52RS0053-01-2021-000778-41 Дело № 2-24/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урень 17 января 2022 года
Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зорина А.П.,
при секретаре Потехиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загудаева С. Д. к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области, Васиной А. Г. о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Загудаев С.Д. обратился в суд с иском к администрации Уренского муниципального округа <адрес> о признании права собственности на жилой дом, указав, что в период с 14.12.1994 года он зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Данный дом принадлежал его родителям, которые также ранее в нем проживали.
Документов, подтверждающих право собственности на данный жилой дом никто никогда ранее не оформлял, в связи с чем в настоящее время какие-либо правоустанавливающие документы на данный дом отсутствуют.
В настоящее время ему необходимо оформить право собственности на указанный жилой дом в соответствии с законодательством, но по причине отсутствия необходимых документов кроме как в судебном порядке сделать это не предоставляется возможным.
Жилой дом согласно сведениям, из ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области имеет кадастровый № имеет один этаж, площадью: 56,7 кв.м. кадастровой стоимостью 335860,18 рублей.
Учитывая, что жилой дом находился во владении его семьи правомерно, что свидетельствует о добросовестном приобретении, в настоящее время он единственный кто владеет и ухаживает за домом на протяжении более чем двадцати лет открыто и непрерывно, в течение указанного периода никакое иное лицо не предъявляло своих прав на данное имущество, истец полагает, что у него возникло законное право на признание за ним права собственности в силу приобретательной давности на жилой дом, кадастровый №, один этаж, площадью:56.7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На основании вышеизложенного, истец просит признать за ним, право собственности на жилой дом, кадастровый №, площадью 56,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена Васина А. Г..
Истец Загудаев С.Д. исковые требования поддержал. Пояснил, что проживал в спорном доме. Сейчас приезжает периодически в него, ремонтирует, страхует его. Дом принадлежал его родителям, иных претендентов на дом не имеется.
Представитель истца Рябков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик – Васина А.Г. в судебное заседание не явилась. О дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть дело без её участия. С исковыми требованиями согласна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Выслушав доводы истца и представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ: «Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом».
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ «Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом».
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ «В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности».
Установлено, что 02.12.20195 года умерла мать истца – Загудаева Е.И., что подтверждается свидетельством о рождении II-ТН № от 12.04.1978 г. и свидетельством о смерти серии IV-ТН № выданным 24.03.2020 года Отделом ЗАГС Уренского района главного управления ЗАГС Нижегородской области.
Согласно выписки из похозяйственной книги № от 23.03.2020 г. Загудаева Е.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии со ст.1142 ГК РФ «1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя».
Наследниками первой очереди после смерти Загудаевой Е.И. по закону являются Калеганов Е.Г., Загудаев С.Д., Васина А.Г.
Истец, как наследник к имуществу своей матери, претендует на наследственное имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе в силу приобретательной давности по ст.234 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ лицо - 1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации….
4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" - давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из пункта 16 указанного постановления следует, что право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу 1 пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с частью 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержат запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них.
Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.
Согласно выписки из ЕГРН, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, правообладателей не имеет.
Установлено, что Загудаев С.Д. с 1994 года и до настоящего времени проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежал его матери – Загудаевой С.Д., распоряжается домом как своим собственным недвижимым имуществом, делает ремонт, оплачивает страховку, коммунальные платежи, что подтверждается материалами дела, поэтому он приобрел право собственности на данный жилой дом в силу приобретательской давности.
Согласно ст.1152 ГК РФ «Для приобретения наследства наследник должен его принять…»
Согласно ст.1154 ГК РФ «1. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства».
В соответствии со ст.1142 ГК РФ «4. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации».
Установлено, что Загудаев С.Д. фактически принял все наследственное имущество как единое целое.
Калеганов Е.Г., Васина А.Г. претензий по наследству не имеют, другие наследники отсутствуют.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что после смерти матери Загудаев С.Д., как его наследник, является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.
Исходя из вышеуказанного, суд считает, что исковые требования Загудаева С.Д. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Загудаева С. Д. к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области, Васиной А. Г. о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за Загудаевым С. Д. право собственности на жилой дом, кадастровый №, общей площадью 56,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Уренский районный суд Нижегородской области.
Судья: А.П. Зорин
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 года.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: А.П. Зорин