Дело № 2-317/2013
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 апреля 2013 года г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Т.Е.
с участием помощника прокурора прокуратуры Осинского района Богачевой Н.Ю.
представителей администрации Осинского муниципального района К., действующего по доверенности от 02 апреля 2013 года и Л., действующего по доверенности от 23 января 2013 года
при секретаре Кустовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оса гражданское дело по заявлению прокурора Осинского района Пермского края, поданного в интересах Российской Федерации к администрации Осинского муниципального района Пермского края о признании незаконным Постановления администрации Осинского муниципального района,
у с т а н о в и л:
Прокурор Осинского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением, в котором просил Постановление администрации Осинского муниципального района от 08.02.2013г. № «О заключении нового договора аренды земельного участка с М., <адрес>» признать незаконным и отменить, мотивируя свое требование тем, что Администрацией Осинского муниципального района издано Постановление от 08.02.2013 г. № «О заключении нового договора аренды земельного участка с М.., <адрес>», которым предписывается заключить новый договор аренды земельного участка с М.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Земельного Кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Согласно ч.10 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Постановление о заключении нового договора аренды земельного участка с М. вынесено незаконно и подлежит отмене, так как издано и подписано неуполномоченным лицом.
В соответствии с п. 10 ч.10 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон №131-Ф3) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Решением Земского собрания Осинского муниципального района от 31 января 2013г. №239 глава Осинского муниципального района - глава администрации Осинского муниципального района Р. отправлен в отставку. Указанное Решение представительного органа вступило в законную силу с момента принятия и подлежит исполнению всеми субъектами правоотношений.
С 01 февраля 2013г. Р. не обладает какими-либо полномочиями Главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального, в том числе по изданию правовых актов.
Согласно ч.7 ст.36 Закона №131-Ф3 в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с ч.8 ст.36 Устава Осинского муниципального района: «В случае отсутствия главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района или невозможности исполнения главой муниципального района - главой администрации Осинского муниципального района своих должностных обязанностей, его полномочия, за исключением полномочий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 37, в пункте 1 части 3 статьи 37 настоящего Устава, исполняет первый заместитель главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, а в его отсутствие - заместитель главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района в соответствии с распределением обязанностей. Полномочия главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, указанные в пункте 2 части 1 статьи 37, в пункте 1 части 3 статьи 37 Устава, в его отсутствие исполняет председатель Земского Собрания Осинского муниципального района, либо лицо, уполномоченное на то Земским Собранием Осинского муниципального района».
Таким образом, в случае отсутствия главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района или невозможности исполнения им своих должностных обязанностей, его полномочия переходят к следующим должностным лицам:
1) Первому заместителю главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, а в его отсутствие -заместителю главы муниципального района переходят все полномочия главы района, за исключением тех, которые отнесенных к ведению председателя Земского собрания. В рамках исполнения данных полномочий первый заместитель (заместитель) вправе издавать распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. 2) Председателю Земского собрания Осинского муниципального района (либо иному лицу, уполномоченному на то Земским Собранием) переходят полномочия:
подписывать и обнародовать решения Земского Собрания Осинского муниципального района (п.1 ч.3 ст.37 Устава);
представлять Осинский муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени муниципального района (п.2 ч.1 ст.37 Устава). В рамках исполнения данных полномочий председатель Земского собрания вправе издавать постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
На основании Распоряжения от 14.02.2013 г. № 55-рю к исполнению обязанностей главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района приступил первый заместитель главы.
Таким образом, оспариваемое Постановление должно быть подписано исполняющим обязанности главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района Н.
В адрес исполняющего обязанности главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района был принесен протест о незаконности оспариваемого правового акта с требованием о его отмене. Однако, требования прокурора не исполнены, незаконный правовой акт не отменен.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ о 06.10.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный акт, а также судом.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представители администрации Осинского муниципального района К. и Л. требование прокурора не признали, при этом К. пояснил, что с М. комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка первоначально 17.07.2000 года № на земельный участок по адресу:<адрес>. Р., действуя в рамках своих полномочий, подписал Постановление администрации Осинского муниципального района от 08.02.2013г. № «О заключении нового договора аренды земельного участка с М., <адрес>. Действуя в интересах гражданина, комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района 15.02.2013 года с М. заключен новый договор на земельный участок по вышеуказанному адресу и договор направлен М., который должен произвести его регистрацию в Управлении Росреестра.
Выслушав прокурора, представителей администрации Осинского муниципального района, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым требование прокурора удовлетворить, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит оставлению без рассмотрения.
В соответствии со ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрения дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Судом установлено, что между комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района и М. был заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, от 17.07.2000 года №.
08.02.2013 года было принято Постановление администрации Осинского муниципального района №, подписанное главой администрации Осинского муниципального района Р. «О заключении нового договора аренды земельного участка с М., <адрес>».
Новый договор был заключен между комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района и М. 15.02.2013 года № и направлен М., который должен обеспечить его государственную регистрацию в Осинском отделе Управления Росреестра.
Данные обстоятельства никем не оспариваются.
Прокурор, обратившись с заявлением о признании незаконным и об отмене Постановления администрации Осинского муниципального района от 08.02.2013г. № «О заключении нового договора аренды земельного участка с М., <адрес>», обратился фактически с целью принятия решения о признании нового договорааренды земельного участка, заключенного комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района с М. по адресу: <адрес>, недействительным, поскольку в противном случае одно требование о признании незаконным и об отмене Постановления администрации Осинского муниципального района от 08.02.2013г. № «О заключении нового договора аренды земельного участка с М., <адрес>», которое не порождает никаких правовых последствий, не защищает ничьи права, свободы и ничьи интересы, будет являться беспредметным.
А поскольку основная и конечная цель требования - это признание нового договора аренды земельного участка от 15.02.2013 года №, заключенного комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района с М., на земельный участок по адресу: <адрес>, недействительным, то таким образом фактически оспаривается право М. на заключение нового договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>,
В связи с изложенным следует, что в данном случае возник спор о праве, подведомственный суду.
И поскольку в судебном заседании при рассмотрении дела в порядке особого производства установлено наличие спора о праве, то заявление прокурора подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 222, 223, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Заявление прокурора Постановление администрации Осинского муниципального района от 08.02.2013г. № «О заключении нового договора аренды земельного участка с М., <адрес> признать незаконным и отменить оставить без рассмотрения.
Разъяснить, что с требованием о разрешении возникшего спора следует обратиться в порядке искового производства.
Определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение пятнадцати дней.
Председательствующий судья Т.Е. Дьячкова