Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2013 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Кондратенко Т.В., с участием:
заместителя прокурора Туруханского района Беликова А.С.,
представителя органа, чье бездействие оспаривается – администрации Туруханского сельсовета по доверенности от 10.04.2013 г. Медведева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Туруханского сельсовета по неисполнению полномочий в части сбора и вывоза бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Туруханского сельсовета. Требования заявления мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Туруханского сельсовета на территории муниципального образования Туруханский сельсовет были обнаружены 7 несанкционированных свалок, расположенных в местах, указанных в актах проверки от 21 июня 2013 года и от 26 июня 2013 года. Размещение отходов на этих свалках осуществляется непосредственно в грунт в стихийном порядке, изгороди отсутствуют, доступ свободный, полигонами бытовых отходов эти участки местности не являются, разрешительные документы на складирование и утилизацию отходов отсутствуют.
Поскольку в обязанности органов местного самоуправления поселения входит организация по сбору, вывозу бытовых отходов, что предусмотрено положениями статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые администрацией сельсовета не выполняются, то тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в с.Туруханск, на благоприятную экологическую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
В этой связи прокурор просит, признав незаконным бездействие администрации Туруханского сельсовета, обязать этот орган ликвидировать следующие выявленные проверкой несанкционированные свалки бытовых отходов:
расположенную возле дома №31 по ул.Лесной с.Туруханск напротив остановки общественного транспорта размером 2х3 метра;
расположенную на расстоянии 100 метров от автодороги с.Туруханск-с.Селиваниха по направлению северо-восток площадью примерно 30х30 метров;
расположенную по направлению северо-восток возле дома по адресу с.Туруханск, ул.Борцов революции, 8, в овраге площадью примерно 25х15 метров;
расположенную на расстоянии 150 метров от улицы Борцов революции по направлению северо-восток размером 2х3 метра;
расположенную возле дома 12 по ул.Бограда размером 2х3 метра;
расположенную возле дома 17 по ул.Бограда напротив магазина «Визит» размером 2х3 метра;
расположенную возле дома 3 по ул.Борцов революции размером 2х3 метра.
В судебном заседании заместитель прокурора Беликов А.С. требования заявления поддержал частично, просил прекратить производство по делу в связи с отказом от заявленных требований в части ликвидации несанкционированных свалок по адресам ул.Бограда, 17, напротив магазина «Визит», ул.Бограда, 12, ул.Борцов революции, 3, ул.Лесная, 31, напротив остановки общественного транспорта. Пояснил, что свалки мусора на указанных участках местности в настоящее время ликвидированы.
Представитель администрации Туруханского сельсовета района по доверенности Медведев С.В. в судебном заседании возражал против частичного прекращения производства по делу, ссылаясь на то, что Туруханским сельсоветом были приняты меры по ликвидации четырех свалок по указанным прокурором адресам еще до направления заявлений в суд, о чем свидетельствует подписанный работником прокуратуры акт. В остальной части заявленные требования признал, при этом просил предоставить срок в течение года для ликвидации свалок, поскольку для проведения этих мероприятий необходимо предусмотреть в бюджете соответствующие денежные средства.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
По смыслу статей 2, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 51-52 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.
В судебном заседании установлено, что при проведении 21 июня и 26 июня 2013 года прокурорской проверки на территории с.Туруханск было выявлено 7 несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, расположенных на следующих земельных участках:
возле дома №31 по ул.Лесной с.Туруханск напротив остановки общественного транспорта размером 2х3 метра;
на расстоянии 100 метров от автодороги с.Туруханск-с.Селиваниха по направлению северо-восток площадью примерно 30х30 метров;
по направлению северо-восток возле дома по адресу с.Туруханск, ул.Борцов революции, 8, в овраге площадью примерно 25х15 метров;
на расстоянии 150 метров от улицы Борцов революции по направлению северо-восток размером 2х3 метра;
возле дома 12 по ул.Бограда размером 2х3 метра;
возле дома 17 по ул.Бограда напротив магазина «Визит» размером 2х3 метра;
возле дома 3 по ул.Борцов революции размером 2х3 метра.
Актами проверки и приложенными к ним фотографиями зафиксировано, что размещение отходов (бытового и строительного мусора) осуществляется непосредственно в грунт в стихийном порядке.
Места нахождения свалок, их размеры представителем администрации сельсовета не оспариваются.
Доказательств, подтверждающих размещение бытовых отходов в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, администрацией сельсовета суду не представлено, что даёт суду основание сделать вывод о несанкционированном размещении отходов на рассматриваемых участках местности.
Вместе с тем, при разрешении заявленных требований суд учитывает и то, что после проведения прокурорской проверки администрацией сельсовета оперативно были приняты меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора со следующих участков: расположенному по ул.Бограда, 17 – напротив магазина «Визит», расположенному возле дома по адресу ул.Бограда, 12, расположенному возле дома по адресу ул.Борцов революции, 3, расположенному по адресу ул.Лесная, 31, напротив остановки общественного транспорта. Изложенное подтверждается актом, подписанным работником прокуратуры и представителем администрации сельсовета, фотографиями с указанных земельных участков, поэтому суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в части рассмотрения требований по ликвидации свалок с этих земельных участков, поскольку в судебном заседании прокурором заявлено соответствующее ходатайство. Доводы представителя Туруханского сельсовета о том, что свалки с данных земельных участков были ликвидированы еще до предъявления прокурором заявлений в суд, суд считает необоснованными, поскольку о ликвидации данных свалок прокуратуре района стало известно 26 июня 2013 года, когда был подписан соответствующий акт, тогда как заявления уже были переданы в суд.
В части остальных земельных участков, на которых расположены свалки бытовых отходов и мусора, принимая во внимание, что администрацией Туруханского сельсовета не представлено доказательств ликвидации этих свалок, суд считает необходимым принять решение о возложении на администрацию сельсовета обязанности не по ликвидации свалок, как заявлено прокурором, а обязанности по организации ликвидации этих свалок, поскольку в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Суд полагает установленным бездействие администрации Туруханского сельсовета, выразившееся в не принятии мер по организации работы по ликвидации свалок, и рассматривает это бездействие как незаконное, поскольку согласно действующего законодательства в области обращения с отходами именно на органах местного самоуправления лежит обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, возложение на администрацию Туруханского сельсовета района обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
При определении срока исполнения обязанности по организации ликвидации свалок, учитывая значительные объемы отходов и мусора, расположенных на выявленных прокурором земельных участках, суд находит обоснованными доводы представителя сельсовета о предоставлении определенного времени для организации выполнения мероприятий, направленных на ликвидации данных свалок, с учетом чего полагает возможным определить срок для организации ликвидации этих свалок до 01.09.2014 года.
Руководствуясь ст. ст.194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Туруханского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Туруханского сельсовета в части надлежащего исполнения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Обязать администрацию Туруханского сельсовета в срок до 01.09.2014 года организовать ликвидацию следующих несанкционированных свалок на территории муниципального образования Туруханский сельсовет:
расположенную на расстоянии 100 метров от автодороги с.Туруханск-с.Селиваниха по направлению северо-восток площадью примерно 30х30 метров;
расположенную по направлению северо-восток возле дома по адресу с.Туруханск, ул.Борцов революции, 8, в овраге площадью примерно 25х15 метров;
расположенную на расстоянии 150 метров от улицы Борцов революции по направлению северо-восток размером 2х3 метра.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Ю.В.Вениченко