Дело -- – -- / 2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2014 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре У,
с участием истицы А, представителя ответчика Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А
к администрации города Свободный Амурской области
о признании незаконным отказа в признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, и имеющей право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
У С Т А Н О В И Л:
-- А обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с вышеуказанным иском.
-- г., в соответствии со ст.ст. 215, 217 ГПК РФ, производство по делу было приостановлено в связи с невозможностью его рассмотреть до рассмотрения другого дела в порядке гражданского судопроизводства.
-- производство по делу возобновлено.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований истица пояснила, что единственным собственником жилого дома № --, расположенного по ул. Л в г. С Амурской области, общей площадью -- кв.м., является её бабушка М.
С -- она зарегистрирована в этом доме по месту жительства, а т.к. её бабушка престарелого возраста, она на протяжении длительного времени постоянно проживает вместе с ней в этом доме. Для них с бабушкой это единственное место жительства, где находится всё их имущество. Здесь же они обе постоянно зарегистрированы по месту жительства.
В июле-августе 2013 года в г. Свободном было наводнение, разлилась река Зея, к тому же долгое время шли ливни, в связи с чем был введён режим ЧС.
Из-за наводнения и общего переувлажнения почвы, в подполье их дома пришла вода, которая стояла в подполье в течение двух месяцев. Выше уровня пола вода не поднималась, но половые доски покрылись плесенью и в настоящее время в полу имеется прогиб, печь и подполье разрушились, завалинки намокли, а когда наступил мороз, пришли в негодность.Отсырели и пришли в негодность их мебель, постельное бельё, одежда.
Для того, чтобы сохранить хоть что-нибудь, они с бабушкой переносили свои вещи на чердак дома.
Находящиеся во дворе дома дрова и уголь намокли и также пришли в непригодное состояние. Кроме того, у них вымок весь огород, и они остались в зиму без овощей и картофеля, т.е. без необходимых запасов продуктов.
Ранее они обращались к Главе администрации города Свободного с просьбой включить их в списки граждан, пострадавших в ЧС, и выплатить им единовременную материальную помощь за утрату имущества первой необходимости (постельное бельё, одежду и т.п.), и были включены в такие списки. Им была оказана единовременная материальная помощь в размере -- руб. 00 коп., по -- руб. 00 коп. на человека.
На эти средства они приобрели средства первой необходимости - диван, холодильник, одежду и дрова, чтобы отапливать дом в зимнее время года. Но этих денег недостаточно для того, чтобы отремонтировать дом.
Полагает, что они с бабушкой имеют право ещё и на финансовую помощь за частично утраченное в ЧС имущество.
Обратившись с соответствующим заявлением в администрацию г. Свободного – -- получили отказ, который считают несправедливым и незаконным.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 22.01.2014 г. её бабушка М была признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и имеющей право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. Этим же решением она былавключена в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Амурской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Апелляционным определением от 01.04.2014 г. решение Свободненского городского суда Амурской области от 22.01.2014 г. отменено и принято по делу новое решение, которым её бабушке М в иске отказано.
Но, несмотря на это, продолжает считать, что имеет право на финансовую помощь за частично утраченное в ЧС имущество, т.к. она постоянно проживает в подтопленном в ЧА доме.
Просит суд:
признать незаконным отказ администрации города Свободного в признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и имеющей право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
обязать администрацию города Свободного включить её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика - администрации города Свободного Г, с иском не согласна, т.к. действующий на территории РФ Федеральный Закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Часть 1 ст. 18 Закона устанавливает, что граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, … на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Этот же закон устанавливает, что ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Часть 1 ст. 11 Закона устанавливает, что именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Во исполнение данных требований закона, в связи с ЧС, введённой на территории Амурской области с 23.07.2013 г.,
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации Чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 г. № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области.
Этими рекомендациями (обязательными для применения органами местного самоуправления Амурской области), определены условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне ЧС.
Так, в соответствии с п. 2.2 Рекомендаций, единовременная материальная помощь (10 000 руб. на человека, но не более 50000 руб. на семью), оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Истица и её бабушка М были признаны пострадавшими в ЧС и им была оказана единовременная материальная помощь в сумме по -- руб. 00 коп. каждому.
Далее, в соответствии с п. 2.2 Рекомендаций, единовременная материальная помощь в этих же размерах предоставляется и в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь, дрова, и др., располагавшееся на этом земельном участке).
-- дом истицы и её бабушки, М, осмотрела межведомственная комиссия администрации г. Свободного Амурской области. По результатам осмотра комиссия установила, что жилое помещение подтоплено, но сведений о том, что в результате ЧС затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество истицы или её бабушки - нет.
Далее, пунктом 2.3. Рекомендаций установлены условия выплаты финансовой помощи гражданам за частично утраченное имущество (в случае, если жильё было подтоплено водой в результате ЧС).
Оснований для оказания истице и её бабушке финансовой помощи за частично утраченное имущества не было и нет, т.к. нет никаких доказательств, что в ЧС пострадало её имущество, находящееся в доме или на земельном участке.
Пунктом 2.4 Рекомендаций установлены условия выплаты финансовой помощи гражданам за полностью утраченное имущество (при условии затопления дома и повреждения находившегося в нём имущества).
Жильё истицы не было утрачено в ЧС.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц – Правительства Амурской области и Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещались судом заблаговременно и надлежащим образом. Направили в суд письменные отзывы, из которых следует, что с заявленными истицей требованиями не согласны (отзыв от -- исх. -- и от -- исх. -- соответственно).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22.07.2013 г. введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Главы администрации г. Свободного от 05.08.2013 г. № 522, на территории города Свободного с 05.08.2013 г. был введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями от 02.07.2013 г. ФЗ-185), определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ч. 1 ст. 1);
- граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, … на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзац 7 ч. 1 ст. 18);
- порядок и условия, виды и размеры этих компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18);
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункт «л» ч. 1 ст. 11).
Во исполнение указанных норм закона, постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. №750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 г. №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
31.08.2013 г. издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
13.09.2013 г. Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 данного указа, было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», Правительству РФ поручено до 10.09.2013 г. принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 г. -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых данные методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что жилой дом № -- расположенный по ул. Л в г. С Амурской области находится в собственности у бабушки истицы, М.
Истица длительное время зарегистрирована в этом доме по месту жительства и постоянно проживает в нём.
Истица и её бабушка, М были признаны пострадавшими в результате ЧС и им была оказана единовременная материальная помощь в общей сумме -- руб. 00 коп.. по -- руб. 00 коп. на каждого.
Истица обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей, как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации (наводнения) произошедшего в г. Свободном, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. При этом доказательств этой утраты имущества не представила.
При обследовании жилого дома истицы -- межведомственная комиссия установила, что жилой дом № -- по ул. С в г. С Амурской области – подтоплен. Но сведений о том, что в результате этого подтопления пострадало принадлежащее истице имущество – нет. С актом собственник жилого помещения М согласилась, подписала его, и не оспаривала его.
Таким образом, установлен лишь факт подтопления жилого дома в ЧС. Каких-либо повреждений указанного жилого помещения, которые бы находились в установленной причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией на территории г. Свободного в августе 2013 года и являлись основанием для выплаты истице финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, этим актом объективно не установлено. Данный акт составлен компетентными лицами, в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в нём сведений – у суда не имеется.
Кроме того, из справки, выданной председателем комиссии по определению ущерба, нанесённого гражданам паводком 2013 года -- следует, что в результате ЧС, произошедшего на территории г. Свободного, произошло подтопление приусадебного земельного участка, жилого дома. Жилой дом затоплен не был. Повреждений имуществу, находящемуся в доме, причинено не было.
Достоверных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, опровергающих факты, изложенные в акте от -- г., истицей в ходе рассмотрения дела не представлено.
Кроме того, -- собственник жилого дома, расположенного по адресу -- – бабушка истицы, М обратилась в суд с иском к администрации г. Свободного Амурской области о признании её пострадавшей в результате ЧС и имеющей право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Решением Свободненского городского суда от 22.01.2014 г. М, признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, и на администрацию г. Свободного возложена обязанность включить её в списки граждан, пострадавших в результате ЧС и имеющих право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Данное решение обжаловано в апелляционном порядке Министерством финансов Амурской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 01.04.2014 г. указанное решение отменено, и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований М к администрации г. Свободного о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории г. Свободного в августе 2013 г. и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество - отказано.
Изложенные обстоятельства исключают возможность признания истицы пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2013 году на территории г. Свободного Амурской области, поскольку факт утраты полностью или частично имущества, принадлежащего А – не подтверждён.
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать А
в удовлетворении иска к администрации г. Свободного Амурской области
о признании незаконным отказа в признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, и имеющей право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись
Решение принято в окончательной форме --.
--
--