Дело № 2-4628/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года г.Уфа
Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Графенковой Е.Н.,
при секретаре Исламгалиевой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юлташева А. С. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ, о расторжении договора, нарушающего требования закона,
УСТАНОВИЛ:
Юлташев А.С. обратился в суд с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфы РБ о расторжении договора, нарушающего требования закона, мотивируя тем, что 03 апреля 2018 года между истцом и ответчиком УЗиО Администрации ГО г.Уфа заключен договор №40/т – 18 аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Уфа, Калининский район, жилой район Самохваловка, ориентир: квартал 31 «Л», земельный участок №10, общей площадью 1501 кв.м. Вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Цель аренды, согласно п.1.1 Договора, для индивидуального жилищного строительства. Цель достигнута, жилой дом построен, кадастровый номер объекта недвижимости №. Сторонами в договоре являются: истец Юлташев А.С., УЗИО Администрации ГО г.Уфа.
Также истец указал, что статьей 39 Земельного кодекса РФ установлено, что условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Соответственно, на рассматриваемые в суде договорные отношения распространяются, в числе других, и положения о свободе договора, и о досрочном исполнении обязательств, расторжении договора и недействительности договора.
В соответствии со статьей 431.1. ГК РФ «Недействительность договора», положения настоящего Кодекса о недействительности сделок применяются к договорам, если иное не установлено правилами об отдельных видах договоров и настоящей статьей.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ (к которой отсылает ст. 431.1), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пункты 3.2, 5.4.13, 7.3 договора содержат прямое нарушение закона, так как возврат участка по истечении срока аренды при наличии на нем объекта недвижимости нарушает имущественные права арендатора и противоречит положениям нормативноправовых актов.
Пункт 3.2. Договора гласит: В случае использования Арендатором земельного участка по истечении срока действия настоящего Договора (несвоевременный возврат арендованного земельного участка в соответствии со ст. 622 ГК РФ) он обязан вносить арендную плату за пользование земельным участком в размере и порядке, установленном настоящим Договором и неустойку, предусмотренную п.7.3. Договора.
Пункт 5.4.13. Договора: По истечении срока действия Договора Арендатор обязан в 10-дневный (срок) передать Участок по акту приема-передачи Арендодателю. При этом Арендатор несет ответственность за ухудшение Участка в течение срока действия Договора до момента возврата данного земельного участка Арендодателю.
Пункт 7.3. В случае невозвращения Участка Арендодателю при прекращении настоящего договора в срок, установленный п. 5.4.13. Договора, Арендатор, помимо внесения арендной платы в соответствии с п. 3.2. Договора, уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,05% от месячного размера арендной платы за каждый день просрочки, перечисляя ее в порядке, предусмотренном в разделе 4 Договора. Неустойка не выплачивается, если просрочка в возвращении Участка была вызвана действиями Арендодателя.
Участок взят в аренду для строительства, размещение на участке жилого дома, как итог целевого использования делает данные положения противоречащими закону. Возврат земельного участка подразумевает отчуждение индивидуального жилого дома. Это полностью нарушает имущественные права, противоречит общим принципам гражданского законодательства.
В числе нарушаемых норм, п. 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ который определяет: если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Оспариваемый договор указывает на возврат земельного участка, не взирая на наличие на нем жилого дома.
Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3,422 ГК РФ).
Истец просит суд признать недействительным и обязать УЗиО Администрации ГО г.Уфа РБ расторгнуть договор аренды земельного участка №40/т – 18 от ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.№, общей площадью 1501 кв.м.
Истец Юлташев А.С., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки не известны. Имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Арсланов Ш.М., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что истец построил на арендуемом участке жилой дом, через 20 лет он обязан участок вернуть, либо, если будет им пользоваться, платить неустойку. При наличии на участке построенного жилого дома эти условия нарушают имущественные права арендатора и противоречат положениям нормативно – правовых актов.
На судебном заседании представитель ответчика УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ Горбатова Е.С., действующая по доверенности, исковые требования не признала, указывая на то, что существенные обстоятельства для расторжения договора отсутствуют, истец сам, добровольно подписал договор аренды, в настоящее время истец имеет задолженность по уплате арендной платы за земельный участок. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Просила в иске отказать.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
При этом согласно п. п. 1, 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В силу ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Статья 65 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Таким образом, одностороннее расторжение договора по общему правилу не допускается и возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Расторжение договора в судебном порядке по требованию одной из сторон возможно лишь в случае существенного нарушения договора другой стороной либо в других случаях, которые должны быть прямо предусмотрены законом или договором.
Судом установлено, что 03 апреля 2020 года между УЗиО Администрации ГО г.Уфа и Юлташевым А.С. заключен договор аренды земельного участка № 40/т – 18от 03.04.2018 года с кадастровым номером №, общей площадью 1501 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, общей площадью 1501 кв.м.
Срок аренды по договору установлен с 30 марта 2018 года до 30 марта 2038 года.
Согласно п.п.4.1 и 4.2 Договора, размер годовой арендной платы установлен 149600 рублей, арендная плата пересмотру не подлежит.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка по состоянию на 12февраля 2018 года, согласно которому земельный участок по адресу: <адрес>, ориентир: квартал 31 «Л», участок 10, отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст.620 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;
4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
На основании п. 6.7 договора аренды договор в случае намерения одной из сторон досрочно расторгнуть Договор, она направляет другой стороне, не менее чем за три месяца, письменное уведомление об этом.
Истец, в нарушение п. 6.7 Договора, не направила Арендодателю письменное уведомление о намерении расторгнуть договор аренды.
Пунктом 5.4.13. Договора аренды предусмотрено, что по истечении срока действия Договора Арендатор обязан в 10-дневный (срок) передать Участок по акту приема-передачи Арендодателю. При этом Арендатор несет ответственность за ухудшение Участка в течение срока действия Договора до момента возврата данного земельного участка Арендодателю.
Согласно пункта 7.3. Договора, в случае невозвращения Участка Арендодателю при прекращении настоящего договора в срок, установленный п. 5.4.13. Договора, Арендатор, помимо внесения арендной платы в соответствии с п. 3.2. Договора, уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,05% от месячного размера арендной платы за каждый день просрочки, перечисляя её в порядке, предусмотренном в разделе 4 Договора. Неустойка не выплачивается, если просрочка в возвращении Участка была вызвана действиями Арендодателя.
Истцом в обосновании своих требований указано, что вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. На основании п.1.1 договора, цель аренды - для индивидуального жилищного строительства. Данная цель достигнута, жилой дом построен. Оспариваемый договор указывает на возврат земельного участка, не взирая на наличие на нем жилого дома.
Между тем, приняв на себя права и обязанности по указанному договору, истец как арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, существенные обстоятельства для расторжения договора отсутствуют, истец сам, добровольно подписал договор аренды, согласился с его условиями.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020 г. было отменено решение Калининского районного суда г. Уфы от 21.11.2019 г., истцу было отказано в иске к УЗИО Администрации ГО г. Уфы РБ о возложении обязанности расторгнуть договор аренды земельного участка № 40т-18 от 03.04.2018 г., подготовив соответствующее соглашение, подготовить и заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:040564:150, площадью 1501 кв.м, по адресу: <адрес> «для эксплуатации индивидуального жилого дома».
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При вынесении вышеуказанного решения суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных договором и нормативными актами, для досрочного расторжения договора аренды и для одностороннего отказа от договора аренды.
Таким образом, судом не установлены правовые основания для признания недействительным договора аренды земельного участка и его расторжения.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Юлташева А.С.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Юлташева А. С. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о расторжении договора, нарушающего требования закона отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Е. Н. Графенкова