Судья Аникеева Е.Д. Дело № 33-20596/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Бекловой Ж.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2015 года апелляционную жалобу Левина В.И. на решение Красногорского городского суда Московской области от 25 мая 2015 года по делу по иску Левина В.И. к Министерству социальной защиты населения Московской области об оспаривании отказа в предоставлении мер социальной поддержки и признании права на социальную поддержку по оплате коммунальных услуг по месту фактического проживания,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения Левина В.И.,
УСТАНОВИЛА:
Левин В.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении ему социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, признании за ним права на социальную поддержку по оплате коммунальных услуг по месту фактического проживания в Московской области, взыскании компенсации расходов по оплате электроэнергии за период с августа 2012 г. по ноябрь 2014 г. в размере 2154,75 руб.
Свои требования мотивировал тем, что имеет два места жительства: в г. Москве и в Московской области, является инвалидом второй группы и пользуется льготой в виде компенсации в размере 50% по оплате коммунальных услуг по месту регистрации в г. Москве, в предоставлении такой льготы по месту жительства в Московской области ему отказано.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Московской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать.
Решением Красногорского городского суда от 25 мая 2015 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Левин В.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В заседание судебной коллегии Левин В.И. поддержал доводы, изложенные в его апелляционной жалобе.
Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области в заседание судебной коллегии не явился; о месте, дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен.
Определением судебной коллегии, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, учитывая его надлежащее уведомление.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Московской области от т 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", эти меры предоставляются в натуральной и в денежной форме и распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определяют, что местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, в котором гражданин проживает временно, признается местом пребывания.
Из материалов дела следует, что Левин В.И. зарегистрирован по месту жительству по адресу: <данные изъяты>. На праве собственности ему принадлежит в садоводческом товариществе жилое строение без права регистрации проживания, расположенное по адресу: <данные изъяты> (л.д.8).
Судом установлено, что как ветеран труда и инвалид второй группы, истец состоит на учете в УСЗН г. Москвы и ему предоставлены социальные гарантии по оплате коммунальных услуг в г. Москва, что подтверждается выпиской из домовой книги, т.е. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг им реализовано.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку социально незащищенных слоев населения, устанавливая государственные пособия, пенсии и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. (ст. 39 Конституции РФ).
Согласно ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Соответственно, конституционно-правовой смысл ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, выявляется с учетом ее взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона, а также с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, из которых состоит законодательство Российской Федерации, предусматривающее принципы, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки, порядок расчета (ст. ст. 6.1, 8 ФЗ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ст. ст. 13, 14 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307).
Из анализа действующего законодательства однозначно следует, что предоставление социальной поддержки, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется один раз, по месту жительства (регистрации), либо по месту пребывания гражданина по его выбору, то есть по месту реально занимаемого (используемого и предназначенного для проживания) жилого помещения.
Одновременное получение льготы по разным адресам, видам услуг и безотносительно к месту учета органами социальной защиты граждан противоречит как действующему законодательству, так и конституционным принципам предоставления мер социальной поддержки. Кроме того, в этом случае создается ситуация, при которой местом жительства гражданина одновременно будут являться два места (адреса) жительства, что противоречит ст. 20 ГК РФ.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, 9, 10 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом, их действия должны быть разумными и добросовестными, злоупотребление правом в любой форме недопустимо.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг по месту фактического проживания.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм закона, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, основанием к отмене решения суда служить не могут. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Левина В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи