Дело № 2-977/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Горькавой Л.Ф.,
при секретаре Карабатовой И.А.,
с участием истца Четиной О.Н.,
представителя ответчика Дерябина Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Четиной О.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре Пермского края (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Четина О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре Пермского края (межрайонному) (далее – УПФР в г. Кудымкаре) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что решением УПФР в г. Кудымкаре от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности, в который не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплачиваемые дни сдачи крови и ее компонентов (донорские дни) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С данным решением она не согласна, т.к. повышение квалификации является обязательным условием выполнения ею работы, в эти периоды за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, производились отчисления страховых взносов. Просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанные спорные периоды, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Четина О.Н. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Дерябин Е.М. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковые требования, из которых следует, что включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации и прочих отвлечений от работы не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, с 01.01.2019г. предусмотрено повышение пенсионного возраста с 12 месяцев до 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в связи с чем доводы истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не обоснованы, противоречат действующему законодательству, просит в иске отказать.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
На основании ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции ФЗ, действовавшего до 01.01.2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. ФЗ от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, действующего с 01.01.2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» (в редакции ФЗ, действовавшего до 01.01.2019 г.) предусматривалось, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» (в ред. ФЗ от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, действующего с 01.01.2019 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Введенной с 01.01.2019 г. ФЗ от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» частью 1.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении № 7 к ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» значится, что в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 г. страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Частью 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Четина О.Н. обратилась в УПФР в г. Кудымкаре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Кудымкаре от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого стажа работы по специальности (30 лет). В специальный стаж истца не включены периоды, в том числе спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дни сдачи крови и дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истец осуществляет лечебную деятельность в учреждениях и в должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем специальный стаж истца на день обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости определен ответчиком в 29 лет 7 месяцев 6 дней.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
В соответствии с п.п. 4 и 5 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ (в редакции ФЗ, действовавшего до 01.09.2013 г.) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положение содержались в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (ст. 112).
На основании изложенного, суд полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ. За работником, который направлен работодателем на курсы повышения квалификации, сохраняется место работы.
Факт направления истца работодателем на курсы повышения квалификации подтверждается приказами о направлении на курсы повышения квалификации, удостоверениями. Повышение квалификации для истца являлось обязательным условием выполнения ею работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности. Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации представитель ответчика не оспаривал.
Исходя из вышеизложенного, время нахождения истца на курсах повышения квалификации в спорные периоды подлежит включению в ее специальный стаж.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Четиной О.Н. работодателем предоставлялись дни отдыха в связи со сдачей ею крови, что подтверждается соответствующим приказом.
В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с ФЗ от 20.07.2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом, в связи с чем государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предоставляет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Таким образом, с учетом правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 г. № 59-О-О, и исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства, суд считает, что в специальный стаж Четиной О.Н. подлежат включению дни сдачи крови и дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за которые за ней сохранялась заработная плата.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Четиной О.Н. в части возложения на ответчика обязанности включить спорные периоды в специальный стаж подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как указывалось выше, в силу положений Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений п. 1.1. настоящей статьи.
В силу положений п. 1.1 настоящей статьи, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, лицам, указанным в п. п. 20 ч. 1 ст. 30 вышеназванного Федерального Закона, которые приобретут соответствующий специальный стаж в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложением 7 Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Учитывая продолжительность включенных судом в страховой стаж истца Четиной О.Н. спорных периодов работы на момент обращения к ответчику, то есть на 03.09.2020г., ее специальный страховой стаж составил 29 лет 11 месяцев 14 дней. Однако, с учетом положений ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» пенсия истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена быть не может, поскольку не истек установленный пенсионным законодательством срок. В связи с этим требования истца о назначении ей пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Четиной О.Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре Пермского края (межрайонное) включить Четиной О.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дни сдачи крови и дни отдыха, предоставленные в связи со сдачей крови с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Л.Ф. Горькавая