Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4340/2017 ~ М-4000/2017 от 02.06.2017

№ 2-4340/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,

при секретаре Жевнеровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением по следующим основаниям. В ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории Петрозаводского городского округа <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов с координатами <данные изъяты>. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст.45 ГПК РФ полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку с координатами <данные изъяты>, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа <адрес>.

В судебном заседании заместитель Карельского межрайонного природоохранного прокурора Республики Карелия Антонов П.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что сведений о ликвидации свалок не представлено.

Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела. До судебного заседания представили возражения на заявленные исковые требования, полагают себя ненадлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на изменение действующего законодательства, а именно передачу с 01.01.2016 соответствующих полномочий на органы государственной власти субъекта в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, извещены о слушании дела. До судебного заседания представили возражения, полагают, что при отсутствии регионального оператора, региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемы обращения с отходами, у Министерства отсутствуют правовые и материально-технические возможности для ликвидации несанкционированных свалок, при этом ссылаясь на то, что на Министерство не может быть возложена обязанность по ликвидации конкретной несанкционированной свалки, что не относится к их полномочиям, полагают, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на администрацию Петрозаводского округа. В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия просят отказать.

Заслушав пояснения заместителя Карельского межрайонного природоохранного прокурора Республики Карелия, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998).

В силу ч.3 ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Часть 3 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

Законодательным собранием Республики Карелия принят Закон Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления».

В соответствии с п.15 ст.5 указанного закона к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, в том числе относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия» (в редакции, действующей с 01.11.2016) Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов.

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. На основании пп.107 п.10 Постановления Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П (в редакции от 01.11.2016) Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.4 ч.1 ст.11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 данного Закона к вопросам местного значения городского поселения относится организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.

Статья 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, представляющая собой скопление строительных, бытовых отходов, отработанных автомобильных покрышек. Данное обстоятельство также подтверждено актом обследования от 19.05.2017, фототаблицами.

Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

Сведений о том, что земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, передавался в аренду или иное пользование, не имеется.

Согласно п.1 ст.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 03.06.2014 № 27/27-414, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч. 3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.

Статья 4.7 Правил устанавливает, что на территории округа не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов и снега (п.4.7.1 Правил)

Пунктом 2 ст.5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий, с учетом требований о размере территорий, установленных п.п. 9, 10, 13, 15, 16 ст. 5, п.6 ст.21 настоящих Правил.

В соответствии с п.16 ст.5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним территории (согласно договора - п. 2 ст. 5 Правил), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Проанализировав положения действующего законодательства суд полагает, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки лежит как на Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, к полномочиям которого федеральным и региональным законодательством отнесено решение данного вопроса, так и на администрации Петрозаводского городского округа, которая в силу того же законодательства не освобождена от обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению и полагает необходимым обязать администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа <адрес> с координатами <данные изъяты> в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

То обстоятельство, что пунктом 3 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» предусмотрены переходные положения, согласно которым соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года, не влечет отсрочку исполнения названного Федерального закона, вступившего в законную силу 29.12.2016, либо возможность его неприменения судом.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 395 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку с координатами <данные изъяты>, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.М.Бингачова

Мотивированное решение изготовлено 21.06.2017.

2-4340/2017 ~ М-4000/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Бингачова Е.М.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
02.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2017Передача материалов судье
06.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2017Судебное заседание
21.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2017Дело оформлено
21.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее