Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2021 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Куренковой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловской Е.С.,
с участием помощника прокурора Заволжского района г. Ульяновска Юмановой Э.З.,
представителя административного истца Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК № УФСИН России по Ульяновской области к Соловьеву Алексею Владимировичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» обратился в суд с административным исковым заявлением к Соловьеву Алексею Владимировичу об установлении административного надзора. В обоснование заявленных требований указано, что Соловьев А.В. осужден приговором Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 27 августа 2020 года по ч.2 ст. 314.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 22 октября 2020 года. Как следует из приговора Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 27 августа 2020 года, решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 23 августа 2018 года в отношении Соловьева А.В. был установлен административный надзор сроком на 3 года с установлением административных ограничений. В связи с тем, что Соловьев А.В. совершил преступление в период нахождения под административным надзором, в отношении него надлежит снова установить административный надзор. Административный истец с целью недопущения рецидива преступлений и наиболее эффективного контроля за осужденным после освобождения из мест лишения свободы просил суд установить в отношении Соловьева А.В. административный надзор на определенный срок, установленный законодательством со следующими ограничениями:
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иных подобных мероприятий, не носящих общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельных публичных мероприятий, а именно митингов, шествий, демонстраций, пикетирования, проводимых администрацией города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23:00 до 06:00 часов;
- запретить выезжать за пределы территории, избранной им для проживания на территории РФ;
- два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Соловьев А.В. о судебном заседании извещен надлежащим образом, от участия в судебном заседании отказался.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившегося ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что исковое заявление административного истца подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 1 Закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального Закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу требований ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Как установлено в судебном заседании, решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 23 августа 2018 года в отношении Соловьева А.В. был установлен административный надзор сроком на 3 года с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки на регистрацию 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрета выезда за пределы <адрес>; запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, после 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
Приговором Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 27 августа 2020 года с учетом апелляционного постановления Ростовского областного суда от 22 октября 2020 года Соловьев А.В. осужден по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, то есть за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
По отбытии срока наказания Соловьев А.В. подлежит освобождению из мест лишения свободы 23 января 2021 года как лицо, имеющее судимость за совершение преступления небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Исходя из пункта «в» части 3 статьи 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания.
Вышеприведенные положения закона носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Таким образом, административный надзор подлежит установлению на срок 3 года.
При разрешении исковых требований об установлении конкретных видов ограничений и возложении обязанностей суд исходит из следующего.
В силу требований ч.2 ст.4 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации является обязательным административным ограничением, подлежит безусловному применению.
Учитывая, данные о личности Соловьева А.В., его характеризующие данные согласно приговору суда, а также обстоятельства и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления, суд полагает возможным кроме обязательного ограничения в виде явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, установить ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток: с 23.00 до 06.00 час.
По мнению суда, установление именно указанных выше административных ограничений и установление административного надзора на срок 3 года, позволит предупредить совершение Соловьевым А.В. новых преступлений и других правонарушений, окажет профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
В связи с этим административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.
Суд отмечает, что поднадзорное лицо в течение срока административного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона № 64-ФЗ, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Относительно ограничения в виде запрета посещения определенных мест и мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в них, запрета выезда за пределы <адрес> суд в удовлетворении искового заявления в этой части отказывает, поскольку административным истцом необходимость их установления должным образом не обоснована.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области к Соловьеву Алексею Владимировичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Соловьева Алексея Владимировича на срок 3 года, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении Соловьева Алексея Владимировича установить следующие административные ограничения:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, на территории Российской Федерации в период времени с 23.00 часов до 06.00 часов;
один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья О.Н. Куренкова