Дело 2-4067/19
26RS0<номер обезличен>-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
10 октября 2019 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Арутюнян Р.Р.,
с участием
истца Щигорец К.В.,
представителя ответчика Министерства образования <адрес обезличен> – Боровковой О.В., действующей на основании доверенности от <дата обезличена> <номер обезличен>,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Щигорец К. В. к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен>, Министерству образования <адрес обезличен> о включении в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Щигорец К.В. обратилась в суд с иском о восстановлении срока для включения ее список на предоставление жилого помещения, обязании включить её, Щигорец К.В., в список на предоставление жилого помещения.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Щигорец К.В., <дата обезличена> года рождения, зарегистрирована и проживает в <адрес обезличен> по договору найма. Ранее в данной квартире проживал ее отец, который скончался. Отец - Щигорец В.Н. и мать – Щигорец Н.В., решением Пятигорского городского народного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> были лишены родительских прав в отношении Щигорец К.В. С <дата обезличена> по <дата обезличена> она является воспитанницей детского <адрес обезличен> им.Н.К.Крупской, с <дата обезличена> по <дата обезличена> санаторного детского <адрес обезличен>.
Она является лицом, из числа лиц детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилья в собственности, правом на предоставление жилого помещения до 23 лет не воспользовалась, так как никто ей не разъяснил о правах в тот период времени. В марте она обратилась в администрацию <адрес обезличен> с заявлением о включении ее в список на предоставление жилого помещения, так как она осталась без попечения обоих родителей. Согласно письму <номер обезличен> от <дата обезличена> администрации <адрес обезличен>, истец получила отказ, поскольку в список включаются лица до 23 лет. На основании изложенного просила восстановить ей срок для включения ее список на предоставление жилого помещения, обязать ответчика включить ее в список на предоставление жилого помещения.
В судебном заседании истец Щигорец К.В., доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования <адрес обезличен> просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, доводы, изложенные в возражениях поддержала.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, надлежащим О. был извещен о времени и месте проведения судебного заседания, представил суду заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд согласно ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Щигорец К.В. по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ(далее по тексту ЖК РФ) и Федеральным законом от <дата обезличена> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до <дата обезличена>), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до <дата обезличена>), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от <дата обезличена> № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ в новой редакции, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что Щигорец К.В. <дата обезличена> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – Щигорец Н.В., <дата обезличена> года рождения и отец истца - Щигорец В.Н., <дата обезличена> года рождения лишены родительских прав на основании решения Пятигорского городского народного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>.
Согласно справке директора детского <адрес обезличен> Щигорец К.В. являлась воспитанницей санаторного детского <адрес обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена> (Приказ <номер обезличен> от <дата обезличена>).
Согласно справке <номер обезличен> от <дата обезличена> Щигорец К.В. являлась воспитанницей ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский <адрес обезличен> им. Н.К. Крупской» с <дата обезличена> по <дата обезличена>. Находилась на полном государственном обеспечении, пользовалась всеми льготами, предусмотренными законами РФ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В марте 2018 года истец обратилась в администрацию <адрес обезличен> с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.
Согласно письму <номер обезличен> от <дата обезличена> администрации <адрес обезличен>, истец получила отказ, поскольку в список включаются лица до 23 лет.
Кроме того, согласно представленным материалам из личного дела, формируемого в соответствии со ст. 9 Федерального закона от <дата обезличена> 8-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Щигорец К.В. было предоставлено администрацией <адрес обезличен> в лице заместителя начальнику МУ «Управление имущественных отношений администрации города» Аванесова А.А. на основании договора социального найма, жилое помещение <номер обезличен> от <дата обезличена>, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.
Таким О., в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>-п Щигорец К.В. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На сегодняшний день Щигорец К.В. достигла возраста 37 полных лет, и, следовательно, не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также, с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения по льготному основанию Щигорец К.В. не обращалась до достижения ею возраста 23 лет.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в совокупности и в их взаимосвязи, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Щигорец К.В. о постановке на учет и включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа, нуждающихся в жилых помещениях.
Также суд в восстановлении срока обращения с заявлением о постановке на учет, Щигорец К.В. отказывает, поскольку истцом не представлены доказательства наличия уважительных причин пропуска данного срока, поскольку до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <дата обезличена> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, истец обратилась с заявлением о постановке на учет в только 2018 году в возрасте 36 лет и на момент обращения уже утратила потенциальное право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Щигорец К. В. к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен>, Министерству образования <адрес обезличен> о включении в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено <дата обезличена>.
Судья Ю.С. Романенко