Дело №2-2968/2021
73RS0002-01-2021-007261-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 04 августа 2021 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Романовой М.А.,
при секретаре Дивеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» о возложении обязанности организовать проведение повышения квалификации операторов слива-налива, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Ульяновский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» (далее – ООО «ЭКО-Нефть») о возложении обязанности организовать проведение повышения квалификации операторов слива-налива, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности. Исковые требования мотивированы тем, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «ЭКО-Нефть» (ОГРН 1067321005421) требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте и законодательства о лицензировании, по результатам которой выявлены нарушения. В ходе проверки установлено, что в нарушение пп. «е» п.4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в штате ООО «ЭКО-Нефть» работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, в частности, операторы слива-налива, не прошли повышение квалификации по требуемой специализации. По результатам проверки Ульяновским транспортным прокурором директору ООО «ЭКО-Нефть» от 25.02.2021 внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, которое рассмотрено, отклонено. В связи с тем, что ООО «ЭКО-Нефть» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в частности на пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям необщего пользования Ульяновского регионального транспортного комплекса ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» на станции «Ульяновск-3» Куйбышевской железной дороги, вследствие ненадлежащего исполнения Обществом предусмотренных требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью гражданам неопределенного круга лиц. Просит суд обязать ООО «ЭКО-Нефть» (ОГРН 1067321005421) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» организовать проведение повышения квалификации операторов слива-налива, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности.
Представитель истца помощник Ульяновского транспортного прокурора Новиков В.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика ООО «ЭКО-Нефть» Ситнов В.В., по доверенности Захарова И.В. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица – Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Борисов В.В. исковые требования Ульяновского транспортного прокурора поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление и письменным пояснениям, представленным в материалы дела.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст. 196 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ч.3 ст.2 ФЗ N 99-ФЗ).
В силу пп. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе.
Согласно пунктам 26, 27 ст.12 ФЗ N 99-ФЗ подлежит обязательному лицензированию деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Пунктом 4 ст.4 ФЗ N 99-ФЗ установлено, что одним из основных принципов осуществления лицензирования является, в том числе, установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2417 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (далее- Положение).
В соответствии с п.3 Положения в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные работы по погрузке опасных грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузки из вагонов и контейнеров, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и (или) железнодорожных путях необщего пользования.
Согласно пп. е) п.4 Положения, наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже одного раза в 3 года.
Аналогичные положения содержались в пп. ж) п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 221.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление и документы, предусмотренные частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", опись прилагаемых документов, а также копии, в том числе, документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии работников, обеспечивающих выполнение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, а также прохождение ими повышения квалификации и аттестации в установленном порядке (пп. д) п.5 Положения).
Таким образом, допуск к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте работников, не отвечающих требованиям пп. е) п.4 Положения о лицензировании, влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поскольку опасный груз в силу присущих ему свойств при погрузочно-разгрузочных работах может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ответчику ООО «ЭКО-Нефть» выдана лицензия серия ПРД № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Ульяновской транспортной прокуратурой с 02.02.2021 г. по 26.02.2021 г. проведена проверка исполнения ООО «ЭКО-Нефть» требований законодательства при выгрузке/погрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте, в ходе которой установлено, что в штате ООО «ЭКО-Нефть» работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, в частности операторы слива-налива, не аттестованы в установленном порядке и не прошли повышение квалификации по требуемой специализации.
Согласно пп.2 п.3 справки Приволжского Управления Госжелдорнадзора от 05.02.2021 г. в ходе проведения проверочных мероприятий Приволжской транспортной прокуратуры, Ульяновской транспортной прокуратуры, проводимых в отношении, в том числе и ООО «ЭКО-Нефть», выявлено следующее нарушение: лицензиатом не представлены документы, подтверждающие наличие в штате работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже одного раза в 3 года. Выявлено: согласно штатного расписания ООО «ЭКО-Нефть» в штате лицензиата лицензируемый вид деятельности – «погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» осуществляют три оператора слива-налива: ФИО6, ФИО7, ФИО8 Отсутствуют (не представлены) документы о прохождении повышения квалификации по требуемой педализации не реже одного раза в 3 года (Нарушены требования п.1 ст.8 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», нарушены требования п. 4 е) «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2417).
В соответствии с п.7.9. должностной инструкции оператора слива-налива топлива ООО «ЭКО-Нефть», в должностные обязанности оператора слива-налива топлива входит участие в сливе (наливе) автоцистерн, а так же железнодорожных цистерн независимо от времени подачи их на подъездной путь грузополучателя. В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ.
По результатам проверки 25.02.2021 г. Ульяновской транспортной прокуратурой внесено представление директору ООО «ЭКО-Нефть» об устранении нарушений законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта и законодательства о лицензировании.
Как следует из протокола заседания комиссии ООО «ЭКО-Нефть» по рассмотрению представления прокурора об устранении нарушений законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта и законодательства о лицензировании от 15.03.2021 г., с целью установления соответствия уровня квалификации работников выполняемой работе, в организации установлен порядок проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе. Порядок проведения указанной процедуры закреплен в локальных нормативных актах организации.
Так, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об аттестационной комиссии и порядке проведения аттестации работников ООО «ЭКО-Нефть», деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Члены аттестационной комиссии, а также сотрудники, отвечающие за подготовку работников, прошли обучение и аттестацию в специализированных учебных заведениях и имеют соответствующую подготовку и знания в области организации погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Операторы слива-налива ООО «ЭКО-Нефть», принимающие участие в погрузке/выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте, удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям, аттестованы в установленном порядке и в установленные сроки проходят повышение квалификации по соответствующей специализации (все необходимые документы были представлены в ходе проведения проверки).
В части отсутствия у операторов слива-налива аттестации и повышения квалификации члены комиссии выразили категорическое несогласие. Единогласно членами комиссии было принято решение выйти с ходатайством перед транспортным прокурором Ульяновской области о внесении изменения в представление по результатам проверки и отменить пункт недостатков об отсутствии у операторов слива-налива ООО «ЭКО-Нефть» аттестации и повышения квалификации, как не соответствующий действительности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об образовании") для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст.12 Закона "Об образовании" к основным и дополнительным образовательным программам относятся программы повышения квалификации.
Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч.1 ст.13 Закона "Об образовании").
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона "Об образовании" формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть 4 статьи 196 Трудового кодекса РФ).
В силу вышеуказанных правовых норм, представленные в материалы дела свидетельства о прохождении аттестации: № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО8), № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО7), № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО6), проводимой ООО «ЭКО-Нефть», не могут являться подтверждением прохождения повышения квалификации работников, непосредственно осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами на железнодорожном транспорте.
Таким образом, ко времени рассмотрения настоящего дела, выявленные нарушения ООО «ЭКО-Нефть» не устранены в полном объеме, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, а в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, исковые требования Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд исходит из того, что ответчик, осуществляя погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, вследствие ненадлежащего исполнения предусмотренных требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кугу лиц.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░» (░░░░ 1067321005421) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.12.2020 №2417 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░