77RS0021-02-2021-012658-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года адрес
Пресненский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
с участием административных истцов фиоИ,, Грачинской М.Ш.,
представителя административных истцов фиоС,,
представителя административного ответчика Меньшиковой В.С.,
представителя заинтересованного лица Москомстройинвест и Правительства Москвы фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-13/2022 по административному исковому заявлению Гришакина Александра Ивановича и других к Московскому фонду защиты прав дольщиков о возложении обязанности принять решение в соответствии с частью 5 статьи 21.3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по урегулированию обязательств застройщика в отношении проблемного объекта, расположенного по адресу: адрес, г.адрес,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Гришакин А.И., Орехов О.В., Дегтярева Ж.А., Романов В.А., Румянцев О.Г., Номеровской М.А., Торопцева Е.В., Гавлена В., Кузнецов В.Б., Каршиева А.В., Ринчинов Ю.Б., Холмышева Т.А., Чернышов А.В., Понкратов С.В., Комаричева О.В., Комаричева А.П., Половец М.В., Половец Е.А., Краева Л.С., Харитонов С.А., Камышникова Н.А., Морозов Д.В., Кондуков И.В., Беляков А.Д., Белякова Н.С., Кудинова Е.И., Дрофа О.А., Корсун Е.Г., Смирнова Т.Н., Шакирова Ю.Р., Копылова Л.И., Данилова Ю.А.,Черникова С.Н., Сивяков В.В., Грачинская М.Ш., Лаврищев А.В., Афанасьева Е.Б., Кочеткова И.В., Гвоздева Н.И., Точилкин А.А., Шилина Н.В., Буенкова Р.Ф., Софрыгин И.А., Кабоскина А.П., Мишина М.В., Будник В.А., Костоварова С.В., Горбачева Г.А., Осипчук В.Б., Осипчук В.П., Губадова А.З., Озерова И.А., Огневенко В.Г., Чернышева Е.А., Громов П.В., Кравченко В.В., Лукьянова О.В., МитрушинаЕ.А., Исаева Л.Н., Сарычева О.Г., Вилкина С.Н., Степанова Е.В., Малышева Н.С., Бобрин А.Н., Пустовалов А.А., Кузнецова Т.Б., Кузнецова Н.А., Николайчик С.Н., Колисниченко А.А., Колисниченко Г.Б., Миронова М.А., Фейзрахманова Э.Б., Сайбель Л. Л., Шеф И.В., Салахетдинов Р.М., Иванова Р.Г., Каспари Р.Ю., Крюкова Н.Н., Каспари Ю.Р., Фараджиева С.А., Покровская А.Л., Мустафин С.С., Демидова О.А., Анашкина Л.М., Козуненко Т.А., Науменко Т.И., Стороженко Г.С., Стороженко О.Г., Стороженко Л.В., Наумова И.Б., Медведева Т.Ф., Пронина Г.А., Терехова Е.Е., Корешкова А.П., Сухова Т.А., Гембарская Т.А., Рогаткин Б.Ю., Ефремова И.Л., Старчуков В.А., Васильева Т.Т., Штирбу А.Б., Сучкова Е.А., Габрусь А.А., Макрушин Д.А., Ильина Р.З., Кудинова Е.И., Славянский А.Б., Иванова Н.Б., Шишкин К.Н., Баринова Н.Е., Теран М.Б., Шапкина Н.В., Желтовая О.В., Константинова К.М., Сорокина И.В., Санжиев Е.Ш., Харченко М.В., Куприянова Н.В., Никифиров Д.С., Жителев А.С., Мялина Е.Б., Новикова Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о возложении обязанности принять решение в соответствии с частью 5 статьи 21.3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по урегулированию обязательств застройщика в отношении проблемного объекта, расположенного по адресу: адрес, г.адрес.
В обоснование заявленных требований указывается на то, что административные истцы являются участниками долевого строительства объекта, расположенного по адресу: адрес, г.адрес.
Указанный многоквартирный дом признан проблемным и включен в единый реестр проблемных объектов (ID дома: р-12106) в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), расположенной в сети Интернет по адресу: www.наш.дом.рф. Оператором ЕИСЖС является АО «ДОМ.РФ».
Застройщиком дома, расположенного по адресу: адрес, г.адрес является ООО «БРОД-ЭСТЕЙТ». В соответствии с проектной декларацией на строительство, срок окончания реализации проекта – адрес 2016 года, однако до настоящего времени дом не введён в эксплуатацию, в то же время объект находится в высокой степени строительной готовности.
Решением Арбитражного суда адрес по арбитражному делу № А40-26616/2019 от 23 сентября ООО «БРОД-ЭСТЕЙТ» признан несостоятельным (банкротом), в отношении застройщика введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждён фио.
Административные истцы указывают, что несмотря на введение в отношении застройщика конкурсного производства и включении многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, г.адрес единый реестр проблемных объектов, административным ответчиком, в нарушении п. 5 ст. 21.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», до настоящего времени не принято решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по урегулированию обязательств застройщика, хотя подобное решение должно быть принято в течение 4-х месяцев с момента открытия в отношении застройщика конкурсного производства (с возможностью продления срока для принятия решения не более, чем на 2 месяца).
В связи с изложенными обстоятельствами административные истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Административные истцы Кудинова Е.И., Грачинская М.Ш., а также представитель административных истцов по доверенностям фио в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объёме.
Представитель административного ответчика по доверенности Меньшикова В.С., а также представитель заинтересованных лиц Москостроинвест и Правительства Москвы по доверенностям фио возражали против удовлетворения заявленных требований.
Иные лица в судебном заседании участия не принимали, извещались судом надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Постановлением Правительства Москвы от 17.10.2019 №1359-ПП пункт 4.3 (1) приложения к постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 №157-ПП, согласно которому Москомстройинвест осуществлял полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены и чьи права нарушены, пострадавшими, в соответствии с критериями, установленными уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства. вел реестр таких граждан, признан утратившим силу.
В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, с 27.06.2019 г. вместо реестра пострадавших граждан ведется единый реестр проблемных объектов (подпункт «в» пункта 15 и подпункт «в» пункта 16 ст.1 ФЗ от 27.06.2019 №151-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Таким образом, учитывая изменение законодательства, формирование Плана-графика («дорожная-карта») и его актуализация осуществляется в соответствии с единым реестром проблемных объектов.
Согласно ч.1.2. ФЗ РФ от 30.12.2004 №214-ФЗ Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО) формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
Согласно п. 1.1. ст.23.1 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.
В соответствии со ст.23.1. ФЗ РФ от 30.12.2004 №214-ФЗ под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с ч.3 ст.23.1 ФЗ РФ от 30.12.2004 №214-ФЗ состав сведений единого реестра проблемных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч.1 ст.23 настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, административные истцы являются участниками долевого строительства объекта, расположенного по адресу: адрес, г.адрес.
Указанный многоквартирный дом признан проблемным и включен в единый реестр проблемных объектов (ID дома: р-12106) в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), расположенной в сети Интернет по адресу: www.наш.дом.рф. Оператором ЕИСЖС является АО «ДОМ.РФ».
Застройщиком дома, расположенного по адресу: адрес, г.адрес является ООО «БРОД-ЭСТЕЙТ». В соответствии с проектной декларацией на строительство, срок окончания реализации проекта – адрес 2016 года, однако до настоящего времени дом не введён в эксплуатацию, в то же время объект находится в высокой степени строительной готовности.
Решением Арбитражного суда адрес по арбитражному делу № А40-26616/2019 от 23 сентября ООО «БРОД-ЭСТЕЙТ» признан несостоятельным (банкротом), в отношении застройщика введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждён фио.
Обращаясь с настоящими требованиями, административные истцы указывают, что несмотря на введение в отношении застройщика конкурсного производства и включении многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, г.адрес единый реестр проблемных объектов, административным ответчиком, в нарушении п. 5 ст. 21.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», до настоящего времени не принято решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по урегулированию обязательств застройщика, хотя подобное решение должно быть принято в течение 4-х месяцев с момента открытия в отношении застройщика конкурсного производства (с возможностью продления срока для принятия решения не более, чем на 2 месяца).
Разрешая настоящее дело, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска, поскольку Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части дополнения последнего статьями 21.1 – 21.3, предусматривающим создание в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации Фондов субъектов Российской Федерации в целях завершения строительства проблемных объектов долевого строительства и восстановления прав пострадавших граждан с использованием механизмов, предусмотренных параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве.
До внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» 16 августа 2018 года на совещании у Мэра Москвы о реализации Государственной программы адрес политика» было принято решение об осуществлении строительства за счёт средств Адресной инвестиционной программы адрес на 2017-2020 годы жилого дома по адресу: адрес им. 1 Мая для предоставления жилых помещений пострадавшим гражданам проектов по адресам: адрес, г.адрес; адрес Лес, адрес; адрес, г.адрес.
Таким образом, механизм восстановления прав граждан - участников долевого строительства по объекту, расположенному по адресу: адрес, г.адрес был проработан Правительством Москвы ещё до внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
С учетом изложенного у суда отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности принять соответствующее решение о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объекта, расположенного по адресу: адрес, г.адрес.
Также судом отмечается, что само по себе превышение административным ответчиком срока, по мнению суда, не является доказательством его бездействия при том, что установленный законом четырёхмесячный срок для принятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства, не является пресекательным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Гришакина Александра Ивановича и других к Московскому фонду защиты прав дольщиков о возложении обязанности принять решение в соответствии с частью 5 статьи 21.3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по урегулированию обязательств застройщика в отношении проблемного объекта, расположенного по адресу: адрес, г.адрес – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2022 года.
Судья Лебедев Ю.В.