Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года г. Москва
Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Невзоровой М.В., при помощнике Колесниковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-288/20 по заявлению Лагуновича С.И., Шиловской М.Л., Никифоровой В.В., Князевой М.Б., Князевой К.Л., Крюкова А.С. к Совету депутатов муниципального округа Северное Медведково, аппарату Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково, главе муниципального округа Северное Медведково Денисовой Т.Н., Комиссии Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково по защите прав граждан, охране общественного порядка и согласованию установки ограждающих устройств о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 25 июня 2019 г. № 7/8-СД с изменениями,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 25 июня 2019 г. № 7/8-СД «Об отмене решения Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 18 апреля 2019 г. № 4/5-СД» с изменениями, оформленными решениями от 1 июля 2019 г. № 8/1-СД, от 13 ноября 2019 г. № 12/10-СД, от 23 января 2020 г. № 1/9-СД, от 20 февраля 2020 г. № 3/5-СД.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением отменено решение о согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: …., при этом решение об их установке оформлено протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, ограждающие устройства не создают препятствий или ограничений проходу пешеходов и проезду транспортных средств, прав граждан не нарушают, имеют целью ограничить поток транзитного транспорта по территории двора, решение собственников многоквартирного дома об установке ограждающих устройств не было оспорено в установленном порядке; решение о согласовании установки ограждающих устройств принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013г. № 428-ПП. По сообщению административных ответчиков, оспариваемое решение принято на основании жалоб жильцов соседних домов, а не дома № 22; первоначальное решение о согласовании установки ограждающих устройств в установленном порядке оспорено не было.
В судебное заседание административные истцы Лагунович С.И., Князева К.Л., Никифорова В.В., Шиловская М.Л., Крюков А.С. и представитель административного истца Никифоровой В.В. – Апостолова А.А. явились, требования поддержали.
Административный истец Князева М.Б. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представители административных ответчиков Чепусенко М.А. и Болюх А.С. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения требований административных истцов по доводам письменного отзыва и дополнений к отзыву, ссылаясь на несоблюдение в результате установки шлагбаумов п.9.2 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП, наличие жалоб и конфликтов между жителями микрорайона, жалобы организации, выполняющей работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также ссылались на то, что в соответствии с планом межевания квартала территория под номером 53 охватывает весь квартал и является территорией общего пользования, следовательно, все ограждающие устройства квартала № 12 должны обеспечивать внутриквартальный транзитный проезд.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Решением Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 18 апреля 2019 г. № 4/5-СД согласована установка ограждающих устройств (2 шлагбаума и 12 парковочных столбиков) на придомовой территории по адресу: …. согласно прилагаемому проекту при условии обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб, а также круглосуточного и беспрепятственного доступа на территорию общего пользования пешеходам и транспортным средствам. Решение было принято в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 11 июля 2012 г. № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», на основании обращения уполномоченного лица и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установке ограждающего устройства на придомовой территории многоквартирного дома.
Решением Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 25 июня 2019 г. № 7/8-СД отменено решение Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 18 апреля 2019 г. № 4/5-СД «О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: ….». Данное решение принято в связи с выявленными нарушениями установленного постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП порядка проезда транспортных средств на территории общего пользования, на основании обращений собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: …., директора ГБОУ Школа № …, управы района Северное Медведково. Пунктом 3 решения установлено, что решение вступает в силу со дня его принятия.
Решение принято единогласно на заседании Совета депутатов, что подтверждается выпиской из протокола заседания Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 25 июня 2019 г. № 7 (л.д. 97-98).
Решением Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 1 июля 2019 г. № 8/1-СД приостановлено действие решения от 25 июня 2019 г. № 7/8-СД до 12 ноября 2019 г. в целях принятия решения об установке ограждающих устройств, не препятствующих проезду жителям микрорайона № 12 на территории общего пользования.
Решением Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 13 ноября 2019 г. № 12/10-СД внесены изменения в решение от 1 июля 2019 г. № 8/1-СД, установлен срок приостановления действия оспариваемого решения по 22 января 2020 г.
Решением Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 23 января 2020 г. № 1/9-СД внесены изменения в решение от 1 июля 2019 г. № 8/1-СД, установлен срок приостановления действия оспариваемого решения по 20 февраля 2020 г.
Решением Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 20 февраля 2020 г. № 3/5-СД внесены изменения в решение от 25 июня 2019 г. № 7/8-СД, установлен срок вступления в силу оспариваемого решения – 20 февраля 2020 г., признаны утратившими силу решения от 1 июля 2019 г. № 8/1-СД, от 13 ноября 2019 г. № 12/10-СД, от 23 января 2020 г. № 1/9-СД.
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 8 июля 2014 г. № 9477 утвержден разработанный ГУП «ГлавАПУ» Москомархитектуры по заказу Департамента земельных ресурсов города Москвы проект межевания территории квартала, ограниченного …ул., … ул., пр. … и ул. …. Данным распоряжением участок № 6 площадью 0,731 га установлен жилому дому по адресу: …, в том числе участок с минимальными обременениями 0,243 га, при этом часть участка площадью 0,10 га – зона действия публичного сервитута для прохода и проезда через земельный участок.
Согласно Плану градостроительных регламентов, участок № 6 включает в себя проезжую часть у дома № … по ул. …, на которой установлены ограждающие устройства, препятствующие свободному проезду транспортных средств.
Административными ответчиками представлены заявления и жалобы жителей домов №№ … по проезду … по ул. … на ограничение беспрепятственного доступа транспортных средств на территории общего пользования в результате установки шлагбаумов на территории, прилегающей к дому № … по ул. … (л.д. 115-126), обращение главы управы района Северное Медведково г. Москвы (л.д. 127), заявление директора ГБОУ Школа № … с просьбой запретить установку шлагбаума на проезжей части, прилегающей к дому № …по ул. … в связи с затруднением свободного проезда экстренных служб к структурным подразделениям ГБОУ Школа № … (л.д. 128).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования
Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами города Москвы, - уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными в порядке, установленном федеральным законодательством (ч. 8 ст. 17 названного закона).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 11 июля 2012 г. № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере благоустройства: согласование установки ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов.
В соответствии с п. 3 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. N 428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» (далее – Порядок) установка ограждающих устройств осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме, или по результатам опроса среди собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в рамках реализации пилотного проекта "Электронный дом" (далее - опрос), инициатором которого выступает собственник помещений в многоквартирном доме, при условии, что в таком опросе приняли участие и проголосовали за установку ограждающего устройства более половины от общего числа физических лиц - собственников помещений в многоквартирном доме.
При наличии утвержденного проекта межевания территории, на которой располагается многоквартирный дом, установка ограждающих устройств осуществляется в границах придомовой территории, определенной в соответствии с проектом межевания территории.
Утвержденный проект межевания территории, на которой располагается многоквартирный дом, либо письменное подтверждение о его отсутствии, выданные Департаментом городского имущества города Москвы в установленном порядке, прилагаются к решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или сформированным на бумажном носителе результатам опроса.
В силу п. 7 указанного Порядка решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или сформированные на бумажном носителе результаты опроса с приложением проекта размещения ограждающего устройства, в котором указывается место размещения ограждающего устройства на придомовой территории, определенной в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при его наличии), а также тип, размер, внешний вид ограждающего устройства, направляется уполномоченным собственниками лицом для согласования в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства (далее - совет депутатов).
Согласно п.п. 9, 9.1, 9.2 Порядка основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются: несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб; создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (далее - территории общего пользования).
Собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб (п. 12 Порядка).
Согласно п. 13 Порядка запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.
Решение Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 18 апреля 2019 г. № 4/5-СД «О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: …» принято при условии обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию транспортных средств.
Поскольку собственниками многоквартирного дома … по ул. …, принявшими решение об установке ограждающих устройств, не был обеспечен беспрепятственный доступ на территории общего пользования транспортных средств, что было выявлено органом местного самоуправления, решение от 18 апреля 2019 г. отменено, как нарушающее п. 9 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. N 428-ПП.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действиями (бездействием) прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Такая совокупность по делу не установлена.
В оспариваемом решении Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково с изменениями, внесенными решениями от 1 июля 2019 г. № 8/1-СД, от 13 ноября 2019 г. № 12/10-СД, от 23 января 2020 г. № 1/9-СД, от 20 февраля 2020 г. № 3/5-СД, не имеется каких-либо нарушений закона, решения приняты уполномоченным органом на законных основаниях и в соответствии с его компетенцией.
Доводы административных истцов об отсутствии нарушений закона при установке и использовании ограждающих устройств несостоятельны и опровергаются исследованными судом доказательствами.
Суд не находит оснований для отмены решения Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 25 июня 2019 г. № 7/8-СД с изменениями.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Лагуновича С.И., Шиловской М.Л., Никифоровой В.В., Князевой М.Б., Князевой К.Л., Крюкова А.С. к Совету депутатов муниципального округа Северное Медведково, аппарату Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково, главе муниципального округа Северное Медведково Денисовой Т.Н., Комиссии Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково по защите прав граждан, охране общественного порядка и согласованию установки ограждающих устройств о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково от 25 июня 2019 ░. № 7/8-░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░ 2020 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░