24RS0№-57
Дело № 2-858
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лесосибирск 18 июня 2019 года
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Абросимовой А.А.,
при секретаре судебного заседания Хреньковой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алишевской А.С. к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» об оспаривании приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В Лесосибирский городской суд обратилась Алишевская А. С. к муниципальному бюджетному учреждению « Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» об оспаривании приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что с 2006 года состоит с ответчиком в трудовых отношениях, в том числе с 2011 года в должности медицинской сестры.
ДД.ММ.ГГГГ, в праздничный выходной день, привлечена работодателем к исполнению трудовых обязанностей в <адрес> где проживают <данные изъяты> Её рабочий день начался в 09 часов и закончился в 16 часов 40 минут. За это время истица обслужила семь получателей социальных услуг. В её обязанности входило обеспечить их продуктами питания, приобретение и доставка лекарственных препаратов, приготовление пищи, выполнение медицинских назначений санитарно-гигиенических процедур, контроль артериального давления и приема лекарственных препаратов.
ДД.ММ.ГГГГ истица работала без обеденного перерыва, отработав 07 часов 40 минут, с учетом установленного в трудовом договоре ненормированного рабочего дня.
После сдачи руководителю на проверку дневника социального работника на её имя к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, с которым она не согласна.
Названными действиями работодатель причинил ей моральный вред, который выразился в введении её в состояние стресса, страха перед угрозой потери работы. У неё появилась бессонница, повысились артериальное давление и пульс.
Истец просит отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ о применении к ней дисциплинарного взыскания в виде замечания и взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей.
В судебном заседании истица Алишевская А.С., её представитель Алишевский А.М. на удовлетворении исковых требований настаивали, по основаниям указанным в исковом заявлении, уточнив, что ДД.ММ.ГГГГ Алишевская А.С., с её согласия, была привлечена к работе в праздничный выходной день.
В 16 часов 40 минут этого дня окончила оказывать социальные услуги их получателям в <адрес> <адрес> микрорайона <адрес>, затем в течение 3-5 минут проследовала в <адрес> расположенный в <адрес> <адрес> <адрес>, в котором проживают <данные изъяты>, где находилась примерно до 17 часов 20 минут, затем покинула рабочее место.
Факт нахождения истца полный рабочий день на рабочем месте подтверждается тем, что ей в полном объеме, за весь отработанный день ДД.ММ.ГГГГ, выплачена заработная плата.
Кроме этого, в приказе от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к работе в нерабочие праздничные дни» возложена обязанность на главного бухгалтера произвести оплату работниками в одинарном размере за фактически отработанное время. Таким образом, по мнению стороны истца, работодатель определил рабочий день Алишевской А.С. ДД.ММ.ГГГГ, до момента окончания предоставления социальных услуг их получателям.
Представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения « Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» Антонова А.В. заявленные исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что самостоятельный перенос истцом части обеденного перерыва ДД.ММ.ГГГГ на конец рабочего дня и оставление рабочего места, ранее установленного времени, является нарушением трудовой дисциплины. В связи с чем, считает, что дисциплинарное взыскание применено законно и обоснованно.
В связи с окончанием Алишевской А.С ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 40 минут предоставления социальных услуг их получателям, проживающим в <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, она должна была проследовать в «<адрес>», расположенный в <адрес> <адрес> на расстоянии 3-5 минут ходьбы, где проживают <данные изъяты> и находиться там до окончания рабочего дня, с целью исключения угрозы не предоставления услуг первой медицинской помощи, в случае возникновения такой необходимости.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к следующим выводам:
Заключая трудовой договор, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.
Согласно абз. 2, 4 ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовое законодательство предъявляет к работникам требования добросовестно исполнять свои трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарное взыскание, в том числе в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).
Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности регламентирован статьей 193 ТК РФ, в силу которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, положений, приказов, работодателя, технических правил и т.п.).
К таким нарушениям, в частности, относятся, в том числе отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте. При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу части шестой статьи 209 Кодекса рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, под рабочим местом в данном случае понимается не только рабочее место, закрепленное за сотрудником, но и то, на котором он обязан находиться в силу указания руководителя.
В судебном заседании усыновлено, что Алишевская А.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с муниципальным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска», в том числе с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому. (л.д.60-61)
Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» в соответствии с уставом предназначено для оказания комплекса социальных услуг в полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности. (л.д. 9)
Согласно представленной должностной инструкции медицинская сестра в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому обязана выявлять лиц находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании на дому и своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку, предоставлять социально-бытовые, социально – медицинские, социально-педагогические услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, осуществлять социальное обслуживание на дому закрепленных за его участком получателей социальных услуг, в соответствии с графиком посещений, утвержденным заведующим отделением. (л.д.64)
ДД.ММ.ГГГГ руководителем муниципального бюджетного учреждения « Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» издан приказ о привлечении работников к работе в нерабочие праздничные дни, в том числе Алишевскую А.С. ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 2 текста данного приказа на главного бухгалтера возложена обязанность произвести указанным в данном приказе работникам оплату за работу в названные дни в одинарном размере за фактически отработанное время и предоставить другие дни отдыха, не подлежащие оплате, в удобное для работника время. В качестве основания вынесения данного приказа указана служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73)
В соответствии со служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ Алишевская А.С. должна была обслужить 8 получателей социальных услуг: Веснину А.Е., Дацку И.К., Ильину А.А., Ищенко А.И., Сусликову А.Ф.,Телепову Т.М., Форманову А.Д., Холощак И.М..
В соответствии с положением о порядке ведения и хранения дневника социального работника, утвержденного приказом муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» от ДД.ММ.ГГГГ в обязанности медицинской сестры входит ведение дневника социального работника, в котором, в том числе, отражаются наименование социальных услуг, предоставляемых их получателям, отражается время начала посещения получателя услуг и его завершение.
При исследовании дневника медицинской сестры на имя Алишевской А.С. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ время последнего посещения получателя социальной услуги завершено в 16 часов 40 минут.
Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, в связи с тем, что в ходе проведения проверки дневников социальных работников, медицинских сестер, в связи с выходом на работу в нерабочие праздничные дни (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) было выявление нарушение Алшевской А.С. пункта 7.2 Правил внутреннего трудового распорядка муниципального бюджетного учреждения « Комплексный центр социального обслуживания населения», в котором говориться о том, что рабочий день для женщин оканчивается в 17 часов 12 минут. (л.д.6,12)
В представленной Алишевской А.С. объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной в форме заявления, последней указано: «Я Алишевская А.С. работала в праздничный день ДД.ММ.ГГГГ с 9.00 часов до 16.40 без перерыва на обед…..» (л.д.67)
В тексте искового заявления истица также указала: «В выходной (праздничный день ДД.ММ.ГГГГ я вышла на работу в <данные изъяты>, где проживают <данные изъяты>. Мой рабочий день начался в 9.00 часов и закончился в 16 часов 40 минут…»
В предварительном судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ истица поясняла, что самостоятельно сократила себе рабочий день ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что работала в обеденное время.
В настоящем судебном заседании истица пояснила, что не более 5 минут необходимо, чтобы дойти от <адрес> <адрес> <адрес> до «<данные изъяты>» расположенном в 10 <адрес> <адрес> <адрес>, с учетом того, что данные дома граничат между собой, где знала, что фактически находится её рабочее место, где она находилась до окончания рабочего дня до 17 часов 20 минут.
Исследовав в совокупности вышеизложенные доказательства, суд пришел к выводу, что 03 января 2019 года с 16 часов 45 минут до 17 часов 12 минут Алишевская А.С. отсутствовала на рабочем месте.
При этом суд критически относится к показаниям Алишевской А.С., её представителя Алишевского С.М. о том, что истец находилась в <адрес> до окончания рабочего дня 03 января 2019 года до 17 часов 12 мнут, поскольку данные пояснения в полном объеме противоречат собственноручно написанной истицей объяснительной, тексту её искового заявления, её пояснениям в ходе предварительного судебного заседания, состоявшегося 29 апреля 2019 года.
Указание в приказе от 28 декабря 2018 года, о возложении на главного бухгалтера обязанности произвести указанным в данном приказе работникам оплату за работу в названные праздничные дни в одинарном размере за фактически отработанное время и предоставить другие дни отдыха, не подлежащие оплате, в удобное для работника время, не является основанием для самостоятельного изменения продолжительности рабочего дня, менее установленного Правилами внутреннего трудового распорядка. Данная позиция истца основана на ошибочном толковании данного приказа и норм действующего законодательства.
В силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Судом установлено, что истица не находилась на рабочем месте в течение установленной законом продолжительности ежедневной работы.
Данные обстоятельства послужили основанием для издания ответчиком приказа от 28 января 2019 года о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для применения к Алишевской А.С. дисциплинарного взыскания в виде замечания, установленный законом порядок применения дисциплинарного взыскания был соблюден, до применения дисциплинарного взыскания у истца были затребованы письменные объяснения по факту вменяемого ей нарушения трудовой дисциплины, в которых истец не оспаривала, факт отсутствия на рабочем месте после 16 часов 40 минут, сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком нарушены не были. Ответчиком при применении к Артишевской А.С. дисциплинарного взыскания учтена тяжесть дисциплинарного проступка и обстоятельства их совершения, в том числе, с учетом характера работы истца связанного с оказанием медицинской помощи в организации, осуществляющей уход за гражданами, которые в силу возраста и состояния здоровья не в силах в полном объеме осуществлять уход за собой, нуждаются в особой защите и заботе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Алишевской А.С. в удовлетворении исковых требований к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» об оспаривании приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья: Абросимова А.А.