Решение
Именем Российской Федерации
14 октября 2013 г. Кировский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего Маликовой Т.А.
при секретаре Мигуновой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 5485/13 по заявлению Махонина А.В. о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатно земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Махонин А.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 12.12.2011г. им в Министерство имущественных отношений подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: г.Самара. <адрес> для садоводства. 28.12.201г. Министерство обратилось в адрес Департамента строительства и архитектуры с запросом о предоставлении сведений о принадлежности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. определенной территориальной зоне и в Управление Росреестра по Самарской области по вопросу предоставления земельного участка и зарегистрированных прав на этот участок третьих лиц. Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара утверждена схема расположения земельного участка, границы согласованы с заинтересованными лицами. Земельный участок поставлен на кадастровый учет. Однако в предусмотренные абз.7, 8 п.3.3 Порядка предоставления земельных участков в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка решение о предоставлении земельного участка принято не было. Письмом от 3.07.2013г. ему отказано в предоставлении земельного участка, поскольку истцу принадлежит смежный земельный участок с разрешенным видом под индивидуальное жилищное строительство. Считает отказ незаконным, поскольку данный земельный участок истцу бесплатно предоставлен не был, данный земельный участок перешел истцу в порядке гражданско-правовой сделки по договору купли-продажи от 28.11.2006г. от его тети С. за плату <данные изъяты>. Следовательно, истец не воспользовался своим правом получения земельного участка бесплатно в собственность.
В силу изложенного, просил признать Министерство имущественных отношений по Самарской области нарушившими сроки рассмотрения заявления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка Махонину А.В. по адресу: г.Самара. <адрес>. Признать неправомерным отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: г.Самара <адрес>. Признать за Махониным А.В. право на получение в собственность бесплатно указанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. Обязать Министерство имущественных отношений представить Махонину А.В. испрашиваемый земельный участок.
В процессе рассмотрения дела представитель заявителя уточнил требования, просил признать Министерство имущественных отношений по Самарской области нарушившими сроки рассмотрения заявления о представлении бесплатно в собственность земельного участка. Признать неправомерным отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: г.Самара, <адрес>.
В судебном заседании представитель Махонина А.В. по доверенности Борисов А.П. уточенные заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Хайрулова Л.А. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Также пояснила, что 12.12.2011г. Махонин А.В. обратился в министерство с заявлением о представлении в собственность земельного участка под садоводство. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка приобщен самим заявителем лишь 1.04.2013г. Между тем, 21.04.2012г. в ст.9 Закона Самарской области «О земле» внесены изменения, которые предусмотрели, что земельные участки могут быть предоставлены гражданину однократно бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которым они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, или долей в праве общей долевой собственности на них. Земельные участки для садоводства предоставляются в собственность граждан бесплатно также при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства. Между тем, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: г.Самара. <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, у Министерства отсутствуют основания для предоставления в собственность бесплатно спорного земельного участка с разрешенным видом использования «под садоводство».
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, ч. 3 ст. 254 ГПК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Судом установлено, что Махонин А.В. 12.12.2011г. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: г.Самара, <адрес> под садоводство.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 27.11.2012г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г.Самара <адрес> для садоводства.
Уведомлением от 3.07.2013г. Махонину А.В. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для садоводства или личного подсобного хозяйства представляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства. Согласно представленной выписки из ЕГРП, заявителю принадлежит земельный участок с целевым использованием «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: г.Самара, <адрес>.
Махонин А.В. просит признать незаконным отказ в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок под индивидуальное жилищное строительство не был приобретен безвозмездно, был приобретен по договору купли-продажи за <данные изъяты>., следовательно, право на бесплатную приватизацию заявитель не использовал.
Между тем, из представленных материалов усматривается, что по договору купли-продажи от 28.11.2006г. Махонин А.В. купил в собственность у С. жилой дом по адресу: г.Самара Кировский район <адрес> за <данные изъяты>.
Право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: г.Самара <адрес> с целевым назначением под индивидуальное жилищное строительство было признано за Махониным А.В. решением Кировского районного суда от 15.06.2010г. и зарегистрировано в ЕГРП 14.11.2011г.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области», уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу ст.28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст.9 Закона Самарской области «О земле», Предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
В силу ч.2.ст.9 Закона Самарской области «О земле» (в ред. Закона Самарской области от 09.04.2012 N 27-ГД, применяемой на момент рассмотрения заявления), Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством:
1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи;
3) для садоводства;
4) для огородничества;
5) для животноводства;
6) для индивидуального жилищного строительства.
Указанные в абзаце первом настоящей части земельные участки могут быть предоставлены гражданину однократно по одному из оснований, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 и 5, и однократно - по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 6.
Указанные в настоящей части земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения, или долей в праве общей собственности на них. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства или личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов предоставляются в собственность граждан бесплатно также при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства, или долей в праве общей собственности на них.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения заявления Махонина А.В. о предоставлении ему в собственность земельного участка было установлено наличие в собственности заявителя другого земельного участка с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: г.Самара, ул.Чекистов, 195, основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для садоводства в собственность бесплатно у Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствовали, в связи с чем оснований для признания действий Министерства по отказу в предоставлении земельного участка незаконными не имеется.
Доводы заявителя о нарушении его прав нарушением сроков рассмотрения заявления не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п.3.3. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, заявитель вправе представить кадастровый паспорт земельного участка самостоятельно. В этом случае запрос министерством не направляется. В двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка министерство принимает решение о предоставлении земельного участка.
В случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Судом установлено, что кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был приобщен на основании заявления Махонина А.В. от 27.03.2013г. Отказано Махонину А.В. в предоставлении земельного участка уведомлением от 3.07.2013г.
Незаконность бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области до принятия решения не обжаловалось.
В настоящее время Махониным В.С. получен отказ в предоставлении земельного участка. При этом нарушение срока рассмотрения заявления на причины отказа влияния не оказали. Признанием Министерства нарушившим сроки рассмотрения заявления права Махонина А.В. по предоставлению ему земельного участка восстановлены быть не могут.
В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Махонина А.В. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, отказа в предоставлении бесплатно земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца.
Председательствующий : Т.А.Маликова
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2013г.