Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2820/2018 ~ М-3108/2018 от 04.07.2018

Дело № 2-2820/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г. Новороссийск                                                                                                 30 августа 2018 года

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Чанова Г.М.,

при секретаре Пермяковой Ю.Ю.,

с участием: представителя истца Иванова Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

ответчика Олейникова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску начальника филиала №1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по КК Ростунова Сергея Томовича к начальнику отдела по расчетам с личным составом филиала №1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по КК Олейникову Сергею Александровичу о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Начальник филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по КК Ростунов С.Т. обратился в суд с иском к начальнику отдела по расчетам с личным составом филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по КК Олейникову С.А. о взыскании материального ущерба, причиненного государству, в размере 800 000 рублей в пользу Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по КК.

В обоснование требований указано, что в деятельности филиала выявлены нарушения, касающиеся производства незаконных выплат персоналу войсковой части за период с ДД.ММ.ГГГГ, выявлено превышение объемов финансирования на общую сумму 800 000 руб. Согласно требованиям приказа МО РФ ДД.ММ.ГГГГ. , указаний заместителя Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. и директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. расчет суммы бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданскому персоналу должен был производиться исходя из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника. При анализе данных было выявлено включение внутренних совместителей, выполнявших должностные обязанности по вакантным должностям, в фактическую численность работников, что способствовало превышению объемов финансирования на вышеуказанную выплату. При планировании бюджетных средств на выплату дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу внутренние совместители, выполнявшие должностные обязанности по вакантным должностям, в фактическую численность работающих в дальнейшем не включались. Ревизионной группой Филиалу предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выявленные проверкой нарушения на сумму 800 000руб. объявить приказом по Филиалу и на основании приказа занести их в книгу учета недостач. Проведенным расследованием установлено, что виновным в причинении ущерба является начальник отдела по расчетам с личным составом Олейников С.А. Данный работник принят на работу на основании приказа начальника филиала от ДД.ММ.ГГГГ . Филиал является органом военного управления. Истец полагает, что неположенные выплаты гражданскому персоналу войсковой части произведены в связи с незаконными действиями Олейникова С.А. и нарушением им своих должностных обязанностей, выразившимися в неправильном определении объема бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, в результате чего произведены незаконные выплаты дополнительного материального стимулирования внутренним совместителям воинской части, чем причинен ущерб государству в размере 800 000руб.

В ходе подготовки к судебному разбирательству стороной ответчика были предоставлены возражения, в которых ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме ввиду следующего.

Как указывает ответчик, Филиал посчитал, что при планировании выплат дополнительного материального стимулирования в соответствии с Приказом за ДД.ММ.ГГГГ Олейников С.А. должен был руководствоваться требованиями, содержащимися в указаниях заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ. , и директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. , от ДД.ММ.ГГГГ. , которые запрещали включать внутренних совместителей выполнявших должностные обязанности по вакантным должностям, в фактическую численность работников воинской части. Исследуя вышеперечисленные указания Департамента финансового планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, можно легко заметить, что они вообще не содержат каких-либо требований по порядку учета внутренних совместителей и не содержат никакого запрета на включение указанной категории в фактическую численность работающих при планировании и выплате дополнительного материального стимулирования. Более того, указания Директора департамента финансового планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. (на ДД.ММ.ГГГГ г.) и от ДД.ММ.ГГГГ г. (на ДД.ММ.ГГГГ г.), а также указания заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № (на ДД.ММ.ГГГГ г.) и от ДД.ММ.ГГГГ г. № (на ДД.ММ.ГГГГ г.) практически полностью идентичны с вышеуказанными указаниями и Всеми упомянутыми документами устанавливается расчетная сумма на одного работника, и определяются сроки доведения объемов бюджетных средств, исходя из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника. В отличие от остальных исследуемых указаний, в указаниях и имеются Приложения об образцах сведений о численности и объемах бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, представляемых согласно данным указаниям по планированию и выплате дополнительного материального стимулирования, согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в которых пояснен порядок учета совместителей при планировании объемов бюджетных средств на данную выплату. Согласно Приложениям в целях определения объёмов бюджетных ассигнований указана необходимость ежемесячно предоставлять в Департамент финансового планирования и социальных гарантий сведения о фактической численности работников организаций по прилагаемой форме. При этом по прилагаемой форме сведений фактическая численность складывается из работающих: на полную ставку, внешних совместителей на 0,5 ставки, внутренних совместителей на 0,5 ставки, на сокращённом рабочем дне по основному месту работы. Это подтверждает неизменность позиции по вопросу планирования объёмов бюджетных средств на внутренних совместителей. Необходимость включения совместителей (внешних и внутренних) при определении объема бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, а также правомерность их включения в объемы дополнительного материального стимулирования в ДД.ММ.ГГГГ подтверждена также заместителем директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (ответ на запрос начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно), который указал, что нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минобороны России порядок учета численности внешних и внутренних совместителей при формировании объемов бюджетных ассигнований на данную выплату не определен, при этом указаниями Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено учитывать совместителей (внешних и внутренних) при условии замещения ими в совокупности полной ставки. Также сообщается (в исх. ), что аналогичные подходы могли быть сохранены в периодах, указанных в обращении. Также в указаниях на выплату дополнительного материального стимулирования согласно приказу на сегодняшний день указана необходимость включения в потребность внутренних совместителей. При совместительстве, в отличие от совмещения, сотрудник заключает с работодателем трудовой договор, исполняет обязанности в свободное от основной работы время, а значит, имеет право, с учётом решения работодателя, в том числе и на дополнительное материальное стимулирование согласно приказу Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ года . Такой работник должен быть включён при планировании в фактическую численность сотрудников, работающих на установленную дату в том проценте, на который они заключили трудовой договор (50, 33, 30 должностного оклада, но не более половины нормы рабочего времени). Согласно приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ г. разделе 1 в графе 3 показывается фактическая численность лиц списочного состава (на 31.12). Работник, принятый на работу на неполный рабочий день в соответствии с трудовым договором, учитывается в фактической численности как один человек. Работник, оформленный в организации как внутренний совместитель, тоже учитывается как один человек по основному месту работы. Любой запрет на дополнительное материальное стимулирование внутренних совместителей из числа гражданского персонала Минобороны, противоречил бы действующему трудовому законодательству и конституционным принципам и ущемлял бы права работников на получение оплаты за собственный труд.

В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, на удовлетворении иска настаивал.

Ответчик в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в возражениях. Дал аналогичные пояснения.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что между Филиалом Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и Олейниковым С.А. ДД.ММ.ГГГГ. заключен трудовой договор , на основании которого в этот же день издан приказ о назначении Олейникова С.А.на должность заместителя начальника отдела по расчетам с личным составом.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Олейников С.А. переведен на должность начальника отдела по расчетам с личным составом.

Из пункта 7.3. трудового договора следует, что работник может быть привлечен к материальной ответственности в случаях и в порядке, предусмотренных трудовым законодательством и иными федеральными законами.

Пунктом 2 Приказа министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

Данным приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, в соответствии с п.7 которого конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено указание директора Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ , которое содержит требования о расчете и выплате дополнительного материального стимулирования за третий ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. из объемов бюджетных средств исходя из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника. Согласно приложению к указанию сведения о численности и объеме бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала воинских частей и организаций складываются из штатной и фактической.

Указанием Директора департамента финансового планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. (на ДД.ММ.ГГГГ г.), от ДД.ММ.ГГГГ (на ДД.ММ.ГГГГ а также указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (на ДД.ММ.ГГГГ.), от ДД.ММ.ГГГГ (на ДД.ММ.ГГГГ.) устанавливается расчетная сумма на одного работника, и определяются сроки доведения объемов бюджетных средств исходя из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника.

Согласно акту контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Филиала №1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. при выборочной проверке планирования бюджетных средств на выплату дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу войсковой части за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ. выявлено превышение объема финансирования на общую сумму 800 000 руб.

При анализе данных, указанных в сводных сведениях о численности и объеме бюджетных средств, сведений о численности работников и распределений объемов бюджетных средств, направленных на выплату дополнительного материального стимулирования гражданского персонала войсковой части было выявлено включение внутренних совместителей, выполнявших должностные обязанности по вакантным должностям, в фактическую численность работников, что способствовало превышению объемов финансирования на вышеуказанную выплату.

При планировании бюджетных средств на выплату дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу внутренние совместители, выполнявшие должностные обязанности по вакантным должностям, в фактическую численность работающих в дальнейшем не включались.

По результат проведенного административного разбирательства материальный ущерб, возникший в результате неположенных выплат дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу войсковой части общую сумму 800 000 руб., обусловлен ненадлежащим исполнением должностных обязанностей начальником отдела (по расчетам с личным составом) Олейниковым С.А. и подлежит взысканию с него как с виновного лица.

Начальник Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Краснодарскому краю обращался с запросами на имя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ о разъяснении необходимости включения совместителей (внутренних и внешних) при определении объема бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, а также правомерности их включения в объемы дополнительного материального стимулирования в ДД.ММ.ГГГГ. (исх. от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.).

Согласно ответам заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГг. нормативными правовыми актами РФ и Минобороны России порядок учета численности внешних и внутренних совместителей при формировании объемов бюджетных ассигнований на данную выплату не определен, при этом указаниями Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрено учитывать совместителей (внешних и внутренних) при условия замещения ими в совокупности полной ставки. Также в исх. сообщено, что аналогичные подходы могли быть сохранены в периодах, указанных в обращении. В указаниях на выплату дополнительного материального стимулирования согласно приказу на сегодняшний день указана необходимость включения в потребность внутренних совместителей.

Статьей 232 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ст. 233 Трудового кодекса РФ Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами

Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Действие признается противоправным, если оно запрещено нормой права.

Бездействие признается правонарушением, если допускается лицом, которое могло и должно было совершить определенные действия, но не совершило их, то есть бездействовало.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006г. №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» К обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

С учетом данных положений закона суд приходит к выводу о том, что Олейников С.А. при расчете суммы бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданскому персоналу по приказу Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГг. исходил из руководящих указаний, поступающих от заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, заместителя министра обороны РФ, в которых рекомендовано производить расчет объема бюджетных средств исходя из фактической численности работающих, которая складывается из штатной и фактической, и установленной расчетной суммы на одного работника.

Запрета на включение внутренних совместителей в фактическую численность работающих в названных документах не имеется.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований начальника Филиала №1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Начальнику Филиала №1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю Ростунову Сергею Томовичу в удовлетворении иска отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

Судья Октябрьского районного суда

г. Новороссийска                                    Г.М. Чанов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2820/2018 ~ М-3108/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФО Министерства обороны РФ по КК
Ответчики
Олейников Сергей Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Чанов Г.М.
Дело на странице суда
novorossisk-oktybrsky--krd.sudrf.ru
04.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2018Передача материалов судье
09.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2018Подготовка дела (собеседование)
07.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2018Судебное заседание
03.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2019Дело оформлено
28.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее