Дело № 2-4226-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Заводский районный суд <адрес>
В составе судьи Изотовой О.В.
При секретаре ФИО7
С участием прокурора ФИО8
Рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 13.08.15 года гражданское дело по заявлению ФИО3 о защите избирательных прав, признании незаконным решения избирательной комиссии Кемеровского муниципального района за N № от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1", регистрации указанного кандидата,
У с т а н о в и л:
Заявитель ФИО3 обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, признании незаконным решения избирательной комиссии <адрес> муниципального района за N № от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1", регистрации указанного кандидата. Требования мотивированы тем, что заявитель является зарегистрированным кандидатом на должность главы Щегловского сельского поселения, выборы которого назначены на ДД.ММ.ГГГГ года. Наряду с ней заявление о выдвижении в качестве кандидата было подано ФИО2, который представил все необходимые документы. Однако на сайте ФИО14 в разделе выборы опубликовано решение территориальной избирательной комиссии ФИО15 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1. С данным решением заявитель, как кандидат не согласна, считает им нарушается принцип равенства кандидатов. Кроме того, указанное решение об отказе в регистрации указанного кандидата является формальным. Указание адреса места жительства в заявлении о выдвижении кандидата при отсутствии регистрации по месту жительства у кандидата не может являться нарушением, так как ФИО2 был указан адрес помещения, где он фактически проживает, что является достоверной информацией. Также заявитель считает надуманным основание об отсутствии документа, подтверждающего его род деятельности, поскольку данное нарушение не является существенным и основанием для отказа в регистрации. Кроме того, считает формальным основание о том, что кандидат не указал полностью сведения об образовании, так как он приложил копию диплома. Таким образом, им представлены все необходимые документы для регистрации кандидата. При таких обстоятельствах, заявитель просит: отменить решение территориальной избирательной комиссии <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1» и зарегистрировать ФИО1 как кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения (л.д.3-4).
Заявитель ФИО3 в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. При таких обстоятельствах и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО3
Представитель заявителя ФИО3- ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, сроком действия на 1 год (л.д.34), настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, дал в суде пояснения аналогичные по содержанию тексту искового заявления.
Представитель территориальной избирательной комиссии Кемеровского муниципального района в лице представителя Администрации <адрес> муниципального района ФИО10, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), возражала против удовлетворения поданного заявления, пояснила, что оспариваемым решением ФИО11 на законных основаниях было отказано в регистрации его в качестве кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения. Приобщила письменные возражения по иску на л.д. 11-13.
Заинтересованные лица ФИО11 и сопредседатель регионального отделения политической партии «Демократический выбор» в <адрес> ФИО12, поддержали доводы поданного заявления. Пояснили, что действия избирательной комиссии являются незаконными, воспрепятствуют выдвижению их кандидата на выборы. ФИО11 были представлены все необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения.
Выслушав представителя заявителя и представителя избирательной комиссии, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить поданное заявление без удовлетворения, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Пунктами 2, 2.2 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
К заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно п. 5 ст. 2 названного ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
В соответствии с п. 57 ст. 2 указанного ФЗ род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий;
Согласно пп. «в», пп. «в1» п. 24 ст. 38 указанного ФЗ
основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
В соответствии с п. 2 ст. 11.1 названного ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Как следует из п. 1 ст. 73 Закона КО от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» кандидат единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы, следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
1-1) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 27 настоящего Закона;
(пп. 1-1 введен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-ОЗ)
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
(в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 111-ОЗ)
3) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 настоящего Закона). Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
На выборах должностного лица местного самоуправления регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, осуществляется без подписей избирателей ( п. 16 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ).
Судом установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель ФИО3 была зарегистрирована в качестве кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения (л.д.5).
Решением территориальной избирательной комиссии Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1» кандидату ФИО13, выдвинутому региональным отделением политической партии «Демократический выбор» в <адрес> было отказано в регистрации в качестве кандидата (л.д.6-8).
Кандидат ФИО3 с указанным решением не согласна, считая, что оно является формальным, нарушает принцип равенства кандидатов на выборах.
Из оспариваемого решения названной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что одним из оснований в отказе в регистрации кандидата ФИО11 указаны те обстоятельства, что в заявлении данного кандидата указаны недостоверные сведения: об адресе места жительства, роде деятельности, принадлежности к политической партии (л.д.6).
Так судом установлено, что в заявлении ФИО11 о регистрации в качестве кандидата, поданном ДД.ММ.ГГГГ года, на л.д.22 указано, что адресом его места жительства является <адрес>, в графе место работы, службы, должность, род занятий- указано: временно не работающий, правозащитник.
Вместе с тем, согласно данных адресной справки ФИО4 по <адрес> следует, что ФИО11 значился зарегистрированным по адресу: <адрес>, б-<адрес>, 13-317, убыл ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, в связи с чем, снят с регистрационного учета в <адрес>.
Из чего суд приходит к выводу о том, что ФИО11 не имеет регистрации в <адрес> ни как по месту жительства, ни как по месту пребывания, поэтому указание данного адреса в качестве места жительства названного кандидата является недопустимым, противоречит положениям п. 5 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающим, что в качестве места жительства кандидата может быть указан только адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, указанный адрес места жительства ФИО11 по <адрес> в <адрес> нельзя считать достоверным, так как в нарушение названной нормы закона отсутствует подтверждение регистрации указанного кандидата по названному адресу, как по постоянному месту жительства, так и по месту пребывания.
Судом также установлено, что в нарушение требований п. 57 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФИО11 документально не подтвержден указанный им в заявлении род деятельности «правозащитник», так как отсутствуют документы, необходимые в соответствии с законом с законом, что является также нарушением п. 2.2. ст. 33 указанного ФЗ и является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
У названного кандидата также установлено наличие недостатков и в иных документах, необходимых для регистрации.
Так, справка на л.д.27 о принадлежности к политической партии «Демократический выбор» на момент выдвижения кандидата не содержит в себе дату ее выдачи, а также выдана «ФИО5», как указано в справке, а не ФИО11 Таким образом, не подтверждена принадлежность кандидата к названной политической партии, от которой он выдвигается на выборы.
Также, в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы Щегловского сельского поселения на л.д.22 ФИО11 неверно указаны: его уровень образования «высшее», в то время как необходимо было указать «высшее профессиональное»), неверно указа квалификация «историк, учитель истории», в то время как в дипломе на л.д.28 указано «историк, преподаватель истории» в реквизитах документов об образовании не указан регистрационный номер диплома № 1460, а также дата его выдачи ДД.ММ.ГГГГ –л.д.28, отсутствует указание на год окончания обучения, что также является нарушением п. 2 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67.
Само заявление ФИО11 на л.д. 22 также выполнено с нарушением п.3.4.4 Постановления ЦИК ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления», в соответствии с которым при изготовлении текста указанного заявления в машинописном виде с использованием механических средств подпись кандидата, дата написания заявления, а также полностью фамилия, имя, отчество проставляются кандидатом собственноручно, в то время как фамилия, имя, отчество кандидата ФИО11 в данном заявлении напечатаны.
Решением территориальной избирательной комиссии Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено извещение, в котором ФИО11 указано о допущенных нарушениях (л.д.14). ДД.ММ.ГГГГ данное извещение с соблюдением срока, установленного п.1.1 ст. 38 ФЗ № вручен ФИО11(л.д.15). Указанные недостатки кандидатом не устранены.
Кроме того, в нарушение требованийп.п.3 п. 1 ст. 73 Закона КО № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» кандидатом ФИО11 не была представлена банковская справка об остатке средств фонда кандидата на дату составления (подписания) отчета кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на дату ДД.ММ.ГГГГ года, указанную ФИО11 в указанном отчете на л.д.31 оборот. ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 было вручено извещение, утвержденное решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № 8/5, об отсутствии указанных документов.
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом была представлена необходимая банковская справка, но на иную чем требуемая дата-ДД.ММ.ГГГГ года, справка составлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный недостаток в виде непредоставления установленного федеральным законом документа также указанным кандидатом не был устранен.
Из чего, суд приходит к выводу, что комиссией правильно было установлено, что представленные ФИО11 документы не соответствуют требованиям Федерального Закона № и <адрес> 54-ОЗ и не позволяют осуществить его регистрацию в качестве кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения, и ДД.ММ.ГГГГ приняла законное и обоснованное решение № «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1.
Кроме того, представив ДД.ММ.ГГГГ сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата, зарегистрировано кандидата; сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, с указанием исходящего остатка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО11 не реализовал свое право, предусмотренное п.1.1 ст. 38 ФЗ № 67, вносить не позднее чем за один день до заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатом уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, поэтому избирательная комиссия также была вправе принять решение в отказе в регистрации кандидата. Последним днем предоставления документов для ФИО11 являлось ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку заседание комиссии по отказу в регистрации названного кандидата состоялось ДД.ММ.ГГГГ года.
При установленных судом и выше перечисленных обстоятельствах, заявление ФИО3 о защите избирательных прав, признании незаконным решения избирательной комиссии <адрес> муниципального района за N 9/27 от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1", регистрации указанного кандидата, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-197, ст. 261 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Заявление ФИО3 о защите избирательных прав, признании незаконным решения избирательной комиссии <адрес> муниципального района за N № от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Щегловского сельского поселения ФИО1", регистрации указанного кандидата, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его изготовления в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья: