Гражданское дело № 2-36/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 31 января 2018 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Федоровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-36/18 по исковому заявлению Метельской Л.П. к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт», Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий, предписаний, требований в сфере энергоснабжения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Метельская Л.П. обратилась в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением, с учетом поданного уточнения, к ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт», ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий, предписаний, требований в сфере энергоснабжения, компенсации морального вреда.
Исковые требования Метельской Л.П., с учетом поступившего уточнения, аргументированы тем, что 15 апреля 2017 г. в 11 час. 10 мин. представителем ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» электромонтером УТЭЭ Саянского РЭС ФИО6 осуществлена плановая инструментальная проверка прибора учета, установленного в котельной жилого дома Метельской Л.П., расположенного по адресу: <адрес>, и по результатам этой проверки составлен акт №, в котором предписано заменить прибор учета на прибор учета с актуальным межповерочным интервалом. Метельской Л.П. указанное предписание было исполнено, однако в ходе последующей проверки установленного прибора учета специалистами ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» указано на то, что прибор учета необходимо установить на столбе, а не в доме, то есть представители сетевой организации требуют вынос прибора учета на границу раздела балансовой принадлежности. Метельская Л.П. полагает, что нормы действующего законодательства в сфере электроэнергетики не содержат специального запрета на установку приборов учета в жилом доме потребителя, в связи с чем требования акта № проверки прибора учета электроэнергии об установки прибора учета на границе балансовой принадлежности являются незаконными. 15 мая 2017 г. Метельская Л.П. установила новый прибор учета, в том же месте где стоял старый. 22 мая 2017 г. Метельская Л.П. сообщила в телефонном режиме в ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» в с. Шалинское о том, чтобы они опломбировали установленный прибор учета. 19 июня 2017 г. Метельская Л.П. написала заявление в ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» в с. Шалинское о том, чтобы они опломбировали установленный прибор учета, однако специалист ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» в с. Шалинское сказал Метельской Л.П., что если счетчик установлен в том же месте, то они не поедут опломбировать прибор учета. 20 июня 2017 г. Метельская Л.П. обратилась с жалобой в Администрацию Манского района Красноярского края с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. 22 июня 2017 г. Администрация Манского района Красноярского края обратилась с письмом № в ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт», в котором указала на недопустимость требования выноса прибора учета на границу балансовой принадлежности и о прекращении нарушений прав Метельской Л.П. как потребителя. ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» письмом от 21 июля 2017 г. №-исх. указала на необходимость в силу п. 144 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № вынести прибор учета на границу балансовой принадлежности и повторно обратиться в филиал ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» с заявлением для проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию. 10 августа 2017 г. Метельская Л.П. повторно обратилась с заявлением в ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» с просьбой опломбировать установленный прибор учета, однако после 10 августа 2017 г. никто из представителей ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» к Метельской Л.П. домой не приезжал. ПАО «Красноярскэнергосбыт» в последующем своим письмом от 03 мая 2017 г. № «О несоответствии прибора учета» уведомило Метельскую Л.П. о том, что с даты акта от 15 апреля 2017 г. № и до восстановления системы учета энергосбыт будет вынужден применять пп. 59, 60 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Метельская Л.П. из-за отказа ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» опломбировать установленный прибор учета вынуждена была оплачивать электроэнергию в завышенном размере. Неправомерными действиями ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» Метельской Л.П. также причине моральный вред, поскольку в период с момента установки нового прибора учета Метельская Л.П. вынуждена была писать заявления, консультироваться по вопросу, почему ей не пломбируют прибор учета, ей пришлось обратиться в Администрацию Манского района Красноярского края, при этом, Метельская Л.П. является пенсионером по старости, бездействием ответчика ей причинены моральные страдания, Метельская Л.П. постоянно волновалась, и поэтому поводу у нее были головные боли.
Основываясь на изложенном, Метельская Л.П., с учетом поданного уточнения, просит суд: «1) признать незаконным бездействие ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» в неопломбировке прибора учета, установленного к котельной жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащем Метельской Л.П.; 2) обязать ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» произвести опломбирование прибора учета, установленного к котельной жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащем Метельской Л.П.; 3) обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвести расчет потребленной электроэнергии за период с 15 мая 2017 г. до вступления решения Манского районного суда Красноярского края по настоящему делу по показаниям прибора учета, установленного к котельной жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащем Метельской Л.П.; 4) взыскать с ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» в пользу Метельской Л.П. компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб. 00 коп.».
ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт», являясь ответчиком по гражданскому делу, ознакомившись с исковыми требованиями Метельской Л.П., представило возражения на поданное ее исковое заявление, и в этих возражениями ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» указывает на незаконность и необоснованность требований Метельской Л.П., поскольку действия ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» в отношении Метельской Л.П. являются обоснованными, соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности требованиям п. 144 Основных положений, которым регламентирована установка приборов учета на границу балансовой принадлежности, коим жилой дом Метельской Л.П. не является, и к тому же в пп. 1.5.6, 1.5.30, 3.2 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго 19 сентября 1996 г., Минстроем 26 сентября 1996 г., рекомендуется устанавливать приборы учета на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) энергоснабжающей организации и потребителя, само требование ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» об установке прибора учета на границу балансовой принадлежности направлено на проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии. Метельская Л.П. не предоставляет доказательств причинения ей вреда со стороны сотрудников ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго», равно как и доказательств вины ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в причинении этого вреда, связанного физическими или нравственными страданиями Метельской Л.П., в связи с чем ее требования о компенсации морального вреда являются необоснованными.
Истец Метельская Л.П. в судебном заседании заявленные требования, с учетом поданного уточнения, поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, привела те же доводы, что и с исковом заявлении, дополнительно обратила внимание на то, что после отказа ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» осуществить опломбировку прибора учета она не обращалась в ПАО «Красноярскэнергосбыт» с письменными заявлениями о вводе в эксплуатацию замененного прибора учета электроэнергии, о необходимости такого обращения ее никто не уведомлял, хотя устно она говорила сотрудникам ПАО «Красноярскэнергосбыт» о том, что она поменяла прибор учета электроэнергии, сам электросчетчик она установила на старом месте, на него имеются все необходимые документы, которые она предъявила сотрудникам ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго», менять проводку в доме, как того требует ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго», она не может из-за отсутствия денег.
Представители ответчика ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» Головушина М.С., Яковлев В.В. в судебном заседании с требованиями Метельской Л.П. не согласились, поддержали свои возражения, просили в удовлетворении искового заявления Метельской Л.П. отказать, указали на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства заменяемые приборы учета в жилых домах должны выноситься на границу балансовой принадлежности. Метельская Л.П. же установила новый прибор учета на старое место на цокольном этаже внутри жилого дома, который не является границей балансовой принадлежности, при этом самого акта о разграничении балансовой принадлежности Метельская Л.П. не подписывала. ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» замечаний к вновь установленному Метельской Л.П. прибору учета электроэнергии не имеет, однако имеются замечания к месту его установки и к вводному кабелю, который идет от столба до счетчика, его часть закопана и скрыта внутри дома и невозможно проверить наличие в паек (присоединения) дополнительных проводов помимо прибора учета, и только по этому Метельской Л.П. было отказано в опломбировке прибора учета и его вводе в эксплуатацию.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» Долженко Т.Г. в судебном заседании с требованиями Метельской Л.П. не согласилась в части осуществления перерасчета задолженности, обратила внимание суда на то, что в силу п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, Метельская Л.П. должна была уведомить ПАО «Красноярскэнергосбыт» в письменной форме о том, что ей отказывают согласовывать ввод в эксплуатацию прибора учета электроэнергии, с целью использования данного прибора учета для расчета с потребителем, однако таких действий Метельской Л.П. соврешено не было ни в письменной, ни в устной формах.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), проводит при имеющейся явке сторон в отсутствие неявившихся участников, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Исследовав представленные материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, суд, приходит к выводу о том, что заявленные Метельской Л.П. исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Нормами пп. 1- 2, 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) регламентировано, что: 1) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; 2) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; 3) они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; 4) никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Правилами пп. 1, 4 ст. 10 ГК РФ установлено, что: 1) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); 2) если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Нормой ст. 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; компенсации морального вреда.
Положениями ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
ГК РФ в ст. 539 предусмотрено, что по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Нормой п. 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору электроснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Правилами ст. 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ГК РФ в п. 2 ст. 543 закреплено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правилами ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что: 1) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов; 2) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в ст. ст. 3, 38 а также в п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 (далее - Основные положения) регламентировано, что лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или производственных) нужд, являются потребителями.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Положениями подпп. С, У (2) п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что исполнитель обязан: 1) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; 2) осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены этими Правилами.
Нормой п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Правилами предоставления коммунальных услуг в пп. 81, 81(2) регламентировано, что: 1) установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки; 2) при этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета; 3) в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных п. 81(1) данных Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 данных Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г. утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Положениями абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения, установлено, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пп. 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Нормой п. 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные этими Правилами.
Нормой пункта 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6, (далее - Правила технической эксплуатации) закреплено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.
Положениями абз. 1 п. 1.5.27 «Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 г.) (далее - ПУЭ) установлено, что счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.
ПУЭ в абз. 3 п. 1.5.27 закреплено, что: 1) допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки; 2) при этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.
Положениями пункта 1.5.6 ПУЭ закреплено, что счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.
Правилами п. 137 Основных положений установлено, что приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
Основными положениями в п. 144 регламентировано, что: 1) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством РФ требований к местам установки приборов учета; 2) при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки; 3) при этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Нормой пп. 152, 154 Основных положений закреплено, что: 1) под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска; 2) в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета; 3) по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Положениями пп. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что: 1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора; 2) по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ; 3) информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Нормой п. 1 ст. 547 ГК РФ установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
15 апреля 2017 г., как установлено судом, ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в лице электромонтера ФИО6 в присутствии потребителя Метельской Л.П. была осуществлена инструментальная, плановая проверка прибора учета, установленного по адресу: <адрес>, в ходе которой было установлено, что местом установки прибора учета является цокольный этаж дома в котельной, при этом прибор учета признан непригодным для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и не соответствующим требованиям нормативно-технической документации, при этом предписано привести систему учета к требованиям нормативно-правовых актов, заменить прибор учета на актуальный в течение двух расчетных периодов.
03 мая 2017 г. в адрес Метельской Л.П. направлено сообщение ПАО «Красноярскэнергосбыт» в котором Метельской Л.П. разъясняется, что: 1) по истечении срока указанного в п. 59 Правил предельного количества расчетных периодов, плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребителя коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 11 октября 2016 г. № 518-П; 2) в связи с обнаружением истечения межповерочного интервала прибора учета Метельской Л.П. на основании акта от 15 апреля 2017 г. №, оформленного по результатам проверки приборов учета, проведенной персоналом сетевой организации, с установлением факта утраты прибора учета в жилом помещении Метельской Л.П., ПАО «Красноярскэнергосбыт» уведомляет о необходимости установки и допуска расчетного прибора учета в эксплуатацию; 3) до устранения выявленных нарушений с даты акта от 15 апреля 2017 г. № и до восстановления системы учета в отношении жилого помещения ПАО «Красноярскэнергосбыт» вынуждено применять расчетную схему начислений за потребленную электроэнергию в рамках пп. 59, 60 Правил, без последующего перерасчета.
21 июля 2017 г. ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в адрес Администрации Манского района Красноярского края, куда обратилась Метельская Л.П. с жалобой на неправомерные действия сетевой организации, направлен ответ, в соответствии с которым разъяснено, что Метельской Л.П. необходимо обратиться в филиал ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» Манский РЭС по адресу: <адрес>, для проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, составления акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, проведения расчета величины потерь на участке сети потребителя, при этом, в случае обращения потребителя прибор учета будет допущен персоналом сетевой компании в течение 15 рабочих дней с обращения заявителя.
10 августа 2017 г. Метельская Л.П. обратилась в ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» Манский РЭС с заявлением об опломбировании вновь установленного прибора учета, при этом в указанном заявлении Метельская Л.П. поясняет, что в мае 2017 г. она уже обращалась с подобным заявлением, однако прибор учета опломбирован так и не был.
ПАО «Красноярскэнергосбыт» представлена информация, согласно которой по состоянию на 01 октября 2017 г. Метельская Л.П. (лицевой счет №) имеет задолженность по оплате электроэнергии в размере 821 руб. 25 коп.
29 января 2018 г. ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в лице электромонтера ФИО7 составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию №, в соответствии с которым по месту жительства Метельской Л.П. по адресу: <адрес>, установлено наличие прибора учета (СЕ 101 R 145 M6, №, показания 01766,6), однако сам прибора для учета в качестве расчетного не допущен, антимагнитные пломбы на него не наклеены, поскольку: 1) вводной кабель находится под землей, отсутствует возможность проверки вводного кабеля до прибора учета на наличие скрытых «отпаек»; 2) потребитель не представил акт о скрытых работах, при этом Метельской Л.П. рекомендовано установить прибор учета на границе балансовой принадлежности, вводной провод провести открыто.
Метельская Л.П., как установлено судом, является потребителем по договору энергоснабжения, который исполняется по месту ее жительства, расположенного по адресу: <адрес>, и в этом жилом помещении до 15 апреля 2017 г. был установлен прибор учета электрической энергии, который требовал замены, однако, давая оценку законности требований ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» относительно выноса Метельской Л.П. прибора учета электроэнергии на границу балансовой принадлежности, суд учитывает, что: 1) в акте проверки от 15 апреля 2017 г. не содержалось указания о необходимости выноса прибора учета на границу балансовой принадлежности, равно как и не было разъяснено Метельской Л.П., какие именно действия ей необходимо было совершить для приведения системы учета в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, а потому Метельская Л.П. обоснованно установила новый прибор учета электроэнергии на прежнее место на цокольном этаже котельной; 2) п. 144 Основных положений допускается возможность установки приборов учета электроэнергии не только на границе балансовой принадлежности, но и в иных местах, при этом в положениях ПУЭ не содержится каких-либо ограничений для установки прибора учета электроэнергии в котельной цокольного этажа жилого дома, равно как и не имеется таких ограничений в Правилах технической эксплуатации, Правилах технологического присоединения; 3) прохождение вводного кабеля под землей в месте нахождения дома Метельской Л.П. не было указано ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в акте от 15 апреля 2017 г., и само по себе такое расположение вводного кабеля в силу Правилах технической эксплуатации, Правилах технологического присоединения не относится к обстоятельствам, исключающим ввод прибора учета электроэнергии в эксплуатацию, в связи с чем такое требование со стороны сетевой организации в адрес Метельской Л.П. является незаконным и при отсутствии данных о допускаемом Метельской Л.П. безучетном потреблении электроэнергии не может служить основанием отказа в допуске прибора учета электроэнергии в эксплуатацию; 4) ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в соответствии с положениями п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, п. 154 Основных положений не позднее месяца после поступления заявления Метельской Л.П. от 10 августа 2017 г. было обязано осуществить ввод прибора учета электроэнергии в эксплуатацию, осуществить его опломбировку, однако опломбировка прибора учета до настоящего времени не осуществлена.
Неправомерное уклонение ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» от ввода в эксплуатацию нового прибора учета, установленного Метельской Л.П. по месту ее жительства, с учетом пояснений представителей данного ответчика об отказе Метельской Л.П. в опломбировке прибора учета электроэнергии из-за его неправильной установки и наличия претензий к вводному кабелю, позволяют суду, исходя из положений ст. 12 ГК РФ, в рамках заявленных исковых требований, установить в поведении ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» незаконное бездействие, выразившееся в неопломбировке прибора учета электроэнергии, установленного в котельной жилого дома, распложенного по адресу: <адрес>, принадлежащем Метельской Л.П., по ее заявлению от 10 августа 2017 г.
Метельская Л.П. в рамках заявленных требований просит суд обязать ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» осуществить опломбировку прибору учета электрической энергии, однако суд не усматривает оснований для удовлетворения этих требований, поскольку: 1) в поданном исковом заявлении Метельской Л.П. не указаны индивидуальные сведения о вновь установленном в ее жилище приборе учета; 2) из взаимосвязи пп. 61, 81 (2) Правил предоставления коммунальных услуг и п. 154 Основных положений следует, что в случае необоснованного уклонения сетевой организации от ввода в эксплуатацию замененного прибора учета электроэнергии потребитель обязан обратиться к гарантирующему поставщику (энергоснабжающей организации) с заявлением о начале использования такого прибора учета, а гарантирующий поставщик, в свою очередь, сам проводит проверку прибора учета электроэнергии, принимает меры к его опломбировке и вводу этого прибора в эксплуатацию.
ПАО «Красноярскэнергосбыт» в отношениях с Метельской Л.П. в рамках заключенного договора энергоснабжения спорного жилого дома, является гарантирующим поставщиком, в связи с чем ПАО «Красноярскэнергосбыт» вправе принимать меры по осуществлению ввода в эксплуатацию замененного прибора учета, однако в рамках судебного разбирательства Метельская Л.П. не представила убедительных доказательств того, что ею принимались меры по выполнению требований пп. 61, 81 (2) Правил предоставления коммунальных услуг и п. 154 Основных положений, в том числе посредством подачи письменных заявлений в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт», связанных с необоснованным уклонением ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» от введения прибора учета в эксплуатацию.
Непредоставление Метельской Л.П. указанных доказательств позволяет суду отказать в удовлетворении ее требований о возложении на ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет потребленной электроэнергии за период с 15 мая 2017 г. до вступления решения суда в законную силу по показаниям прибора учета электроэнергии, установленного в котельной дома Метельской Л.П.
Метельская Л.П., как установлено судом, является потребителем электрической энергии, чьи права, защищаются не только ГК РФ, но и Законом РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Правилами ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, при этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в п. 45 дано разъяснение, согласно которому: 1) при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя; 2) размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Метельская Л.П., как потребитель по договору электроснабжения, имеет право на введение в эксплуатацию прибора учета электроэнергии, установленного в котельной жилого дома, принадлежащего Метельской Л.П., а поскольку из-за незаконных действий ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» Метельской Л.П. прибор учета электроэнергии, не был введен в эксплуатацию по ее заявлению от 10 августа 2017 г., то при таких данных суд признает в поведении ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» нарушение потребительских прав Метельской Л.П., предусмотренных ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», и как следствие, устанавливает наличие у Метельской Л.П. нравственных страданий, вызванных неопломбировкой прибора учета электроэнергии, установленного в котельной жилого дома, принадлежащего Метельской Л.П.
Размер нравственных страданий, причиненных Метельской Л.П. в результате незаконных действий ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго», оценивается стороной истца на сумму 60 000 руб. 00 коп., однако, оценивая фактические обстоятельства, при которых Метельской Л.П. были причинены нравственные страдания, суд, с учетом степени вины причинителя морального вреда в лице ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго», исходя из требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в пользу Метельской Л.П. компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб. 00 коп.
Положениями п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», с учетом позиции, изложенной в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование.
Неисполнение ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в добровольном порядке требований Метельской Л.П., позволяет суду придти к выводу о возможности взыскания с ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в пользу Метельской Л.П. штрафа в размере 50 % от суммы, взысканной в пользу Метельской Л.П., то есть в размере 3 000 руб. 00 коп. (согласно расчету: 6 000 руб. 00 коп. (общая сумма взыскания) Х 50%).
Нормой ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Правилами ст. 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Метельская Л.П. освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления в соответствии п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ (по искам о защите прав потребителей), а потому указанная государственная пошлина, согласно ст. 103 ГПК РФ, подпп. 3 п. 1 ст. 333.19 ГК РФ, ч. 2 ст. 61-1 БК РФ, подлежит взысканию в доход местного бюджета в размере 6 000 руб. 00 коп. с ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго», при этом суд учитывает, что каких-либо нарушений прав Метельской Л.П. со стороны ПАО «Красноярскэнергосбыт» не допущено.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Метельской Л.П. к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Публичного акционерного общества «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в неопломбировке прибора учета электроэнергии, установленного в котельной жилого дома, распложенного по адресу: <адрес>, принадлежащем Метельской Л.П., по ее заявлению от 10 августа 2017 г.
Взыскать с Публичного акционерного общества «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в пользу Метельской Л.П. компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб. 00 коп., штраф за отказ добровольно исполнить требования потребителя в размере 3 000 руб. 00 коп., а всего 9 000 руб. 00 коп.
В остальной части исковые требования Метельской Л.П. к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт», а также в полном объеме к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Публичного акционерного общества «МРСК Сибири - Красноярскэнергосбыт» в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2018 г.
Мотивированное решение изготовлено в течение 05 дней.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов