Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-682/2022 от 19.01.2022

Дело № 2 - 682/22 Изготовлено 12 августа 2022 года

УИД 76RS0017-01-2020-000726-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Маханько Ю.М.,

при секретаре Бородиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

28 июня 2022 года

гражданское дело по иску Казанковой Татьяны Николаевны к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным распоряжения, обязании заключить соглашение,

У С Т А Н О В И Л:

Казанкова Т.Н. обратилась в суд с иском к Администрации ЯМР ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО, в котором просила:

- признать незаконным распоряжение КУМИ Администрации ЯМР ЯО № 65 от 14 января 2020 года «Об отказе Т.Н. Казанковой в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»,

- обязать Администрацию ЯМР ЯО заключить с ней соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ей на праве собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах территориальной зоне Ж2 «Зона малоэтажной смешанной жилой застройки (не выше трех этажей)», площадью 1335 кв.м., из земель населенных пунктов, с описанием местоположения: <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предоставленной ранее в КУМИ.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 809 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома с участками площадью до 2500 кв.м. Рядом находится земельный участок, находящийся в муниципальной собственности. Данный земельный участок необходим ей для эксплуатации жилого дома, который она планирует построить, а также для подъезда к земельному участку.

Указывает, что она обратилась в КУМИ Администрации ЯМР ЯО с заявлением, в котором просила о перераспределении принадлежащего ей земельного участка и смежного земельного участка. Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР ЯО № 65 от 14 января 2020 года ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении по нескольким основаниям: не допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов с участками площадью до 2500 кв.м.; из земель, государственная собственность на которые не разграничена и из которых предполагается образовать земельный участок при перераспределении, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ; схема расположения земельного участка не соответствует её форме, формату или требованиям к её подготовке, а именно: отсутствует информация о зоне с особыми условиями использования.

Считает данное распоряжение незаконным, поскольку образовать самостоятельный земельный участок невозможно, он будет иметь неправильную форму, а также в результате предоставления его третьим лицам она будет лишена возможности подъезда к своему дому, строительство которого уже начато и согласовано в установленном законом порядке.

Решением Ярославского районного суда от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ярославского областного суда от 9 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Казанковой Т.Н. было отказано в полном объеме.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года решение Ярославского районного суда Ярославской области от 12 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 9 августа 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Истец Казанкова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена заранее, надлежаще, доверяет представлять свои интересы представителю по доверенности Колесниковой Ю.В.

Представитель истца по доверенности Колесникова Ю.В. в судебном заседании доводы иска поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения. Также указывала, что подъезд к земельному участку истца возможен только со стороны, где истцом испрашивается земельный участок. С другой стороны подъезд невозможен в связи с наличием наружных тепловых сетей, возможен только проход. По виду разрешенного использования участок используется фактически для индивидуального жилищного строительства, что соответствует виду разрешенного использования, который имеется у принадлежащего истцу земельного участка по документам. Также пояснила, что истцом испрашивается земельный участок, который ею уже самовольно огорожен забором и через него осуществляется проезд на участок. О том, что испрашиваемая для перераспределения часть участка кому-либо принадлежит, истец не знает.

Представитель ответчиков Администрации ЯМР ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО по доверенностям Потапова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что имеется возможность сформировать самостоятельный земельный участок, с соблюдением требований градостроительного регламента о минимальных размерах земельного участка для вида разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, не менее минимального размера.

Иные участники процесса, извещенные своевременно и надлежащим образом в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований частично.

Судом установлено, что Казанковой Т.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 809 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома с участками площадью 2500 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.10-11 т. 1).

19 декабря 2019 года Казанкова Т.Н. обратилась в КУМИ Администрации ЯМР ЯО с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (л.д.77 т. 1), согласно которого просила осуществить перераспределение принадлежащего ей земельного участка на основании п.п.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ, представила схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (л.д.9, 77 оборот т. 1), согласно которой площадь земельного участка в результате перераспределения увеличивается до 1355 кв.м.

Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР ЯО № 65 от 14 января 2020 года (получено Казанковой Т.Н. 17.02.2020), истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка (л.д.76 т. 1) по основаниям:

- заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 ЗК РФ, а именно: перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов с участками площадью до 2500 кв.м. не допускается;

- из земель, государственная собственность на которые не разграничена и из которых предполагается образовать земельный участок при перераспределении, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ;

- схема расположения земельного участка не соответствует её форме, формату или требованиям к её подготовке, а именно: отсутствует информация о зоне с особыми условиями использования.

Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ). В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, при этом наличие проекта межевания территории не может выступать единственным основанием для заключения соглашения о перераспределении.

Подпункт 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.

Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки К. сельского поселения, утвержденными Решением Муниципального Совета Карабихского сельского поселения от 12 ноября 2010 года N 60 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО", испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2 - зоны малоэтажной смешанной жилой застройки, минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 400 кв. м, максимальная 2 500 кв. м.

Ограничение в перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов с участками площадью менее 2500 кв.м. действующим законодательством не регламентировано.

Доводы для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, что из земель, государственная собственность на которые не разграничена и из которых предполагается образовать земельный участок при перераспределении, в части возможности образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, опровергаются представленными по делу доказательствами, в том числе картографическими схемами, фотоматериалами, которые свидетельствуют о том, что часть поверхности земли, где ответчиком указывается на возможность сформировать отдельный земельный участок, занята постройками и заборами.

Суд указал, что согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

Так же из материалов дела усматривается, что та часть образуемого земельного участка, которая планируется к присоединению к земельному участку истца, представляет собой не правильную форму. Часть участка (156 кв. м) является единственным проездом к жилому дому расположенному на земельном участке истца.

Нарушений прав иных землепользователей судом не установлено.

В процессе рассмотрения спора представителем стороны ответчика относительно третьего основания указанного в распоряжении для отказа, было указано, что оно включено в обжалуемое распоряжение необоснованно, является ошибочным, данное основание к отказу не поддерживает.

Иных оснований для отказа в оспариваемом Распоряжении КУМИ Администрации ЯМР ЯО № 65 от 14 января 2020 года не заявлено.

Способом устранения нарушения прав истца суд считает возложение на КУМИ Администрации ЯМР обязанности повторно рассмотреть заявление истца в течение 1 месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу (с уведомлением об этом истца).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным Распоряжение КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 14 января 2020 года № 65 «Об отказе Т.Н. Казанковой в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».

Обязать КУМИ Администрации ЯМР ЯО повторно рассмотреть заявление Казанковой Татьяны Николаевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> (паспорт выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) (№ 8319к от 19 декабря 2019 года) о перераспределении земельных участков в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу и уведомить Казанкову Татьяну Николаевну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес> (паспорт выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) и Ярославский районный суд Ярославской области в указанный срок об исполнении настоящего решения суда.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд.

Судья Ю.М. Маханько

2-682/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Казанкова Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация ЯМР ЯО
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР
Другие
Администрация Карабихского сельского поселения
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Маханько Ю.М.
Дело на странице суда
yaroslavsky--jrs.sudrf.ru
19.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
12.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022Дело оформлено
22.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее