Дело №2а-1-186/2022
УИД 73RS0008-01-2022-000609-96
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
1 июня 2022 года г. Инза, районный суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,
при секретаре Просвирниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Ульяновской области о возложении обязанности организовать о оборудовать контейнерные площадки,
у с т а н о в и л :
Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать о оборудовать контейнерные площадки.
Определением Инзенского районного суда Ульяновской области от 13.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Ульяновской области.
В обоснование иска указал, что Межрайонной прокуратурой в деятельности администрации МО «Инзенский район» выявлены нарушения требований ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ходе проверки установлено, что на территории с. Оськино Инзенского района имеется только 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов из 31, которые расположены по адресам: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Центральная 58; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12.
Более того, проверка показала, что имеющиеся 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, включенные в территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области от 2019 г., не оборудованы в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21, отсутствует подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
С 2019 г. по настоящее время администраций МО «Инзенский район» не предпринимается действий по согласованию всех утвержденных мест для контейнерных площадок с региональным оператором и включения их в территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области. Не предпринимались меры по обустройству контейнерных площадок в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21.
В связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения Инзенского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.
Просил суд обязать администрацию МО «Инзенский район» в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Центральная 58; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Организовать и обустроить контейнерные площадки в с. Оськино по адресам: ул. Советская д. 37; ул. Новая Набережная д. 1; ул. Новая Набережная д.9; ул. Набережная д. 67; ул. Луговая д.5; ул. Луговая д. 40; ул. Шоссейная д. 9; ул. Суходольная д. 17; ул. Октябрьская д. 6; пер. Школьный д. 3; пер. Зелёный д. 6; ул. Овражая д.1; ул. Пионерская д.11; ул. Полевая д. 10; ул. Рабочая д. 21; ул. Кандрыш д. 2; пл. Труда д.14; пл. Труда д. 4; пл. Труда д. 19 подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании прокурор Ушков Н.М. исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МО «Инзенский район» в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обустроить подъездным путем контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Молодёжная, д. 27; ул. Набережная д. 5.
Организовать и обустроить контейнерные площадки в с. Оськино по адресам: ул. Советская д. 37; ул. Новая Набережная д. 1; ул. Новая Набережная д.9; ул. Набережная д. 67; ул. Луговая д.5; ул. Луговая д. 40; ул. Шоссейная д. 9; ул. Суходольная д. 17; ул. Октябрьская д. 6; пер. Школьный д. 3; пер. Зелёный д. 6; ул. Овражая д.1; ул. Пионерская д.11; ул. Полевая д. 10; ул. Рабочая д. 21; пл. Труда д. 4 твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. К контейнерным площадкам организованным по адресам: ул. Новая Набережная д. 1; ул. Новая Набережная д.9; ул. Набережная д. 67; ул. Луговая д.5; ул. Суходольная д. 17; пер. Школьный д. 3; пер. Зелёный д. 6; ул. Полевая д. 10; ул. Рабочая д. 21 обустроить подъездные пути.
Представитель административного ответчика – Администрации МО «Инзенский район» Миникаева А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с уточненными заявленными исковыми требованиями согласилась частично. Пояснила, что организацией подъездных путей должна заниматься администрация МО Оськинское сельское поселение. В случае удовлетворения заявленных требований просила установить срок для исполнения решения до лета 2023 года.
Представитель административного ответчика – Администрации МО «Оськинское сельское поселение» извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащем образом в суд не явился, возражений не представил.
Определением Инзенского районного суда Ульяновской области от 14.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Горкомхоз».
Представитель заинтересованного лица ООО «Горкомхоз» Ламзина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора согласилась частично. Пояснила, что согласно ч.1 ст. 13.3 и ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №19-Ф3 «Об отходах производства и потребления», определение схемы, создание и содержание размещения мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны создавать места (площадки) накопления ТКО с учётом нормативов накопления отходов, требований правил благоустройства и требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО отходов.
Региональный оператор устанавливает контейнеры и производит транспортирование отходов с мест накопления, указанных в Территориальной схеме обращения с отходами (приказ Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 №50-од, приказ Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019г. № 55).
В соответствии с п.6.1. Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенным по результатам конкурсного отбора Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области и региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз», региональный оператор обязан обеспечить в местах сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов контейнеров в количестве, соответствующем установленному нормативами накопления твёрдых коммунальных отходов.
Приложением А6 Территориальной схемы для с.Оськино Инзенского района Ульяновской области предусмотрено размещение только 12 контейнерных площадок (контейнеры объемом 1,1 куб.м., бункеры объемом 4 куб.м, и 8 куб.м.).
ООО «Горкомхоз» в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами обеспечило наличие контейнеров и бункеров (в приложении).
По утверждению истца администрацией МО «Инзенский район» принято Постановление №979 от 27.09.2019 г., которым дополняются места накопления, в частности в с.Оськино вместо 12 мест накопления предусмотрена 31 контейнерная площадка. Однако, данные места накопления не внесены в Территориальную схему обращения с отходами, и, следовательно, не является действующими.
Более того, согласно п.6. Постановления Правительства от 31.08.2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» в целях оценки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов необходимо получить согласование в уполномоченном органе исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данные согласования отсутствуют.
Кроме этого, согласно п.17 Постановления Правительства от 31.08.2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» информация о планируемых к размещению мест накопления и контейнерах должна формироваться на основании информации и с учетом предложений регионального оператора по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.
В рассматриваемом случае региональный оператор не согласовывал и не предлагал разместить дополнительные места накопления, так как объем накопления имеющихся бункеров и контейнеров превышает норматив накопления в 1,5 раза.
В отношении требований СанПиН. Санитарно-эпидемиологические требования установлены в п.З СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №3, в соответствии с которыми места накопления ТКО должны быть обустроены, должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В связи с тем, что санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введены в действие с 01.03.2021 г., соответственно они применяются к отношениям, возникшим с 01.03.2021 г. Обратная сила данных санитарных правил и норм не предусмотрена.
В связи с тем, что жилые дома в с. Оськино построены ранее вступления в силу санитарных правил и норм, соответственно нормы, регулирующие расстояние от контейнерных площадок до мест накопления, применяются к вновь возводимым домам. Аналогичные выводы содержаться в Определении Верховного суда от 21 февраля 2012 г. по делу №АПЛ12-27.
На основании вышеизложенного, требования истца в части обустройства мест накоплений, перечисленных Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области, соответствуют действующему законодательству РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов следует, что Межрайонной прокуратурой в деятельности администрации МО «Инзенский район» выявлены нарушения требований ст.ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пункты 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, гласят, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки 4 для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.
В ходе проверки установлено, что на территории с. Оськино Инзенского района имеется 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов из 31, которые расположены по адресам: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Центральная 58; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12.
Проверка показала, что имеющиеся 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, включенные в территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области от 2019 г., не оборудованы в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения Инзенского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.
На основании изложенного суд считает необходимым частично удовлетворить заявленные требования прокурора о возложении на администрацию МО «Инзенский район» обязанности области в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обустроить подъездным путем контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Молодёжная, д. 27; ул. Набережная д. 5.
При этом, по ходатайству представителя ответчика суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 1 июля 2023 г.
Довод представителя администрации МО «Инзенский район» о том, что организацией подъездных путей к контейнерным площадкам должна заниматься администрация МО «Оськинское сельское поселение» суд не может признать обоснованным, поскольку, как указано выше, согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части организации о обрудования контейнерных площадок в других местах с. Оськино, поскольку данные места накопления не внесены в Территориальную схему обращения с отходами, и, следовательно, не является действующими.
Таким образом, исковые требования в указанной части заявлены преждевременно.
В удовлетворении требований к администрации МО Оськинское сельское поселение суд считает необходимым отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Уточненные исковые требования Инзенского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное учреждение администрация Муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обустроить подъездным путем контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Молодёжная, д. 27; ул. Набережная д. 5.
Установить срок для исполнения настоящего решения до 1 июля 2023 года.
В остальной части исковые требования Инзенского межрайонного прокурора к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 9 июня 2022 г.