Дело № 33а-2978/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 13 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Муратовой С.В. и Морозовой С.Г.
при секретаре Тюриковой В.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Приозерского муниципального района Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 ноября 2018 года об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Приозерскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ленинградской области, в котором просит признать недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока, вынесенного 09.10.2018 года судебным приставом-исполнителем Приозерского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области Счастливой Я.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Приозерского городского суда Ленинградской области, вступившим в законную силу 23 марта 2017 года, по административному делу № администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области обязана в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги общего пользования протяженностью 650 метров с асфальтовым покрытием по <адрес>
11.04.2018 года на основании исполнительного листа №ФС № от ДД.ММ.ГГГГ Приозерским городским судом Ленинградской области возбуждено исполнительное производство №-ИП с требованием о добровольном исполнении в 5-дневный срок со дня поступления требования.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Приозерского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области от 09.10.2018 года с администрации МО Приозерского муниципального района Ленинградской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000, 00 руб.
По мнению административного истца, основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку органом местного самоуправления предприняты исчерпывающие и всесторонние меры по исполнению требования в решении суда.
Администрацией МО Приозерского муниципального района с ООО «ДорМостПроект» заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение видов работ по паспортизации автомобильных дорог.
ДД.ММ.ГГГГ принят акт приемки выполненных работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения в муниципальном образовании Приозерского городского поселения муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Представитель администрации МО Приозерского муниципального района Ленинградской области – ФИО6 заявленные требования поддержала, пояснила, что решение суда исполнено до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Приозерского РОСП УФССП России по Ленинградской области Счастливая Я.В. в отзыве указала, что решение суда в добровольном порядке не исполнено. 17.10.2018 года должник предоставил копию акта приемки на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования и копию акта приемки технических паспортов. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено.
Решением Приозерского городского суда от 19 ноября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области отказано. Суд уменьшил размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя от 09.10.2018 года по административному делу № на одну четверть, то есть до 37 500,00 рублей.
Не согласившись с законностью и обоснованностью данного решения, администрация МО Приозерского муниципального района Ленинградской области в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на доводы аналогичные положенным в обоснование заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы от судебного пристава-исполнителя Приозерского РОСП Счастливой Я.В. поступили возражения о несостоятельности ее доводов и законности решения суда.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из содержания части 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
По смыслу указанных норм исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением должником законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из дела следует, что решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 05.12.2016 года удовлетворены исковые требования Приозерского городского прокурора к администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, которым суд обязал в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги общего пользования протяженностью 650 метров с асфальтовым покрытием по <адрес>
Решение суда вступило в законную силу 23.03.2017 года.
11.04.2018 года судебным приставом – исполнителем Приозерского отдела судебных приставов возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.04.2018 получена администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район 17.04.2018 года
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
В срок, предоставленный для добровольного исполнения, должник требования не исполнил.
Определением Приозерского городского суда от 24.05.2018 должнику отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда от 05.12.2016 по делу №
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, 09.10.2018 года судебным приставом-исполнителем Приозерского районного отдела судебных приставов вынесено постановление о взыскании с администрации МО Приозерского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000, 00 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что постановление вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах предоставленной ему компетенции, в рамках возбужденного исполнительного производства, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнены, при этом не представлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не находит, поскольку они сделаны с учетом установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для дела, при верном применении норм материального права.
Решение суда вступило в законную силу 23 марта 2017 года и в установленный судом срок не были исполнены, какие-либо действия, направленные на исполнение решения суда, в этот период администрацией МО Приозерский муниципальный район не совершались, доказательства об этом не представлены. Муниципальный контракт № в целях исполнения требований исполнительного документа заключен администрацией МО Приозерский муниципальный район только 29.05.2018 года, то есть спустя более года с момента вступления решения суда в законную силу. Акт приемки на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования составлен 20.06.2018 года.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Суд первой инстанции, принимая во внимание принцип разумности и соразмерности, правомерно уменьшил исполнительский сбор до 37 500, 00 руб., взысканный с администрации МО Приозерского муниципального района.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции в полной мере учел все существенные обстоятельства по делу.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств, не опровергают выводов суда, который оценил имеющиеся в деле доказательства и правильно установил факты и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Приозерского муниципального района Ленинградской области– без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Горбунцова И.Л.