Дело №5-775/16-12
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Петрозаводск 27 сентября 2016 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Лисякова Н. А., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Определением дежурного дежурной части УМВД России по г. Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда направлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.27 КоАП РФ, составленный в отношении Лисякова Н.А., которому инкриминируется мелкое хищение <данные изъяты>, совершенное ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Изучив представленные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно требованиям ст.29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе вопрос о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, правильно ли оформлены иные материалы дела, а также достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу
В соответствии с положениями п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ судья вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материала дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе, а также обеспечивается возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему под расписку. В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются.
Положениями ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы, наряду с другими доказательствами могут быть использованы в процессе доказывания и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном Кодексом. Орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (ст.26.6 КоАП РФ).
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.28.7 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.27 КоАП РФ, обязательно проведение административного расследования, которое представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
По смыслу закона проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Расследование проводится с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении и завершается составлением протокола об административном правонарушении или вынесением определения о прекращении производства по делу.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении Лисякову Н.А. инкриминируется хищение <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Действия Лисякова Н.А. квалифицированы по ч.1 ст.7.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В представленных материалах имеется заявление представителя ООО «Лента» о причиненном ущербе, однако вопреки требованиям ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении сведения о потерпевшем не приведены, данные о вручении ему копии протокола отсутствуют.
Описание инкриминируемого Лисякову Н.А. административного правонарушения не содержит указания на форму вины и способ хищения чужого имущества, сведений о принадлежности похищенного, а также характеристики объекта недвижимости, на котором выявлено хищение, что не позволяет определить сущность предъявленного привлекаемому лицу обвинения и сопоставить его с квалификацией административного правонарушения.
Форма вины и способ хищения определяют условия и основания административной ответственности, поэтому обязательно должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении в целях обеспечения привлекаемому лицу права на защиту от предъявленного обвинения.
Указание при описании события правонарушения лишь адреса места совершения хищения (<адрес>), не позволяет убедиться в характеристиках недвижимого имущества (помещение, хранилище, жилище, прилегающая территория), тем самым проверить правильность правовой оценки содеянного.
Кроме того, представленные материалы свидетельствуют, что административное расследование по настоящему делу вопреки требованиям ч.1 ст.28.7 КоАП РФ фактически не проводилось.
С момента вынесения должностным лицом определения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ процессуальные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, фактически не осуществлялись.
Заявление представителя ООО «Лента» со справкой об ущербе оформлены и получено ДД.ММ.ГГГГ, письменные объяснения кассира ФИО1 и охранника ФИО2 оформлены свидетелями самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день составлены акт изъятия и сохранная расписка о передаче товара на ответственное хранение старшему смены охраны <данные изъяты> ФИО2
То есть представленные доказательства были получены до принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Должностным лицом, в производстве которого находится дело об административным правонарушении, допрос потерпевшего и свидетелей не производился, изъятия вещественного доказательства и приобщение его к материалам дела не осуществлялось.
Порядок опроса потерпевшего и свидетелей определен положениями ст.25.6 КоАП РФ, которая предусматривает обязанность должностного лица, производящего процессуальное действие, предупредить опрашиваемых лиц об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Несоблюдение указанных требований закона на досудебной стадии ставит под сомнение возможность использования собранных доказательств при разбирательстве дела по существу.
Из системного толкования положений ч.4 ст.29.6 КоАП РФ и ст.7.27 КоАП РФ следует, что при передаче судье для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест или обязательные работы, орган, возбудивший дело об административном правонарушении, должен обеспечить отсутствие препятствий его рассмотрения судьей в установленные законом сроки. Невыполнение данного условия препятствует рассмотрению судом дела об административном правонарушении по существу и может являться основанием нарушения предусмотренных ст.24.1 КоАП РФ принципов своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также повлечь нарушение прав привлекаемого лица.
Совокупность выявленных по делу существенных недостатков не может быть устранена в ходе судебного разбирательства и препятствуют судье рассмотреть дело об административном правонарушении с соблюдением требований ч.4 ст.29.6 КоАП РФ, в связи с чем протокол об административном правонарушении в отношении Лисякова Н.А. и иные материалы дела подлежат возвращению в УМВД России по г. Петрозаводску.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лисякова Н. А. в УМВД России по г. Петрозаводску для устранения недостатков.
Копию определения направить участникам производства по делу об административном правонарушении.
Судья Р.Ю. Парамонов