Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-186/2022 ~ М-1-143/2022 от 12.04.2022

Дело №2а-1-186/2022

УИД 73RS0008-01-2022-000609-96

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 июня 2022 года             г. Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

при секретаре Просвирниной Н.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Ульяновской области о возложении обязанности организовать о оборудовать контейнерные площадки,

у с т а н о в и л :

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать о оборудовать контейнерные площадки.

Определением Инзенского районного суда Ульяновской области от 13.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что Межрайонной прокуратурой в деятельности администрации МО «Инзенский район» выявлены нарушения требований ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В ходе проверки установлено, что на территории с. Оськино Инзенского района имеется только 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов из 31, которые расположены по адресам: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Центральная 58; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12.

Более того, проверка показала, что имеющиеся 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, включенные в территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области от 2019 г., не оборудованы в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21, отсутствует подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

С 2019 г. по настоящее время администраций МО «Инзенский район» не предпринимается действий по согласованию всех утвержденных мест для контейнерных площадок с региональным оператором и включения их в территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области. Не предпринимались меры по обустройству контейнерных площадок в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21.

В связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения Инзенского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

Просил суд обязать администрацию МО «Инзенский район» в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Центральная 58; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Организовать и обустроить контейнерные площадки в с. Оськино по адресам: ул. Советская д. 37; ул. Новая Набережная д. 1; ул. Новая Набережная д.9; ул. Набережная д. 67; ул. Луговая д.5; ул. Луговая д. 40; ул. Шоссейная д. 9; ул. Суходольная д. 17; ул. Октябрьская д. 6; пер. Школьный д. 3; пер. Зелёный д. 6; ул. Овражая д.1; ул. Пионерская д.11; ул. Полевая д. 10; ул. Рабочая д. 21; ул. Кандрыш д. 2; пл. Труда д.14; пл. Труда д. 4; пл. Труда д. 19 подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В судебном заседании прокурор Ушков Н.М. исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МО «Инзенский район» в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обустроить подъездным путем контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Молодёжная, д. 27; ул. Набережная д. 5.

Организовать и обустроить контейнерные площадки в с. Оськино по адресам: ул. Советская д. 37; ул. Новая Набережная д. 1; ул. Новая Набережная д.9; ул. Набережная д. 67; ул. Луговая д.5; ул. Луговая д. 40; ул. Шоссейная д. 9; ул. Суходольная д. 17; ул. Октябрьская д. 6; пер. Школьный д. 3; пер. Зелёный д. 6; ул. Овражая д.1; ул. Пионерская д.11; ул. Полевая д. 10; ул. Рабочая д. 21; пл. Труда д. 4 твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. К контейнерным площадкам организованным по адресам: ул. Новая Набережная д. 1; ул. Новая Набережная д.9; ул. Набережная д. 67; ул. Луговая д.5; ул. Суходольная д. 17; пер. Школьный д. 3; пер. Зелёный д. 6; ул. Полевая д. 10; ул. Рабочая д. 21 обустроить подъездные пути.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «Инзенский район» Миникаева А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с уточненными заявленными исковыми требованиями согласилась частично. Пояснила, что организацией подъездных путей должна заниматься администрация МО Оськинское сельское поселение. В случае удовлетворения заявленных требований просила установить срок для исполнения решения до лета 2023 года.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «Оськинское сельское поселение» извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащем образом в суд не явился, возражений не представил.

Определением Инзенского районного суда Ульяновской области от 14.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Горкомхоз».

Представитель заинтересованного лица ООО «Горкомхоз» Ламзина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора согласилась частично. Пояснила, что согласно ч.1 ст. 13.3 и ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №19-Ф3 «Об отходах производства и потребления», определение схемы, создание и содержание размещения мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны создавать места (площадки) накопления ТКО с учётом нормативов накопления отходов, требований правил благоустройства и требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО отходов.

Региональный оператор устанавливает контейнеры и производит транспортирование отходов с мест накопления, указанных в Территориальной схеме обращения с отходами (приказ Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 №50-од, приказ Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019г. № 55).

В соответствии с п.6.1. Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенным по результатам конкурсного отбора Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области и региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз», региональный оператор обязан обеспечить в местах сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов контейнеров в количестве, соответствующем установленному нормативами накопления твёрдых коммунальных отходов.

Приложением А6 Территориальной схемы для с.Оськино Инзенского района Ульяновской области предусмотрено размещение только 12 контейнерных площадок (контейнеры объемом 1,1 куб.м., бункеры объемом 4 куб.м, и 8 куб.м.).

ООО «Горкомхоз» в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами обеспечило наличие контейнеров и бункеров (в приложении).

По утверждению истца администрацией МО «Инзенский район» принято Постановление №979 от 27.09.2019 г., которым дополняются места накопления, в частности в с.Оськино вместо 12 мест накопления предусмотрена 31 контейнерная площадка. Однако, данные места накопления не внесены в Территориальную схему обращения с отходами, и, следовательно, не является действующими.

Более того, согласно п.6. Постановления Правительства от 31.08.2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» в целях оценки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов необходимо получить согласование в уполномоченном органе исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данные согласования отсутствуют.

Кроме этого, согласно п.17 Постановления Правительства от 31.08.2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» информация о планируемых к размещению мест накопления и контейнерах должна формироваться на основании информации и с учетом предложений регионального оператора по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.

В рассматриваемом случае региональный оператор не согласовывал и не предлагал разместить дополнительные места накопления, так как объем накопления имеющихся бункеров и контейнеров превышает норматив накопления в 1,5 раза.

В отношении требований СанПиН. Санитарно-эпидемиологические требования установлены в п.З СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №3, в соответствии с которыми места накопления ТКО должны быть обустроены, должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В связи с тем, что санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введены в действие с 01.03.2021 г., соответственно они применяются к отношениям, возникшим с 01.03.2021 г. Обратная сила данных санитарных правил и норм не предусмотрена.

В связи с тем, что жилые дома в с. Оськино построены ранее вступления в силу санитарных правил и норм, соответственно нормы, регулирующие расстояние от контейнерных площадок до мест накопления, применяются к вновь возводимым домам. Аналогичные выводы содержаться в Определении Верховного суда от 21 февраля 2012 г. по делу №АПЛ12-27.

На основании вышеизложенного, требования истца в части обустройства мест накоплений, перечисленных Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области, соответствуют действующему законодательству РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Из представленных материалов следует, что Межрайонной прокуратурой в деятельности администрации МО «Инзенский район» выявлены нарушения требований ст.ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Пункты 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, гласят, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки 4 для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.

В ходе проверки установлено, что на территории с. Оськино Инзенского района имеется 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов из 31, которые расположены по адресам: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Центральная 58; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12.

Проверка показала, что имеющиеся 12 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, включенные в территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области от 2019 г., не оборудованы в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения Инзенского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

На основании изложенного суд считает необходимым частично удовлетворить заявленные требования прокурора о возложении на администрацию МО «Инзенский район» обязанности области в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обустроить подъездным путем контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Молодёжная, д. 27; ул. Набережная д. 5.

При этом, по ходатайству представителя ответчика суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 1 июля 2023 г.

Довод представителя администрации МО «Инзенский район» о том, что организацией подъездных путей к контейнерным площадкам должна заниматься администрация МО «Оськинское сельское поселение» суд не может признать обоснованным, поскольку, как указано выше, согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части организации о обрудования контейнерных площадок в других местах с. Оськино, поскольку данные места накопления не внесены в Территориальную схему обращения с отходами, и, следовательно, не является действующими.

Таким образом, исковые требования в указанной части заявлены преждевременно.

В удовлетворении требований к администрации МО Оськинское сельское поселение суд считает необходимым отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

    Уточненные исковые требования Инзенского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение администрация Муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области в соответствии с п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 следующие контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Совхозная, д. 3; ул. Советская, д. 22; ул. Советская д. 42; ул. Молодёжная, д. 27; ул. Майская, д. 1; ул. Пионерская, д. 2; ул. Молодёжная д. 4; ул. Набережная д. 5; ул. Совхозная, д. 5; ул. Кандрыш, д.2; ул. Солдатская, д. 12, оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обустроить подъездным путем контейнерные площадки, расположенные на территории с. Оськино: ул. Молодёжная, д. 27; ул. Набережная д. 5.

Установить срок для исполнения настоящего решения до 1 июля 2023 года.

В остальной части исковые требования Инзенского межрайонного прокурора к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 9 июня 2022 г.

2а-1-186/2022 ~ М-1-143/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Инзенский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО Оськинское сельское поселение
Администрация МО "Инзенский район"
Другие
ООО ГОРКОМХОЗ
Суд
Инзенский районный суд Ульяновской области
Судья
Росляков В. Ю.
Дело на сайте суда
inzenskiy--uln.sudrf.ru
12.04.2022Регистрация административного искового заявления
13.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее