40RS0026-01-2020-000674-31
Гражданское дело № 2-1177/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2020 года город Обнинск, Калужской области
Обнинский городской суд Калужской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой М.П.,
при секретаре Меньшикове В.С.,
с участием прокурора Изъяновой Т.А., истцов Козловой К.А., Старковой Ю.А.,
представителей ответчика ОАО «Российский железные дороги» Хлебниковой Н.Н., Никитиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старковой Ю. А., Козловой К. А. к открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» о компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Старкова Ю.А. и Козлова К.А. обратились в Обнинский городской суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда, причинённого смертью близкого родственника.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17 часов 00 минут на 106 км. 9пк. <адрес> пассажирским поездом №№ сообщением «Москва-Брянск» был смертельно травмирован их отец Томилов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По факту произошедшего в результате проведённой проверки принято решение в отказе в возбуждении уголовного дела. Указывая, что гибелью отца им причинён моральный вред, истцы просили взыскать с ОАО «Российские железные дороги» компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб. в пользу каждого.
В судебном заседании истцы Козлова К.А. и Старкова Ю.А. исковое заявление поддержали, в обоснование сослались на изложенные в иске доводы и основания.
Представители ответчика ОАО «Российские железные дороги» Хлебникова Н.Н. и Никитина Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска в заявленном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица СПАО «Ингосстрах» в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Направил в суд возражения на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу, установленному в п. 1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Согласно п.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобождён судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п.п.2 и 3 ст.1083 Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В судебном заседании установлено.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17 часов 00 минут на 106 км. 9пк. <адрес> пассажирским поездом №№ сообщением «Москва-Брянск» был смертельно травмирован Томилов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Факт смертельного травмирования подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, актом судебно-медицинского исследования трупа №с-242/19 (т.1 л.д.100-104).
Актом служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела установлено, что причиной смертельного травмирования Томилова А.Н. явилось грубое нарушение потерпевшим Томиловым А.Н. п.7 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда, перехода через железнодорожные пути, утверждённых Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №. Вины работников железнодорожного транспорта не установлено (т.1 л.д.89, 98).
Поскольку ответчик ОАО «РЖД» является владельцем источника повышенной опасности, которым причинен вред жизни потерпевшему, следовательно, должен нести ответственность за причиненный вред (ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Погибший Томилов А.Н. приходил истцам Старковой Ю.А. и Козловой К.А. отцом, что подтверждаются копиями свидетельства о рождении Томиловой Ю.А. и Томиловой К.А., свидетельства о расторжении брака, справкой о заключении брака №, свидетельством о заключении брака (т.1 л.д.5-9).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Положения ч.2 ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1089), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 1094).
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 816-О-О, от 25.01.2012 г. N 128-О-О, закрепленное в абзаце втором пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение из общего порядка определения размера возмещения вреда, возникновению которого способствовала грубая неосторожность потерпевшего, предусматривающее, что при причинении вреда жизни и здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается, а также содержащееся в абзаце втором статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации положение о недопустимости отказа в компенсации морального вреда в случае, если вред причинен источником повышенной опасности жизни и здоровью гражданина, в том числе при отсутствии вины причинителя вреда, является мерой защиты признаваемых в Российской Федерации прав и свобод человека, в частности, права на жизнь, (статья 20, часть 1 Конституции Российской Федерации), права на охрану здоровья (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.
Как было указано выше причиной смертельного травмирования Томилова А.Н. явилось грубое нарушение потерпевшим п.7 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда, перехода через железнодорожные пути, утверждённых Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Со стороны машиниста железнодорожного транспорта было предпринято экстренное торможение с одновременной подачей сигнала большой громкости, однако пострадавший Томилов А.Н. лёг на правую нить рельса, в связи с чем принятыми мерами предотвратить наезд не удалось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Томилова А.Н. грубой неосторожности вследствие нарушения последним правил личной безопасности на территории железнодорожных путей.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и СПАО «Ингосстрах» заключен договор на оказание услуг по добровольному страхованию гражданской ответственности ОАО «РЖД» (т.1 л.д.153-177).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» выдан полис страхования гражданской ответственности №, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по страховому случаю, в том числе по причинению вреда жизни и/или здоровью физических лиц и возмещению морального вреда (т.1 л.д.152).
В силу положений ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Пунктом 2.4 договора установлено, что обязанность страховщика по выплате страхового возмещения может возникнуть: на основании предъявленной страхователю претензии, признанной им добровольно; на основании решения суда, установившего обязанность страхователя возместить ущерб, причиненный им выгодоприобретателям; на основании иных документов, подтверждающих факт причинения ущерба, предусмотренных договором.
Разделом 8 указанного договора страхования в части компенсации морального вреда прямо предусмотрено, что страховщик возмещает моральный вред, если обязанность по его выплате возложена на страхователя решением суда.
Учитывая, что указанные положения договора не находятся в противоречии с предусмотренным ст. 1072 ГК РФ порядком возмещения ущерба лицом, застраховавшим свою ответственность, а истец в силу ст.ст. 3,9,12 ГК РФ самостоятельно определяет способ защиты нарушенного права, суд считает, что ОАО «РЖД» как владелец источника повышенной опасности является надлежащим ответчиком.
Оценив в совокупности все исследованные фактические данные, суд приходит к выводу, что истцы Старкова Ю.А. и Козлова К.А. имеют право на компенсацию морального вреда, который причинен в связи с гибелью близкого родственника - отца, погибшего в результате травмы, причиненной железнодорожным транспортом, принадлежащим ответчику.
Определяя размер компенсации морального вреда, причиненного истцам, суд учитывает степень их нравственных страданий, принимает во внимание индивидуальные особенности их общения с отцом и фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о сложившихся близких, доверительных взаимоотношениях между ними, поскольку они регулярно общалась с отцом, поддерживали с ним тесные родственные связи.
Гибель близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников, а также неимущественное право на родственные и семейные связи, подобная утрата, безусловно, является тяжелейшим событием в жизни, неоспоримо причинившим нравственные страдания.
В то же время суд также учитывает конкретные обстоятельства наступления смерти Томилова А.Н., отсутствие вины причинителя вреда и наличие грубой неосторожности в действиях самого потерпевшего, находившегося в зоне повышенной опасности на железнодорожных путях в месте, не предназначенном для прохода, что оказало содействие возникновению и причинению вреда, а также требования разумности и справедливости, и считает необходимым определить сумму компенсации морального вреда в размере 60 000 руб. в пользу каждого из истцов.
Доводы истцов о том, что в результате смерти отца у истицы Старковой Ю.А. в июне 2020 года развилось заболевание в поясничной области, а у истицы Козловой К.А. в конце марта 2020 года прервалась беременность сроком 11 недель, не принимаются судом во внимание, поскольку достоверных доказательств в подтверждение причинно-следственной связи между указанными фактами истцами не представлено.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.194-19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░. ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░