(№ 2-566/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ01 октября 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Смирнова Е.А.,
судей Рудь М.Ю., Бекетовой В.В.,
по докладу судьи Рудь М.Ю.,
при секретаре Захаровой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Лабинский район, управлению образования муниципального образования Лабинский район, МОБУ СОШ №3 города Лабинска о выделении денежных средств и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности,
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Лабинский район по доверенности Костоглотовой Анастасии Сергеевны на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 01 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лабинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Лабинский район, Управлению образования муниципального образования Лабинский район, МОБУ СОШ № 3 г. Лабинска о выделении денежных средств и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
В обоснование заявленных требований указал, что Лабинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействий терроризму установлено, что в нарушение требований Правил противопожарного режима в МОБУ СОШ № 3 г. Лабинска не оборудованы двери на лестничных клетках механизмами для самозакрывания, внутренний противопожарный водопровод находится в не исправном состоянии, а так же в полном объеме не выполнены требования антитеррористической защищенности. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности неопределенного круга лиц. Для устранения указанных нарушений требуются финансовые ресурсы, и принятие комплекса мер. Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования Лабинский район устранить нарушения закона, путем выделения необходимых бюджетных средств управлению образования муниципального образования Лабинский район для выполнения мероприятий МОБУ СОШ № 3 г. Лабинска по устранению выявленных нарушений. Так же просил обязать МОБУ СОШ № 3 г. Лабинска выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений закона: оборудовать двери на лестничных клетках механизмами для самозакрывания в соответствии с требованиями пункта 36 Правил противопожарного режима; привести внутренний противопожарный водопровод в исправное состояние в соответствии с требованиями пункта 55 Правил противопожарного режима, оборудовать на территории объекта - МОБУ СОШ № 3 контрольно - пропускной пункт, внешнее ограждение территории объекта в соответствии с требованиями безопасности; оснастить объект резервным источником электроснабжения, обеспечивающим электроэнергией объект (территорию) на срок не менее 24 часов; оборудовать объект автономной системой оповещения и управления эвакуацией, средствами охранной сигнализации; центральный вход на объект оборудовать системой контроля и управления доступом.
В судебном заседании суда первой инстанции участвующими прокурорами исковые требования изменены в части исключения требований об оснащении объекта резервным источником электроснабжения, обеспечивающим электроэнергией объект территорию на срок не менее 24 часов, поскольку 18 июня 2019 г. в СОШ № 3 установлен переносной электрогенератор.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 01 июля 2019 г. исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал администрацию муниципального образования Лабинский район выделить необходимые бюджетные средства Управлению образования муниципального образования Лабинский район для выполнения МОБУ СОШ № 3 следующих требований пожарной безопасности и антитеррористической укрепленности: по оборудованию дверей на лестничных клетках механизмами для самозакрывания в соответствии с требованиями пункта 36 Правил противопожарного режима; по приведению внутреннего противопожарного водопровода в исправное состояние в соответствии с требованиями пункта 55 Правил противопожарного режима; по оборудованию на территории объекта - МОБУ СОШ № 3 контрольно - пропускного пункта, внешнего ограждения территории объекта в соответствии с требованиями безопасности, автономной системы оповещения и управления эвакуацией; по оборудованию объекта средствами охранной сигнализации, центрального входа на объект системой контроля и управления доступом.
Суд обязал МОБУ СОШ № 3 г. Лабинска после выделения бюджетных денежных средств выполнить следующие требования пожарной безопасности и антитеррористической укрепленности.
В соответствии с требованиями Правил о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме»: оборудовать двери на лестничных клетках механизмами для самозакрывания в соответствии с требованиями пункта 36 Правил противопожарного режима, привести внутренний противопожарный водопровод в исправное состояние в соответствии с требованиями пункта 55 Правил противопожарного режима.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации № 1235 от 07 октября 2017 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки и объектов, вносящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки»: оборудовать на территории объекта - МОБУ СОШ № 3 контрольно - пропускной пункт, внешнее ограждение территории объекта в соответствии с требованиями безопасности - путем выполнения внешнего ограждения по всему периметру территории высотой не менее 150 см., оборудовать объект автономной системой оповещения и управления звакуацией, средствами охранной сигнализации, оборудовать центральный вход на объект системой контроля и управления доступом
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Лабинский район по доверенности Костоглотова А.С. просит решение суда изменить, в части удовлетворения требований Лабинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Лабинский район отказать. Установить сроки исполнения решения суда для МОБУ СОШ № 3 по мере поступления средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования Лабинский район в соответствии с Решением Совета муниципального образования Лабинский район № 327/52 от 28 ноября 2018 г. В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация муниципального образования Лабинский район является не надлежащим ответчиком по делу. МОБУ СОШ № 3 как самостоятельное юридическое лицо должно исполнять обязанности по антитеррористической защищенности и обеспечению противопожарного режима.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Лабинского межрайонного прокурора Мартынюк А.С. просит решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 01 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления образования администрации муниципального образования Лабинский район по доверенности Тарасенко О.В. просила апелляционную жалобу администрации муниципального образования Лабинский район удовлетворить в части установления сроков – в соответствии с Решением Совета муниципального образования Лабинский район № 327/52 от 28 ноября 2018 г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Лабинский район по доверенности Костоглотова А.С. не явилась, заявив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Лабинский межрайонный прокурор, МОБУ СОШ № 3 г. Лабинска, ОНД и ПР Лабинского района, отдел вневедомственной охраны по Лабинскому району ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю», Совет муниципального образования Лабинский район в судебное заседание не явились о слушании дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку они надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, что объективно подтверждается материалами дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 данного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе и создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии с положениями статей 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
На основании статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Лабинской межрайонной прокуратурой совместно с инспектором ОНД и ПР Лабинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействий терроризму, в том числе антитеррористической защищенности объектов дошкольного образования.
В результате проверки установлено, что в МБОУ СОШ № 3, расположенном по адресу: Краснодарский край Лабинкий район, г. Лабинск, ул. Д. Бедного, 67, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 № 1235 требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки российской Федерации не соблюдены, в полном объеме мероприятия антитеррористической защищенности школы администрацией МБОУ СОШ № 3 не выполнены, а именно: объект не оборудован автономной системой оповещения и управления эвакуацией; отсутствуют резервные источники электроснабжения, способные обеспечивать электроэнергией объект (территорию) на срок не менее 24 часов; объект не оборудован средствами охранной сигнализации, центральный вход на объект не оборудован системой контроля и управления доступом (СКУД), на объекте отсутствует контрольно - пропускной пункт, внешнее ограждение территории объекта не соответствует требованиям безопасности.
Кроме того, в результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно в МБОУ СОШ № 3 в нарушение пунктов 36, 55 Правил противопожарного режима отсутствуют механизмы для самозакрытия дверей в лестничных клетках, внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а так же организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов закреплены в статье 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».
На основании пункта 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Устава МОБУ СОШ № 3 учредителем учреждения является администрация муниципального образования Лабинский район. Функция и полномочия учредителя Учреждения от имени администрации муниципального образования Лабинский район выполняет Управление образования муниципального образования Лабинский район.
Поскольку имущество учреждения закреплено за учредителем на праве оперативного управления, для устранения выявленных нарушений требуются финансовые ресурсы, выделение которых регламентируется требованиями бюджетного законодательства.
В связи с указанным обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений, входит в компетенцию администрации муниципального образования Лабинский район.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в целях исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности представительным органом муниципального образования Лабинский район принято решение Совета муниципального образования Лабинский район от 28 ноября 2018 № г. 327X52 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) «Повышение значений показателей безопасности в образовательных организациях муниципального образования Лабинский район». В связи с указанным решением Совета за счет средств муниципального бюджета планируется выделить Управлению образования Лабинский район 56000000 руб. на мероприятия по безопасности образовательных учреждений 67 объектов 63 образовательных организаций. Срок реализации дорожной карты 2019-2025 годы.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что выявленные проверкой нарушения устранены в части пунктов 22-24 Постановления Правительства РФ № 1235 от 07 октября 2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки».
Учитывая, что в полном объеме выявленные проверкой нарушения законодательства ответчиками не устранены, их наличие создает угрозу безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда об удовлетворении требований заявленных Лабинским межрайонным прокурором.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования Лабинский район является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия находит несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства представителя администрации муниципального образования Лабинский район об исключении из числа ответчиков, учитывая, что администрация муниципального образования Лабинский район является учредителем МОБУ СОШ № 3. В силу положений статьи 15 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы пользования, владения и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, составления и рассмотрения бюджета муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм регулирующих спорные правоотношения, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Обстоятельства имеющие значение для дела, определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 01 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Лабинский район по доверенности Костоглотовой Анастасии Сергеевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: