Дело № 2-70/16 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в составе председательствующего Науменко В.М.,
с участием адвоката ФИО6, действующей по назначению суда в порядке ст. 50 ГПК РФ, предоставившей удостоверение № и ордер № от 20 января 2016 года,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ дело по иску ФИО2 к ФИО3 о признании утратившим право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО3 о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником изолированной части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Возникшее право прошло государственную регистрацию, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделана запись регистрации №.
В спорном домовладении ответчик зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
С 2011 года ФИО3 по указанному адресу не проживает и его место пребывания неизвестно, на звонки истицы не отвечает.
В настоящее время она несет все расходы по содержанию жилого помещения, фактически не имеет возможности распорядиться данным жилым домом по собственному усмотрению.
О дате, времени и месте судебного заседания истица извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просит удовлетворить исковые требования.
Адвокат ФИО6, действующая по назначению суда в порядке ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика ФИО3, в судебном заседании иск не признала и показала, что в отсутствии ФИО3 иск не может быть удовлетворен, так как неизвестна позиция ответчика по заявленным исковым требованиям.
Выслушав доводы адвоката ФИО6, об отказе в иске, исследовав материалы дела, суд считает требования ФИО2 о признании ФИО3 утратившим право пользования жилым помещением подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищное законодательство в соответствии со ст. 1 ЖК РФ основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Собственник жилого помещения в силу ст. 30 ЖК РФ осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или ином законном основании с учётом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что истица ФИО2 является собственником изолированной части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Октябрьский муниципальный район <адрес>, что подтверждается исследованным в судебном заседании договором передачи изолированной части жилого дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, Администрация Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, безвозмездно передала ФИО2 изолированную часть жилого дома, общей площадью 37,8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ была произведена государственная регистрация права, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделана запись регистрации №, субъектом права является ФИО2.
Вместе с тем, в указанном жилище помимо истца, зарегистрирован ответчик ФИО3, который ранее фактически проживал вместе с истицей.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем, установлено, что право собственности истца ФИО2 на изолированную часть жилого дома незаконно ограничивается действиями ответчика ФИО3, который, являясь бывшим членом семьи собственника изолированной части жилого дома, препятствует осуществлению истцом своих законных прав по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.
В силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что между ФИО2 и ФИО3 не существует какого-либо соглашения, предусматривающего сохранение за ответчиком права пользования изолированной частью жилого дома истца в случае приобретения им статуса бывшего члена семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также, выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Доводы адвоката, представляющего интересы ответчика в суде, о том, что в иске необходимо отказать, в связи с тем, что не неизвестна позиция ответчика по заявленным исковым требованиям, суд считает неубедительными, поскольку была направлена повестка и исковое заявление по месту регистрации, однако заказное письмо возвращено в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик с 2011 года прекратил семейные отношения с собственником жилого дома, в связи с чем утратил право пользования принадлежащим истцу на праве собственности жилым домом.
Кроме этого, принимая решение об удовлетворении требований истца о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением, суд учитывает то обстоятельство, что истец не может реализовать своё право распоряжения изолированной частью жилого дома. Истец не обременен какими-либо обязательствами перед ответчиком и может настаивать о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением, при этом чьих-либо прав и интересов не ущемляет.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного, ст.ст. 35, 40, 55 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 1, 30,31, 35 ЖК РФ, пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2 к ФИО3 о признании утратившим право пользования жилым помещением – удовлетворить.
Признать ФИО3 утратившим право пользования изолированной частью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья В.М. Науменко