Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 сентября 2020 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
при секретаре Шушкановой А.А.,
с участием:
- представителя истца – Солдатова В.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-886/2020 по иску Шевченко О. Г. к администрации г.о. Жигулевск, Шевченко В. Г. о признании права собственности на гараж в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Шевченко О.Г. обратился в суд с указанным выше иском к администрации г.о. Жигулевск, требуя признать за ним в порядке наследования после смерти Шевченко Г.Н. право собственности на гараж по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца - Шевченко Г.Н., после смерти которого осталось имущество в виде гаража площадью 20,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного адресу: <адрес>. Указанный гараж был возведен наследодателем самостоятельно, из строительных материалов им же приобретенных. Земельный участок под строительство гаражей в ГСК-11 был отведен решением исполкома Жигулёвского городского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании вышеуказанного решения Шевченко Г.Н. выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, гаражу присвоен инвентарный №.
После смерти отца истец принимает меры к сохранности гаража: ухаживает, ремонтирует, вырубает поросль около ворот, окашивает от травы, очищает от снега и наледи, что свидетельствует о фактическом принятии им наследства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Шевченко В.Г., к которому в порядке наследования перешло право собственности на спорный гараж (л.д. 44).
Представитель истца Солдатов В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, сославшись на доводы иска, пояснив, что истцу не было известно о том, что после смерти его отца (Шевченко Г.Н.) наследство принял брат – Шевченко В.Г. На момент смерти Шевченко Г.Н. проживал один по адресу: <адрес>, а сам истец проживал где-то на Севере. Когда точно истец вернулся в <адрес>, ему (представителю истца) не известно. После смерти отца истец пользовался спорным гаражом. В настоящее время место нахождения Шевченко В.Г. истцу не известно. Спорный гараж он (представитель истца) приобрел у Шевченко О.Г. семь лет назад.
Ответчик Шевченко В.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом – судебной повесткой, направленной по адресу, указанному в свидетельстве о праве на наследство по закону: <адрес> (л.д. 54). По данным почтового идентификатора, ДД.ММ.ГГГГ зафиксирована неудачная попытка вручения судебного извещения (л.д. 76), что позволяет сделать вывод о надлежащем извещении ответчика. При этом суд исходит из следующих разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации":
- по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
- статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное ( п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Судом в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не представившего доказательств уважительности причин неявки по вызову суда.
Представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия и принять решение с учетом фактических обстоятельств и доказательств по делу (л.д. 27).
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит в связи со следующим.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Статьей 1152 ГК предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Аналогичные положения содержались в разделе VII "Наследственное право" Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2002 года.
Статья 546 ГК РСФСР, также как и ст. 1153 ГК РФ, устанавливала два способа принятия наследства - путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство или совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (вступление во владение и управление имуществом принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.д.).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Шевченко Г. Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 11).
Факт родственных отношений истца с наследодателем подтверждается предоставленной суду копией свидетельства о рождении (л.д. 12), согласно которой Шевченко Г.Н. приходится ему отцом.
В обоснование заявленных требований истцом представлены следующие доказательства:
- копия решения Жигулевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации кооператива по строительству и эксплуатации коллективного гаража для индивидуального транспорта членам общества автолюбителей первичной организации ВДОАМ при СМУ-3» - л.д. 16;
- копия карточки учета строений и сооружений, составленного БТИ г. Жигулевска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из которого установлено, что гараж, расположенный по адресу: <адрес>, представляет собой капитальное строение 1980 года постройки, общей площадью 20,2 кв.м. (л.д. 14-16);
- выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ об основных характеристиках объекта недвижимости, согласно которой спорный гараж поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый № (л.д. 13);
- справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ ООО «Санита», согласно которой Шевченко Г.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, со ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
Из ответа отдела градостроительства и архитектуры администрации городского округа Жигулевск на запрос суда (л.д. 28) установлено, что гараж № находится в границах земельного участка ГСК№, отведенного решением Жигулевского городского Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации кооператива по строительству и эксплуатации коллективного гаража для индивидуального транспорта членам общества автолюбителей первичной организации ВДОАМ при СМУ-3». На основании вышеуказанного постановления на гараж № в ГСК№ выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Шевченко Г. Н.. Также по запрос суда в материалы дела представлен корешок ордера №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя Шевченко Г. Н. на занятие помещения бокса № в ГСК № по <адрес> (л.д. 28,29).
По сведениям, предоставленным ГУП «ЦТИ» на запрос суда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, в Жигулевском филиале Самарской обл. ГУП «ЦТИ» отсутствуют (л.д. 26).
Из ответа Жигулевска отдела Управления Росреестра на запрос суда следует, что в массиве правоудостоверяющих (правоустанавливающих) документов 1992-1998г.г. Жигулевского отдела свидетельство о праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, отсутствует (л.д. 25).
Сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют; гараж по указанному адресу площадью 20,2 кв.м поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается предоставленными ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области уведомлением и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31,32).
Из ответа нотариуса г. Жигулевска Н.В. Санталовой на запросы суда (л.д. 40,51) следует, что по данным нотариальной конторы, после умершего ДД.ММ.ГГГГ гр. Шевченко Г. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заведено наследственное дело №.
ДД.ММ.ГГГГ принято заявление о принятии наследства по закону и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на гараж в <адрес> от сына - Шевченко В. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Заявлений о принятии наследства по закону, по завещанию или об отказе от наследства закону, по завещанию от других наследников не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону на целый кирпичный гараж по адресу: <адрес> сыну - Шевченко В. Г..
Копия вышеуказанного свидетельства о праве на наследство по закону, от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Л.О. Рязановой, выданного Шевченко В.Г. после смерти Шевченко Г.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, на гараж по адресу: <адрес>, представлена нотариусом г. Жигулевска Санталовой Н.В. по запросу суда (л.д. 54).
Таким образом, при исследовании доказательств, представленных в ходе судебного разбирательства, установлено, что Шевченко Г.Н. при жизни по основаниям, предусмотренным ч. ч. 1 и 4 ст. 218 ГК РФ приобрел в собственность спорный гараж. Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств и не оспариваются сторонами.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено судом, после смерти Шевченко Г.Н. в права наследования вступил его сын, ответчик по делу Шевченко В.Г., обратившись к нотариусу с соответствующим заявлением, которому ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону на спорный гараж. Иные наследники не заявлены (л.д. 40,51,54). Истец, имея возможность заявить о наследственных правах в установленный законом срок, этого не сделал, доказательств совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, суду не представил, выданное брату свидетельство о праве на наследство не оспаривал.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований для признания за истцом права собственности на гараж по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Шевченко Г.Н., поскольку спорное имущество в порядке ч. 2 ст. 218 ГК РФ перешло к другому лицу (Шевченко В.Г.) и в силу закона ( ч. 2 ст. 1152 ГК РФ) принадлежит ему по праву собственности с момента открытия наследства вне зависимости от отсутствия регистрации права, отсутствие такого права истцом не оспорено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.09.2020.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░