Дело № 12-105/2015
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 июня 2015 года г. Томск
Судья Ленинского районного суда г. Томска Макаренко Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по жалобе защитника Усачева Г.В. Еремченко Е.П. на постановление № <данные изъяты> заместителя начальника ОИК и ВТМ начальника отделения ИК УФМС России по Томской области от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Усачева Г.В,, родившегося <дата обезличена> в г. Томске, проживающего по адресу: <адрес обезличен>
установил:
постановлением № <данные изъяты> заместителя начальника ОИК и ВТМ начальника отделения ИК УФМС России по Томской области от <дата обезличена> года Усачев Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст.18.9 КоАП РФ, а именно в том, что, являясь должностным лицом – заместителем генерального директора <данные изъяты> допустил нарушение пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, выразившееся в несоблюдении приглашающей стороной мер по жилищному обеспечению на период пребывания на территории Российской Федерации приглашенного гражданина Китая ФИО1, <дата обезличена> года рождения. Указанным постановлением Усачев Г.В. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 41000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Усачева Г.В. Еремченко Е.П., действующая на основании ордера от 03.04.2015 обратилась с жалобой на данное постановление, в которой указала, что Усачев Г.В. является заместителем генерального директора ООО «Хуньюань», как принимающая сторона мог получить разрешение на привлечение иностранного работника, в том числе и при наличии гарантийного письма о принятии на себя обязательств по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Он предоставил гарантийное письмо с указанием жилищного обеспечения иностранного гражданина по адресу <адрес обезличен>, тем самым поставив орган исполнительной власти в сфере миграции в известность о том, что он обеспечивает иностранного гражданина жильем в помещении, не входящем в жилищный фонд, а предназначенном для временного проживания, и орган исполнительной власти в сфере миграции с данной гарантией в части жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания на территории РФ согласился. После прибытия иностранного гражданина он смог обеспечить для него более комфортные условия проживания в помещении по адресу <адрес обезличен>. Все требования, предъявляемые к жилым помещениям, были соблюдены, иностранный гражданин своевременно постановлен на регистрационный учет по месту пребывания. Все обязательства им как должностным лицом по обеспечению иностранного гражданина жильем на период его пребывания в РФ были выполнены, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем постановление заместителя начальника ОИК и ВТМ начальника отделения ИК УФМС России по Томской области от <дата обезличена> подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
В судебное заседание Усачев Г.В., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не явился представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя Еремченко Е.П.
Защитник Усачева Г.В. – Еремченко Е.П., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд заседание не явилась. Участвуя ранее в судебном заседании поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснила, что Усачев Г.В. состоит в трудовых отношениях с ООО «Хунюань», одной из его должностных обязанностей является обеспечение иностранных работников жильем. Все меры по обеспечению гражданина Китая ФИО1 жилым помещением были предприняты, заключен договор аренды жилого помещения <дата обезличена>. Однако в связи с тем, что место работы расположено в <дата обезличена>, добираться до работы было бы проблематично, в с. Малиновка подходящих жилых помещений найдено не было, иностранный гражданин от проживания в указанном жилом помещении отказался, было принято решение о том, что данный гражданин будет проживать неподалеку от своего рабочего места в помещении, полностью оборудованном для проживания. Полагала вынесенное постановление незаконным, необоснованным, просила его отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Усачева Г.В. прекратить.
Представитель органа, от имени которого вынесено постановление, УФМС Томской области – Ведерникова С.А., в судебном заседании поддержала позицию изложенную в отзыве и дополнению к нему, согласно которому обязанностью Усачева Г.В. как должностного лица ООО «Хунюань» является принятие мер по жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства. Как видно из гарантийного письма, ООО «Хунюань» гарантировало приглашенному иностранному гражданину, в том числе жилищное обеспечение на период пребывания в Российской Федерации по адресу <адрес обезличен>. Однако предоставленное Усачевым Г.В. иностранному гражданину ФИО1 помещение по адресу: <адрес обезличен>, не отвечает требованиям, поскольку не относится к жилым помещениям, находится в промышленной зоне. Таким образом, Усачев Г.В. нарушил правила пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.9 КоАП РФ. В гарантийном письме ООО «Хунюань» указано не жилое помещение, а адрес, по которому прибывающий иностранный гражданин будет постановлен на миграционный учет. Договор аренды жилого помещения и отказ иностранного гражданина не могут быть приняты как доказательства, так как сам Усачев Г.В. при проведении проверки не отрицал факт допущенного нарушения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 5 ст. 18.9 КоАП РФ, непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица. без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно примечанию ст. 18.9 КоАП РФ, в случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного про езда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места, их жительства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.
Субъектом данного состава также являются должностные лица, обеспечивающие обслуживание иностранного гражданина (лица без гражданства) или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства).
Как следует из материалов дела, Усачев Г.В. является заместителем генерального директора ООО «Хунюань», что подтверждается трудовым договором от <дата обезличена> Пунктом 2.1 указанного договора установлена обязанность Усачева Г.В. осуществлять оформление трудовых договоров и приказов на иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ, обеспечивать жильем иностранных работников компании.
Согласно уставу ООО «Хунюань» основными видами деятельности общества является лесоводство и лесозаготоки, распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, производство шпона, фанеры, плит и панелей, производство шпона и листов для клееной фанеры, оптовая торговля лесоматериалами.
Согласно доверенности от 29.09.2014 ООО «Хунюань» в лице генерального директора уполномочивает Усачева Г.В. представлять интересы Общества во всех предприятиях, учреждениях, организациях, административных, государственных органах Российской Федерации, в том числе в УФМС России по вопросам оформления приглашений иностранным гражданам, по оформлению виз иностранных граждан, постановке на миграционный учет иностранных граждан.
Таким образом, Усачев Г.В. в понимании, предусмотренном ст. 18.9 КоАП РФ, является субъектом административного правонарушения – должностным лицом, выполняющим обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Из материалов дела следует, что <дата обезличена> на территорию Российской Федерации прибыл гражданин Китая ФИО1, <дата обезличена> года рождения, для работы по найму.
Из гарантийного письма следует, что ООО «Хунюань» обязуется обеспечить ФИО1 жильем по адресу: <адрес обезличен>
Распоряжением УФМС России по Томской области №139 от 05.02.2015 организована внеплановая выездная проверка по месту пребывания (проживания) физического лица ФИО1 по адресу: Томская <адрес обезличен>
Из материалов дела следует, что по данному адресу расположено нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м, собственником объекта является ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРП <данные изъяты> от <дата обезличена>
Согласно протоколу осмотра территории от 05.02.2015 по адресу: <адрес обезличен>, находится двухэтажное кирпичное административное здание, в котором имеются помещения, оборудованные для приема и приготовления пищи, а также спальные помещения, удобств не имеется, окна затянуты полиэтиленовой пленкой.
Также в ходе проверки взято объяснение гражданина Китая ФИО1, который пояснил, что <дата обезличена> приехал в Российскую Федерацию для работы по найму, все документы для его работы оформляли сотрудники ООО «Хунюань», его встретили и отвезли на производственную территорию по адресу: <адрес обезличен> По данному адресу расположено двухэтажное кирпичное строение, на втором этаже имеются оборудованные для проживания помещения, где он и проживает в настоящее время.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 24.03.2003 №167 (ред. от 23.01.2007) «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств: предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации; обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи; жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 16 ЖК РФпредусмотрены виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры, комната.
Из представленных материалов следует, что ни к одному из перечисленных видов жилых помещений помещение, предоставленное ФИО1 не относится, в установленном законом порядке жилым помещением не признавалось, соответствующих заключений о соответствии указанного помещения, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что должностное лицо не исполнило, возложенную на него обязанность, по обеспечению гражданина именно жилым помещением и в его действиях имеется состав вменяемого административного правонарушения.
В обоснование позиции по делу защитником представлены договор аренды от <дата обезличена>, согласно которому ФИО2 предоставляет ООО «Хунюань» в аренду жилое помещение, расположенное по адресу <адрес обезличен>, а также заявление ФИО1 об отказе от предложенного ему места проживания и просьбой разрешить ему проживать по адресу <адрес обезличен>
Однако довод защитника о том, что ФИО1 добровольно отказался от предлагаемого ему жилого помещения в г. Томске опровергается материалами дела, а именно объяснением Усачева Г.В. от <дата обезличена>, из которого следует, что иных помещений для проживания кроме помещения по адресу <адрес обезличен> гражданину Китая ФИО1 не предлагалось.
В силу ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено и производство по делу прекращено при малозначительности административного правонарушения и при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, обстоятельства совершения административного правонарушения и вина Усачева Г.В. подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, исследованные доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При назначении наказания были учтены данные о личности Усачева Г.В., его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ в минимальных пределах санкции ч.2.1. ст. 14.16 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 и ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, оснований для его снижения не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Усачева Г.В. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника ОИК и ВТМ начальника отделения ИК УФМС России по Томской области от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении Усачева Г.В. оставить без изменения, жалобу Усачева Г.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья подпись Н.О.Макаренко