РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2015 года г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Познера Н.А.,
с участием <данные изъяты> Исаева Д.Х.,
заявителя Ершова И.В. и его представителя Гонта О.В., представителя войсковой части № Щетинина А.В.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой С.С.,
в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Ершова <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части №, командира войсковой части №, руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации»и начальника филиала № 1 Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», связанных с изданием приказа о его исключении из списков личного состава войсковой части № до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства и вещевым имуществом,
установил:
Ершов И.В. проходил военную службу в войсковой части №. Приказом командира войсковой части № от 20 мая 2010 года № 58 он был уволен с военной службы в запас на основании п.п. «а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом того же воинского должностного лица от 1 декабря 2014 года № 150 он исключен из списков личного состава части, с учётом предоставления отпусков пропорционально прослуженному периоду. Общая продолжительность военной службы составляет более 18 лет. При этом, при исключении из списков личного состава части он не был обеспечен жилым помещением по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства, а также положенным вещевым имуществом.
Полагая, что при таких обстоятельствах должностными лицами были нарушены его права при исключении из списков личного состава воинской части, заявитель обратился в военный суд с заявлением, в котором, просил:
- признать незаконными действия командира войсковой части № и действия командира войсковой части №, связанные с исключением его из списков личного состава воинской части без обеспечением жилым помещением по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства и вещевым имуществом,
- обязать командира войсковой части № отменить приказ № 150 от 1 декабря 2014 года об исключении его из списков личного состава части, восстановить на военной службе с обеспечением всеми положенными видами довольствия с 18 февраля 2015 года,
- обязать руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» произвести выплату денежного довольствия с момента исключения из списков личного состава части, с 18 февраля 2015 года до момента восстановления,
- взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в суд.
В судебном заседании представитель заявитель Гонта О.В. в обоснование заявленных требований пояснила, что Ершов И.В. в период прохождения военной службы был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному им месту жительства в г. Хабаровске. Ершов И.В. своего согласия на исключение его из списков личного состава части без предоставления ему жилья не давал. То, что заявитель по месту службы обеспечен служебным жилым помещением, не является основанием для исключения его из списков личного состава части без предоставления жилого помещения. Кроме того, заявитель проживает в жилом помещении по договору служебного найма от 1 февраля 2008 года, в котором имеется указание о том, что при окончании срока военной службы указанный договор подлежит расторжению, в связи с чем, заявителя могут выселить из занимаемого им жилья. Срок данного договора истёк в 2011 году.
Ершов И.В. поддержал доводы своего представителя и при этом пояснил, что на момент исключения его из списков личного состава части он не был обеспечен лишь вещевым имуществом, так как при обращении в вещевую службу ему поясняли, что на складе отсутствуют вещи, которые ему положены, а так же пояснил, что ему три раза предлагались жилые помещения по избранному месту жительства после увольнения, но не одна квартира не соответствовала требованиям, в связи с чем он до настоящего времени не обеспечен жильём. С основанием увольнения его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями он согласен.
Представитель командира войсковой части № Щетинин А.В. требования заявителя не признал и пояснил, что вся процедура увольнения была соблюдена, а на момент исключения военнослужащего из списков личного состава части он обеспечен служебным жилым помещением по нормам на состав семьи и в настоящее время стоит на учёте как нуждающийся в жилом помещении по договору социального найма, ему неоднократно предлагались квартиры, но он от них отказывался, все положенные отпуска он отгулял, в связи с чем и был законно исключён из списков личного состава части с 18 февраля 2015 года. Что касается не обеспечения заявителя вещевым довольствием, то Ершов И.В. при обращении в вещевую службу от части вещевого довольствия отказывался, а некоторое обмундирование на момент его обращения отсутствовало, в связи с чем данные требования также являются необоснованными.
Представители войсковой части №, руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», начальника филиала № ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, что не препятствует военному суду рассмотреть дело на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 20 мая 2010 года № 58, <данные изъяты> Ершов И.В. досрочно уволен с военной службы в запас на основании п.п. «а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с организационно-штатными мероприятиями, а согласно выписке из приказа того же воинского должностного лица от 1 декабря 2014 года № 150 Ершов И.В. с 18 февраля 2015 года исключен из списков личного состава части.
Согласно рапорту Ершова И.В. на имя командира войсковой части № от 14 октября 2009 года видно, что заявитель просил о досрочном увольнении его из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями и просил не исключать его из списков личного состава части до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Федерального закона «О статусе военнослужащих») военнослужащие -граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Изучение данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
При этом норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы, а абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.
Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта «и» пункта 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Указанное обстоятельство порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», препятствием для исключения из списков личного состава воинской части, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья.
Как усматривается из исследованных в ходе судебного заседания материалов, на момент изданных приказов об увольнении Ершова И.В. с военной службы и исключении его из списков личного состава части, последний проживал и проживает в выделенной ему в период прохождения военной службы квартире по договору служебного найма от 1 февраля 2008 года в <адрес>, общей площадью 48 кв. метров на состав семьи из 3 человек (в настоящее время состав семьи - 2 человека).
Согласно решению муниципального комитета Сергевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края от 31 марта 2008 года № 210 учетная норма предоставления площади жилого помещения составляет 12 квадратных метров на одного человека.
Таким образом, исходя из изложенного, Ершов И.В. обеспечен служебным помещением с превышением учетной нормы.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» Ершов И.В. с 11 июня 2010 года принят на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Хабаровске, предоставляемых по договору социального найма, то есть решение принято в период прохождения военной службы, что свидетельствует о том, что каких-либо препятствий для реализации им права на получения жилого помещения по избранному месту жительства не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности действий должностных лиц, связанных с исключением заявителя с военной службы без обеспечения жилым помещением, и не находит оснований для удовлетворения требований Ершова И.В. в данной части.
Также, доводы представителя заявителя Гонта О.В. о том, что по истечении срока договора служебного найма заявитель подлежит выселению из занимаемого им жилья, являются несостоятельными и носят предположительный характер, поскольку согласно пункта 5Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487 жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
Разрешая требование заявителя об обеспечении его положенным вещевым имуществом суд исходит из следующего.
Из справок-расчетов №133-134 и №45 видно, что задолженность по выдаче Ершову И.В. вещевого имущества составляет <данные изъяты> рублей 80 копеек.
Пунктом 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее по тексту - Положение), установлено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Вместе с тем, разрешая требования заявителя о восстановлении его в списках личного состава, суд исходит из того, что согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, военнослужащие, с которыми не произведен окончательный расчет, могут быть восстановлены в списках личного состава части именно для обеспечения соответствующими видами довольствия, то есть исключительно для восстановления нарушенных прав и возмещения ущерба. Однако указанные положения не должны трактоваться буквально, а избранный способ восстановления нарушенных прав военнослужащего должен быть соразмерным допущенному нарушению.
На основании изложенного, суд полагает необходимым восстановление прав заявителя на получение вещевого имущества без восстановления его на военной службе, путём возложения обязанности на командира войсковой части № обеспечить Ершова И.В. положенным вещевым имуществом.
На основании статьи 98 ГПК РФ, в пользу заявителя надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционального удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 98, 258, 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░ 150 (░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ 1 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ № 150 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 30 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░