дело № 2-624/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2013 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Наумова В.Ю.,
при секретаре Зезелевой И.Ю.,
с участием помощника прокурора Мокшанского района Завалина С.С.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, о понуждении администрации произвести ремонт участков дороги по ул. Садовая в районе домов №8,№10,№12 по ул.Советская в районе домов №5,№7,№11 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области
установил:
прокурор Мокшанского района обратился в суд к администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области с иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Царевщинского сельсовета ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; обязать администрацию Царевщинского сельсовета произвести ремонт участков дороги с. Царевщино по по ул. Садовая в районе домов №8,№10,№12 по ул.Советская в районе домов №5,№7,№11, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района была проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин муниципального образования Царевщинского сельсовета Мокшанского района. В ходе проведения проверки было установлено, что на обследуемых участках дороги имеется ямочность на дорожном покрытии и выбоины. Так, в нарушение ГОСТ Р 50597-93, на территории Царевщинского сельсовета в с. Царевщино на ул. Садовая имеются выбоины дорожного полотна в районе дома № 8 размерами 40x40x6 см; на в районе дома № 10 – 50х40х6 см, в районе дома №12 – 40х40х5 см, на ул.Советская в районе дома № 5 - 40х50х6 см, в районе дома №7 – 50х50х6 см, в районе дома №11 – 60х40х7 см, т.е. установлено, что данная автодорога требует капитального ремонта. В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств и возникает угроза участникам дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Мокшанского района Пензенской области Завалин С.С. поддержал требования заявления, просил их удовлетворить, предоставив администрации срок для устранения нарушений до 1 августа 2013 года.
Глава администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просил дело рассмотреть без его участия.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221, установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 3.1.2 вышеуказанного документа предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Кроме того, статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Дорога по ул. Советская и ул. Садовая в с. Царевщино является собственностью муниципального образования Царвщинский сельсовет и является муниципальной дорогой общего значения.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В судебном заседании установлено, что проведенной 31.05.2013 проверкой прокуратуры установлено, что в с. Царевщино Мокшанского района Пензенской области на ул. Садовая имеются выбоины дорожного полотна в районе дома № 8 размерами 40x40x6 см; на в районе дома № 10 - 50х40х6 см, в районе дома №12 - 40х40х5 см, на ул.Советская в районе дома № 5 - 40х50х6 см, в районе дома №7 - 50х50х6 см, в районе дома №11 – 60х40х7 см, что является нарушением требований ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196 - ФЗ от 10.12.1995, п. 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.
При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействие администрации Царевщинского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать администрацию Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести ремонт участков дороги по ул. Садовая в районе домов №8,№10,№12, по ул.Советская в районе домов №5,№7,№11 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин в срок до 1 августа 2013 года.
Обязать администрацию Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области информацию о принятом решении суда опубликовать в Вестях Комитета местного самоуправления Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в месячный срок посредством подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд.