого плана: поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности РФ.
Свои требования истец мотивирует тем, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указал, что решением ..... по иску военного прокурора 72 военной прокуратуры суд обязал Минобороны заключить контракт на проведение работ в отношении земельного участка с № по адресу: АДРЕС общей площадью 29 700 га.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание.
Суд, выслушав позицию представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 № 335 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения.
Проверкой установлено, что на основании Постановления Совета Министров СССР от 28.02.1953 № 4616-рс, для государственных надобностей выделен земельный участок площадью 160000 кв.м. (16 га) (тех.позиция) по адресу: АДРЕС находившийся на балансе ФГКЭУ «.....» Минобороны России в составе военного городка № используемый в настоящее время в интересах войсковой части № (.....).
В соответствии с Приказом Минобороны России от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКЭУ «..... Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России с передачей на баланс Управления объектов недвижимости, в том числе и названного земельного участка площадью 16 га.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу положений ст. 210 ГК РФ бремя содержания недвижимого имущества несет его собственник – Министерство обороны РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Проведенным 42 военной прокуратурой гарнизона с участием представителей ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России осмотром земельных участков, расположенных вблизи АДРЕС установлено, что в границах кадастрового квартала № расположенного около 116 земельных участков СНТ «Гранат», принадлежащие на праве собственности членам садового товарищества. По периметру возведено ограждение, доступ ограничен.
В непосредственной близости (на расстоянии до 25 метров) от территории СНТ «Грана» на земельном участке военного городска № примерной площадью 1 га расположен 1-й опорный узел связи, используемый в интересах воинской части 43431 (ВКС).
Вместе с тем, границы земельного участка военного городска № примерной площадью 1 га, расположенного на территории АДРЕС, находящегося на балансе ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны РФ, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности РФ на него не произведена.
Представителем ответчика в материалы дела представлены возражения относительно исковых требований, в котором Министерство обороны РФ просит отказать в исковых требованиях, по следующим основаниям.
08 октября 2019 года ..... вынесено решение № по иску заместителя военного прокурора 72 военной прокуратуры, действовавшего в защиту интересов РФ к Министерству обороны РФ об обязании заключить на конкурсной основе государственный контракт на проведение работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером: 50:26:0000000:51662 расположенного по адресу: АДРЕС 297 000 000 кв.м., с дальнейшим составлением межевого плана. 22 июня 2020 года апелляционным определением ..... (№) вышеназванное решение оставлено без изменения.
Согласно ответу начальника ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны РФ от 08.07.2020г. №, земельный участок военного городка №, расположенного по адресу: АДРЕС примерной площадью 10000 кв.м., входит в границы земельного участка с № на который зарегистрировано право собственности РФ и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России (дата регистрации 03.02.2020г.)
Кроме того, ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России по поручению Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ подготовлены перечни земельных участков, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы. Земельный участок с № включен в перечень земельных участков, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы в 2020 году в первичном порядке.
Суд указанные доводы отклоняет, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих вхождение земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС) примерной площадью 10000 кв.м., в границы земельного участка с К№, не представлено. Кроме того, границы земельного участка с № до настоящего времени не установлены.
Ввиду того, что до настоящего времени кадастровые (землеустроительные) работы по установлению границ земельного участка не проведены, земельные участки, граничащие с земельным участком площадью 1 га военного городка №, используемого в интересах войсковой части 43431, без каких-либо ограничений могут выделяться Администрацией Одинцовского городского округа Московской области третьим лицам под строительство, размещение садовых участков, кооперативов и производственных площадей.
Кроме того, отсутствие правоустанавливающих документов препятствует установлению запретных зон военных объектов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению. Данный вывод суда основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, который даст оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании заключить контракт на проведение работ, произвести регистрацию прав собственности, - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны РФ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельный участок военного городка №, расположенного по адресу: АДРЕС примерной площадью 10000 кв.м. (1 га); установить границы земельного участка с составлением межевого плана: поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости; произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина
Мотивированное решение составлено 21 июля 2020 года.