Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> РД в составе:
Председательствующего судьи - Хаваева И.А.,
при секретаре судебных заседаний - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 к Правительству Республики Дагестан об обязании обеспечить жильём,
установил:
истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к Правительству Республики Дагестан, мотивируя тем, что в результате стихийного бедствия- прошедших 16-19 мая ливневых дождей, были уничтожены их жилые дома, являвшиеся для их семей единственным жильём.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО7 исковые требования истцов поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просит удовлетворить их.
В судебном заседании представители Правительства РД ФИО8 и министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД ФИО9 иск не признали и просил в его удовлетворении отказать по доводам изложенных в их возражениях на иск.
Извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела истцы и третьи лица в судебное заседание не явились и причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено без их участия.
Выслушав объяснения сторон, исследовав по правилам ч.1 ст.67 ГПК РФ доказательства, суд находит иск подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-ФЗ №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.1 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
-2-
Согласно ст. 24 ФЗ от 21. 12. 1994 г. № «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 25 указанного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от от ДД.ММ.ГГГГ № действовавшим на момент наступления чрезвычайной ситуации, утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила).
Согласно указанным Правилам средства на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций выделяются за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств республиканские органы исполнительной власти администрации районов и городов не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, республиканских органов исполнительной власти, страховых фондов и других источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых расходов. Обращения в котором отсутствуют указанные сведения, остаются без рассмотрения.
Средства из резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций.
-3-
В п.2 данного постановления Правительство РД рекомендовало администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан создавать резервные фонды для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Упомянутые выше Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий регионального и межмуниципального характера (далее - чрезвычайные ситуации).
По поручению Правительства Республики Дагестан Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан совместно с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями в 3-месячный срок с даты подписания поручения рассматривают вопрос о выделении бюджетных ассигнований (п.3 Правил).
Как это предусмотрено в п.4 Правил, органы исполнительной власти Республики Дагестан и администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований представляют в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 3 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований в том числе и заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, если имеются объекты (здания и сооружения) с повреждениями основных несущих конструкций.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерства финансов Республики Дагестан.
Согласно п.5 Правил по результатам совместного рассмотрения с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями обосновывающих документов Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан вносят в Правительство Республики Дагестан соответствующие предложения.
-4-
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается.
Пункт 6 Правил предусматривает, что основанием для выделения бюджетных ассигнований является решение Правительства Республики Дагестан, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансирование неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, указанных в подпункте "б" пункта 7 настоящих Правил, в решении Правительства Республики Дагестан указывается распределение этих бюджетных ассигнований по объектам.
В п.7 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти Республики Дагестан и администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
а) проведение аварийно-спасательных работ;
б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства;
в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание - до <данные изъяты>
г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (<данные изъяты>
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (<данные изъяты>);
е) выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья;
ж) выплата единовременного пособия:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших), в размере <данные изъяты> на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.
Как следует из материалов дела в результате стихийного бедствия - прошедших 16-19 мая ливневых дождей, были уничтожены жилые дома истцов, расположенных в <адрес>.
В связи с указанным стихийным бедствием Указом Президента РД№ от ДД.ММ.ГГГГ в ряде районов республики, в том числе и в <адрес> был введён режим чрезвычайной ситуации.
-5-
Распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р был утверждён реестр граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, в который включены и истцы.
Между тем, как следует из возражений представителя Правительства РД, истцы не приложили к исковому заявлению письмо администрации района о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД с приложенным к нему соответствующими документами.
Вместе с тем, как следует из распоряжения Главы администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий связанных с ликвидацией прошедших 18-ДД.ММ.ГГГГ ливневых дождей администрации МР «<адрес>» были выделены 65426,3 тыс. рублей.
Кроме того, согласно абз.2 п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты, выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
Каких-либо иных полномочий у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выдачи государственных жилищных сертификатов действующим законодательством не предусмотрены.
Вместе с тем, Правительство Республики Дагестан обратилось в Правительство Российской Федерации о выдаче 26 государственных жилищных сертификатов, однако в их выдаче было отказано.
Следует также отметить, что, обращаясь в суд с иском об обеспечении жильём с учётом состава семей, истцами не указаны составы семей, не представлены суду документы, подтверждающие право их собственности с указанием их площади.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения, заявленного к Правительству РД иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.191-199, 31 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 к Правительству Республики Дагестан об обязании обеспечить жильём, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья И.А. Хаваев
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.