Судья Фишер А.А. Дело № 33-18618\2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 сентября 2013 года апелляционную жалобу Глебовой А.С. на решение Видновского городского суда Московской области от 19 августа 2013 года по делу по заявлению Глебовой Анны Сергеевны об отмене решения Избирательной комиссии Ленинского муниципального района Московской области от 02.08.2013 № 185\1927-3 о регистрации Гавшиной Ларисы Анатольевны кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 7.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Глебовой А.С. – Лапшиной И.Г., представителей Избирательной комиссии Ленинского муниципального района Московской области – Хангажеева А.Н., Ефимовой Е.А.,
заключение прокурора Ковалева Е.А., полагающего решение суда, подлежащим оставлению без изменения,
установила:
Глебова А.С. обратилась в суд с заявлением об отмене решения Избирательной комиссии Ленинского муниципального района Московской области (далее – ИК ЛМР МО) от 02.08.2013 № 185\1927-3 о регистрации Гавшиной Л.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 7.
В обоснование заявления указала, что оспариваемое решение ИК ЛМР МО является незаконным, поскольку среди документов, представленных Гавшиной Л.А. и выдвинувшим ее избирательным объединением, отсутствовали необходимые для выдвижения и регистрации документы. Так, справка, подтверждающая статус Гавшиной Л.А. как депутата, была сдана ею в ИК ЛМР МО только 25.07.2013, то есть за пределами сроков, установленных для представления документов, и не должна была приниматься во внимание избирательной комиссией при вынесении оспариваемого решения. Кроме того, при выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области местным отделением КПРФ не были соблюдены требования к выдвижению кандидатов, установленные Федеральным законом «О политических партиях», поскольку МООПП «КПРФ» не представило в Управление Минюста России по Московской области информацию о Ленинском районном отделении МООПП «КПРФ» как о структурном подразделении, имеющем право принимать участие в выборах глав и депутатов на территории Ленинского муниципального района Московской области.
В судебном заседании представитель Глебовой А.С. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ИК Ленинского муниципального района Московской области оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель Гавшиной Л.А. с заявленными требованиями не согласился.
Участвующий в деле прокурор полагал оспариваемое решение законным и обоснованным.
Решением Видновского городского суда Московской области от 19 августа 2013 года заявление Глебовой А.С. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Из материалов дела усматривается, что на 08.09.2013 назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области.
Глебова А.С. и Гавшина Л.А. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты указанного представительного органа по одномандатному избирательному округу № 7, Глебова А.С. – в порядке самовыдвижения, Гавшина Л.А. выдвинута местным отделением КПРФ.
Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.п. "б" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Действительно, согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.
Вместе с тем, неисполнение региональным отделением политической партии указанной выше обязанности и невключение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий (его территориальным органом), местного отделения КПРФ в Ленинском муниципальном районе в список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений на территории Ленинского муниципального района Московской области, само по себе не отменяет существование Ленинского районного отделения МООПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» как структурного подразделения, наделенного Уставом партии правом участвовать в выборах органов местного самоуправления в качестве избирательного объединения.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что основание к отказу в регистрации, предусмотренное п.п. "б" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствовало.
Документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, могут быть представлены в соответствующую комиссию до 18 часов последнего дня выдвижения, поскольку установленный законодателем Московской области срок для уведомления соответствующей избирательной комиссии об инициативе выдвижения начинается за 75 дней до дня голосования, а заканчивается за 45 дней до голосования (часть 9 статьи 22 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области»). В то же время срок для представления в избирательную комиссию избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, - не ранее чем за 70 дней и не позднее, чем за 42 дня до голосования, при этом прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов (часть 1 статьи 28 Закона Московской области N 101/2006-ОЗ).
Следовательно, применительно к рассматриваемому случаю последний днем, когда кандидат мог представить в избирательную комиссию необходимые для его регистрации в кандидаты документы, являлось 27.07.2013.
Предметом спора не является, что выдвижение Гавшиной Л.А. кандидатом в депутаты имело место 24.07.2013, то есть в установленный срок. Одновременно из материалов дела усматривается, что справку том, что она является депутатом Совета депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина, Гавшина Л.А. представила в избирательную комиссию 25.07.2013, то есть в пределах срока, предусмотренного законом срока для представления документов.
При таких данных доводы заявления Глебовой А.С. являются несостоятельными; судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении ее заявления.
Довод апелляционной жалобы Глебовой А.С., впервые заявленный, о том, что в нарушение требований ч. 10 ст. 25 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в ИК ЛМР МО не было представлено согласие уполномоченного представителя избирательного объединения Кравцовой А.В. осуществлять указанную деятельность, не может быть принят во внимание в силу нижеследующего.
Действительно, в соответствии с ч. 7 ст. 26 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» (2006 года) уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с решением съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, списка кандидатов представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в числе прочего, список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, предусмотренных в части 10 статьи 25 настоящего Закона.
При этом в силу ч.10 ст.25 Закона список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в соответствующую избирательную комиссию. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
Таким образом, письменное согласие является не самостоятельным документом, а частью другого документа – списка уполномоченных представителей. Непредставление согласия свидетельствует о несоблюдении требований закона к оформлению документа.
Согласно разъяснениям, данным в п. 3 Постановления ЦИК РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в. 1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона (п. 5 Постановления ЦИК РФ).
Из материалов дела не усматривается, что ИК ЛМР МО известила избирательное объединение о неправильном оформлении одного из представленных документов.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что основание для отказа в регистрации, предусмотренное пп. "в1" п. 24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствовало.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что поскольку пакет документов от избирательного объединения подавал уполномоченный представитель Кузовков Н.Д. (л.д. 15), то отсутствие письменного согласия Кравцовой А.В. быть уполномоченным представителем избирательного объединения не имеет правового значения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Видновского городского суда Московской области от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Глебовой А.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи