Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-233/2019 от 09.08.2019

дело № 12-233/2019

24RS0024-01-2019-002965-50

РЕШЕНИЕ

30 августа 2019 года          г. Канск

Судья Канского городского суда Красноярского края Окладников С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. на постановление государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н. № 345 от 01.08.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г., привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н. № 345 от 01.08.2019 года директор КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 16 000 рублей за то, что, как указано в постановлении, в ходе проведенной проверки в 16 часов 00 минут и 16 часов 30 минут 28.06.2019 года в отношении КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» по адресу: <адрес>, в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Красноярского края № 177 от 16.04.2019 года, было установлено нарушение требований пожарной безопасности ст. 6, 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пункта 6.16, 6.18, 6.26, 6.28, 33 СНиП 21-01-97*, п. 7.2 СП 7.13130.2009, п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: 1. ширина эвакуационного выхода в свету из медицинского блока здания спального корпуса менее 1,2 м; 2. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридор от лестничной клетки 1 этажа левого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 3. ширина эвакуационного выхода в свету с лестничной клетки в тамбур 1 этажа правого крыла здания спального корпуса менее 1,2 м; 4. ширина эвакуационного выхода в свету в тамбур 1 этажа правого крыла здания спального корпуса наружу менее 1,2 м; 5. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» отсутствуют двери отделяющие коридор второго этажа от лестничной клетки левого крыла здания спального корпуса; 6. ширина эвакуационного выхода в свету из столовой второго этажа здания спального корпуса менее 1,2 м; 7. ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета «Швейная мастерская» менее 0,8 м; 8. ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета «Вкусные истории» менее 0,8 м; 9. отделка потолка «Интернет кафе» здания спального корпуса выполнена с применением натяжного полка на основе ПВХ с более высоким классом пожарной опасности строительных материалов чем КМ2; 10. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 3 этажа левого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 11. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 3 этажа правого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 12. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 4 этажа правого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 13. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 4 этажа левого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 14. ширина эвакуационного выхода в свету из столовой в тамбур менее 1,2 м; 15. ширина эвакуационного выхода в свету из тамбура столовой (наружу) менее 1,2 м; 16. ширина эвакуационного выхода в свету из столовой (наружу) менее 1,2 м; 17. при входе в спортзал со второго этажа административного здания допущен перепад высот; 18. ширина эвакуационного выхода из спортзала в тамбур менее 1,2 м; 19. ширина эвакуационного выхода с тамбура спортзала непосредственно наружу менее 1,2 м; 20. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» коридор второго этажа не разделен противопожарной перегородкой 2-го типа; 21. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» коридор третьего этажа не разделен противопожарной перегородкой 2-го типа; 22. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» коридор четвертого этажа не разделен противопожарной перегородкой 2-го тина; 23. в    здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» в переходе между административным зданием и столовой без естественного освещения отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения; 24. высота эвакуационного выхода в свету со второго этажа здания 1-го спального корпуса наружу, менее 1,9 м.

Не согласившись с принятым постановлением, директор КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. принес жалобу, в которой просит отменить постановление государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н. № 345 от 01.08.2019 года, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, поскольку здание КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» введено в эксплуатацию в 1956 году, при этом на тот момент действовал СНиП II-A.5-70, т.е. на существующие здания, сооружения, строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Закона N 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация данных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В ходе предыдущих проверок на соответствие требованиям пожарной безопасности нарушений на проверяемых объектах не выявлено, к административной ответственности он не привлекался. Также указывает, что большее количество нарушений устранено собственными силами, но поскольку КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» является, казенным учреждением и финансируется из бюджета Красноярского края, немедленно устранить некоторые нарушения невозможно, поскольку требуется привлечение дополнительных финансовых бюджетных средств, которые будут запрошены у учредителя. Неверно квалифицирован административный проступок, отсутствует умысел и вина, имеются основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебное заседание заявитель не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил в судебное заседание своего защитника, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав защитника заявителя, поддержавшего доводы жалобы, государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной проверки на момент ее окончания в 16 часов 30 минут 28.06.2019 года в отношении КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес>, должностным лицом административного органа было установлено нарушение требований пожарной безопасности ст. 6, 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пункта 6.16, 6.18, 6.26, 6.28, 33 СНиП 21-01-97, п. 7.2 СП 7.13130.2009, п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: 1. ширина эвакуационного выхода в свету из медицинского блока здания спального корпуса менее 1,2 м; 2. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридор от лестничной клетки 1 этажа левого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 3. ширина эвакуационного выхода в свету с лестничной клетки в тамбур 1 этажа правого крыла здания спального корпуса менее 1,2 м; 4. ширина эвакуационного выхода в свету в тамбур 1 этажа правого крыла здания спального корпуса наружу менее 1,2 м; 5. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» отсутствуют двери отделяющие коридор второго этажа от лестничной клетки левого крыла здания спального корпуса; 6. ширина эвакуационного выхода в свету из столовой второго этажа здания спального корпуса менее 1,2 м; 7. ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета «Швейная мастерская» менее 0,8 м; 8. ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета «Вкусные истории» менее 0,8 м; 9. отделка потолка «Интернет кафе» здания спального корпуса выполнена с применением натяжного полка на основе ПВХ с более высоким классом пожарной опасности строительных материалов чем КМ2; 10. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 3 этажа левого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 11. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 3 этажа правого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 12. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 4 этажа правого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 13. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» на дверях отделяющих коридора от лестничной клетки 4 этажа левого крыла здания спального корпуса, отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах; 14. ширина эвакуационного выхода в свету из столовой в тамбур менее 1,2 м; 15. ширина эвакуационного выхода в свету из тамбура столовой (наружу) менее 1,2 м; 16. ширина эвакуационного выхода в свету из столовой (наружу) менее 1,2 м; 17. при входе в спортзал со второго этажа административного здания допущен перепад высот; 18. ширина эвакуационного выхода из спортзала в тамбур менее 1,2 м; 19. ширина эвакуационного выхода с тамбура спортзала непосредственно наружу менее 1,2 м; 20. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» коридор второго этажа не разделен противопожарной перегородкой 2-го типа; 21. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» коридор третьего этажа не разделен противопожарной перегородкой 2-го типа; 22. в здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» коридор четвертого этажа не разделен противопожарной перегородкой 2-го тина; 23. в    здании КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» в переходе между административным зданием и столовой без естественного освещения отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения; 24. высота эвакуационного выхода в свету со второго этажа здания 1-го спального корпуса наружу, менее 1,9 м.

По данному факту в отношении директора КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. был составлен протокол об административном правонарушении от 01 августа 2019 года.

Постановлением государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н. № 345 от 01.08.2019 года директор КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. N 1838, которые утратили силу с 1 октября 2003 г.

В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.

Здание по вышеуказанному адресу 1956 года постройки.

Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, не имеется. При этом в числе иных учреждению вменены нарушения, которые связаны с конструктивным изменением здания.

Таким образом, имеются основания для вывода о том, что учреждение, в оперативном управлении которого находится здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» необоснованно вменены нарушения содержащихся в пунктах 6.16, 6.18, 6.28 "СНиП 21-01-97* указанные в пунктах 1-4, 6-8, 10-19, 24 настоящего постановления, которые относятся к конструктивным и объемно-планировочным характеристикам здания.

Таким образом, перечисленные нарушения, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат исключению из объема вмененных КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» нарушений. Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Верховного суда РФ от 04.05.2018 г. № 44-АД18-7.

Иные нарушения, предусмотренные п. 6.26 СНиП 21-01-97*, 7.2 СП 7.13130.2009, п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, указанные в пункте 5, 9, 20-23 настоящего постановления, относится к противопожарному режиму эксплуатации объекта защиты, а не к конструктивным и объемно-планировочным характеристикам здания, в связи с чем, за соответствующие нарушения учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности.

Факт совершения этих нарушений требований пожарной безопасности подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, принятое постановление подлежит изменению и по другим основаниям.

Понятие особого противопожарного режима определено в ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которой установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Постановлением Правительства Красноярского края от 16 апреля 2019 № 177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» с 19 апреля 2019 года на территории города Канска был веден особый противопожарный режим до особо распоряжения.

Как следует из постановления, основанием введения особого противопожарного режима послужили наступления неблагоприятных климатических условий (сухая, ветреная погода), что возможно приведет к увеличению количества пожаров на территории города.

Вменяемые КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» нарушения требований пожарной безопасности непосредственно не связаны со сложившимися неблагоприятными климатическими факторами, послужившими основанием для введения особого противопожарного режима, сами по себе условия особого противопожарного режима и предусмотренных им ограничений они не нарушают.

При таких обстоятельствах, основания для квалификации действий директора КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ отсутствуют. Нарушения пожарной безопасности, допущенные заявителем подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по которой с учетом данных о принятии мер к устранению нарушений пожарной безопасности, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

В остальном постановление должностного лица отмене либо изменению не подлежит, в том числе по доводам рассматриваемой жалобы.

Вопреки доводам жалобы, оснований для возможного применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращении дела в связи с малозначительностью, не установлено, поскольку заявителем допущены нарушения в области пожарной безопасности и указанные нарушения являются фактором, влекущим возможную угрозу жизни и здоровью людей в случае возможного возникновения пожара, который в результате этих нарушение за более короткий промежуток может охватить большую площадь. Кроме того, безопасность людей в случае возникновения пожара может быть обеспечена только полным соблюдением всех установленных действующим законодательством норм, правил и предписаний.

При производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных норм не допущено.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н. № 345 от 01.08.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г, привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ – изменить:

- исключить из обжалуемого постановления выводы о нарушении КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» требований пожарной безопасности, установленных пунктами 6.16, 6.18, 6.28 "СНиП 21-01-97* указанные в пунктах 1-4, 6-8, 10-19, 24 настоящего постановления.

- действия директора КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. в части нарушений требований пожарной безопасности, квалифицированных по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, переквалифицировать на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить директору КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» Свириденко А.Г. – без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения настоящего решения, через Канский городской суд.

Судья          С.В. Окладников

12-233/2019

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Свириденко Андрей Геннадьевич
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Окладников С.В.
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.2

Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
12.08.2019Материалы переданы в производство судье
30.08.2019Судебное заседание
03.09.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2019Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
16.09.2019Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее