Дело № 2а-4571/2021
73RS0001-01-2021-008441-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Дементьевой С.А., Ивановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Безноговой Елены Викторовны к Финансовому управлению Администрации города Ульяновска о признании решения незаконным,
установил:
административный истец Безногова Е.В. обратилась в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы следующим. Административным ответчиком в МБДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №60 «Незабудка» проводилось контрольное мероприятие по проверке соблюдения законности и результативности использования субсидий, выделенных на возмещение нормативных затрат за 2019 год и текущий период 2020 года. По результатам его проведения в отношении руководителя МБДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №60 «Незабудка» Безноговой Е.В. было составлено представление от 07.07.2020 №07-11/9. Раздел 1 таблицы Представления содержит требование о необходимости возмещения ею в срок до 01.10.2020 в бюджет МО «Город Ульяновск» ущерба за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в предоставлении не по целевому назначению субсидии в общем размере 25206,76 руб. за общий период перечисления субсидии с 17.01.2019 по 02.10.2019. Безногова Е.В. полагает, что раздел 1 таблицы Представления является незаконным как документ, содержащий требование оплаты несуществующего обязательства по возмещению ущерба бюджету МО «Город Ульяновск» без доказательств наличия такого ущерба. В результате указанного контрольного мероприятия административным ответчиком был выявлен факт выплаты заработной платы отдельным работникам учреждения из средств. Поступивших из бюджета МО «Город Ульяновск», а не из средств бюджета Ульяновской области при реализации Постановления Правительства Ульяновской области от 30.12.2013 №660-П. Выявленный факт перечисления денежных средств был устранен главным бухгалтером учреждения заблаговременно до проведения проверки, путем перераспределения бюджетных средств, при этом какого-либо ущерба ни тому, ни другому бюджету либо учреждению не произошло. Одновременно с представлением в отношении Безноговой Е.В. был составлен протокол об административных правонарушениях от 31.07.2020 по ст.15.14 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка №4 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 16.09.2020 и решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 09.02.2021 Безногова Е.В. признана виновной в совершении указанного правонарушения и подвергнута административному штрафу в размере 20000 руб. Ею был оплачен в полном объёме указанный штраф и в возмещение ущерба на основании представления из её заработной платы было удержано 25206,76 руб. Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2021 указанное постановление мирового судьи и решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска изменены в части уменьшения периода нецелевого использования бюджетных средств; установлен период с 02.07.2019 по 02.10.2019. Представление при наличии указанных судебных актов не изменено. Безногова Е.В. просит суд восстановить срок обращения с данным административным иском, поскольку считает, что основания для его подачи возникли у неё после получения почтой 21.05.2021 постановления Шестого кассационного суда общей юрисдикции, и срок исполнения обжалуемого представления не истёк; признать представление незаконным в части требований, изложенных в разделе 1 таблицы Представления.
В судебном заседании административный истец Безногова Е.В. доводы, изложенные в административном иске, поддержала, просила заявленные требования удовлетворить. Дала пояснения, из которых следует, что она считала вышеуказанное представление незаконным изначально, до получения постановления Шестого кассационного суда, но не обжаловала его, т.к. не имеет юридических знаний и была занята своей работой; объективные причины, препятствующие своевременному его обжалованию, отсутствовали. Административный штраф ею оплачен своевременно, причиненный ущерб возмещён; поскольку она уже привлечена к административной ответственности, она не должна возмещать причиненный ущерб, в связи с чем ею обжаловано представление.
Представитель административного ответчика Финансового управления Администрации города Ульяновска Баранова О.А. в судебном заседании требования административного истца не признала, представила письменные возражения, из которых следует, что постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2021 постановление мирового судьи, решение Засвияжского районного суда, вынесенные в отношении Безноговой Е.В. изменены, путем исключения из них указания на нецелевое использование период с 17 января 2019 по 2 июля 2019 ввиду срока давности привлечения к административной ответственности в эти периоды. Однако даты совершения правонарушения по нецелевому расходованию денежных средств: 19.08.2019, 30.08.2019, 17.09.2019, 02.10.2019 остались без изменения, факт нецелевого использования бюджетных средств остался без изменения. Изменение судебных актов не повлекло снижение назначенного Безноговой Е.В. административного наказания. Оснований для восстановления срока подачи административного искового заявления, удовлетворения административного иска Безноговой Е.В. не имеется. В удовлетворении административного искового заявления просит отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации города Ульяновска Бережкова Г.Н. в судебном заседании пояснила, что образовательная организация является самостоятельным юридическим лицом; денежные средства доводятся до образовательной организации, и руководитель тратит их на выполнение муниципального задания и другие цели; Управление образования к этим средствам уже не имеет отношения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст.62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу с п.3 ст.265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» (Приложение 4) Финансовое управление администрации (далее - Финансовое управление, финансовый орган муниципального образования «город Ульяновск») осуществляет полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля в пределах, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 4.2.24 Положения).
Пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ст.269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации города Ульяновска от 28.02.2019 № 410 утвержден Порядок осуществления Финансовым управлением администрации города Ульяновска полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю (далее - постановление № 410).
Финансовым управлением распоряжением от 20.12.2019 № 58 утверждён План контрольных мероприятий по осуществлению Финансовым управлением полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю на 2020 год (далее - План).
Согласно Плана, постановления № 410, распоряжением Финансового управления от 24.03.2020 № 25 с 18.05.2020 по 11.06.2020 назначено проведение контрольного мероприятия по соблюдению законности и результативности использования субсидий, выделенных на возмещение нормативных затрат в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка - детский сад № 60 «Незабудка» за 2019 год, текущий период 2020 года.
В ходе проверки установлено, что соглашением № 111 от 25.12.2018, заключенным между Управлением образования администрации города Ульяновска и МБДОУ ЦРР - детский сад № 60 «Незабудка» предусмотрены объемы и условия предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг и иные цели.
Согласно штатным расписаниям работников МБДОУ ЦРР - детский сад № 60 «Незабудка» от 22.01.2019 № 1 и от 24.09.2019 № 2 фонд оплаты труда за счет субвенций из областного бюджета Ульяновской области предусмотрен по следующим должностям: уборщик служебных помещений, дворник.
Фонд оплаты труда за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг предусмотрено по следующим должностям: сторож, машинист по стирке и ремонту спецодежды, кастелянша, рабочий по обслуживанию и ремонту зданий, слесарь-сантехник.
При этом, работникам МБДОУ ЦРР - детский сад № 60 «Незабудка» занимающим должности уборщицы служебных помещений по внутреннему совмещению и должность дворника произведены выплаты за выполнение работы за счет средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг на общую сумму 19360,03 руб., начисление на выплату заработной платы - 5 846,73 руб., а не субвенций из областного бюджета.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются, послужили основанием для составления 31 июля 2020 года заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела Финансового управления протокола об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ ЦРР - детский сад № 60 «Незабудка» Безноговой Е.В. по ст.15.14 КоАП РФ и её привлечения к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка №4 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 15.12.2020. Указанное постановление мирового судьи оставлено 09.02.2021 оставлено без изменения Засвияжским районным судом г.Ульяновска. Данными постановлениями установлен факт нецелевого использования субсидий.
Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2021 постановление мирового судьи, решение Засвияжского районного суда, вынесенные в отношении Безноговой Е.В. изменены, путем исключения из них указания на нецелевое использование период с 17 января 2019 года по 2 июля 2019 года ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности по данным периодам. При этом даты совершения правонарушения по нецелевому расходованию денежных средств: 19.08.2019, 30.08.2019, 17.09.2019, 02.10.2019 остались без изменения, факт нецелевого использования бюджетных средств остался без изменения. Изменение судебных актов не повлекло снижение назначенного Безноговой Е.В. административного наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно п.2 ст.269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего муниципального финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Финансовым управлением как органом внутреннего муниципального финансового контроля в пределах полномочий, установленных ст.269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 07.07.2020 заведующему МБДОУ ЦРР - детский сад № 60 «Незабудка» Безноговой Е.В. выдано представление за № 07-11/9 «Об устранении нарушений» (далее - Представление).
Разделом 1 «Нецелевое использование бюджетных средств» Представления установлены: содержание нарушения по нецелевому использования бюджетных средств, сумма нарушения, нормативные правовые акты, которые нарушены, требования о принятии мер по устранению нарушения, срок исполнения требований:
В силу п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В п. 2.3.7 Соглашения № 111 от 25.12.2018, заключенного между Управлением образования администрации города Ульяновска и МБДОУ ЦРР- детский сад № 60 «Незабудка» указано о возврате суммы субсидий в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» при установлении факта нецелевого их использования.
Таким образом, является необоснованным довод административного истца о том, что Представление содержит требование оплаты Безноговой Е.В. несуществующего обязательства по возмещению ущерба бюджету муниципального образования «город Ульяновск» без доказательств наличия такого ущерба.
Довод административного истца Безноговой Е.В. о том, что поскольку она уже привлечена к административной ответственности, она не должна возмещать причиненный ущерб, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Следовательно, отсутствуют основания для признания незаконным Представления в части требований, изложенных в разделе 1 таблицы Представления.
В соответствии со ст.219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Представление получсено Безноговой Е.В. своевременно, доказательства обратного суду не представлены. В судебном заседании Безногова Е.В. пояснила, что изначально считала данное представление незаконным, объективные причины, препятствующие своевременному его обжалованию, отсутствовали. Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2021 опубликовано 07.05.2021.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для восстановления Безноговой Е.В. срока подачи административного искового заявления.
На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Безноговой Елены Викторовны к Финансовому управлению Администрации города Ульяновска о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение изготовлено 29.09.2021.