№ 2-146
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 мая 2018 года г. Первомайск
Первомайский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Красненкова Е.А.,
с участием помощника Первомайского городского прокурора Нижегородской области Алёшкова А.А.,
при секретаре Бирюковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Первомайского городского прокурора Нижегородской области в защиту
интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании
информации, в качестве информации, распространение которой запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Первомайский городской прокурор Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, в качестве информации, распространение которой запрещено и в обосновании указал, что проведенной Первомайской городской прокуратурой проверкой исполнения соблюдения законодательства в сфере расчетов предприятий коммунального комплекса за поставленные топливно-энергетические ресурсы, установлены факты распространения посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки приборов учета, а также о продаже магнитов, используемых для указанных целей. Так в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте по адресу: <данные изъяты>, организована деятельность интернет-магазина по продаже магнитов, способных остановить приборы учета воды, газа, электричества, то есть произвести несанкционированное вмешательство в их работу. Доступ к данному сайту является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение, отсутствуют. Распространение данных сведений побуждает потребителей коммунальных ресурсов к самостоятельному несанкционированному вмешательству в работу приборов учета, направленному на искажение показаний, а также нарушает права добросовестных потребителей. Поэтому просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте:<данные изъяты>, запрещенной на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник Первомайского городского прокурора Нижегородской области Алёшков А.А. на иске настаивал, доводы иска поддержал и просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебной повесткой и представили в суд отзыв на заявление в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 11-12).
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно представленной прокуратурой информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте по адресу:<данные изъяты>, организована деятельность интернет-магазина по продаже магнитов, способных остановить приборы учета воды, газа, электричества, то есть произвести несанкционированное вмешательство в их работу (л.д. 9).
Вход в данный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 4 данного Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Согласно п. 9 ст. 11 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Частью 1 статьи 13 указанного закона предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
На основании ст. 29 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На основании ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Как следует из ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа.
Кроме того, ч. 1 ст. 165 УК РФ установлена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.
В связи с изложенным, наличие на интернет-сайте указанной информации
побуждает потребителей коммунальных ресурсов к самостоятельному несанкционированному вмешательству в работу приборов учета, направленному на искажение показаний, а также нарушает права добросовестных потребителей, на которых может быть возложена обязанность по оплате не потребленных ими коммунальных услуг за счет необоснованного увеличения разницы между показаниями индивидуальных и коллективных приборов учета, создает предпосылки для причинение ущерба предприятиям коммунального комплекса.
Положениями ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда от 10.05.2011 года № 58-Впр11-2, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц и, имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайту.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено в судебном заседании информация на Интернет-сайте:<данные изъяты>,носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования магнитов для остановки прибора учетов энергоресурсов, без учетного использования энергоресурсов.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что деятельность по обеспечению доступа к данному интернет-сайту противоречит положениям Конституции РФ и действующему законодательству, в связи с чем должна быть ограничена.
При таких обстоятельствах заявление Первомайского городского прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Первомайского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте:<данные изъяты>,запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А.Красненков