Дело № 12-223/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Волгоград 16 сентября 2020г.
Судья Советского районного суда г. Волгограда Фадеева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Скворцова Сергея Александровича на постановление государственного инспектора ОЛЛР №1 Управления Росгвардии по Волгоградской области Ф.И.О.4 по делу об административном правонарушении от 18 июня 2020 № 34ЛРР002180620060063, предусмотренном частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Скворцова С.А.,
установил:
На основании постановления инспектора государственного инспектора ОЛЛР №1 Управления Росгвардии по Волгоградской области Ф.И.О.4 от 18 июня 2020 Скворцов С.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Скворцов С.А. обратился с настоящей жалобой в суд, в которой оспаривает законность и обоснованность принятого по делу решения, ставя вопрос о его отмене и прекращении производства по делу.
В обосновании поданной жалобы, ее автор указывает, что 05.02.2020 года он изменил место регистрации на территории г. Волгограда, но продолжил проживать вместе со своей семьёй на территории Дзержинского района Волгограда по-прежнему месту своей регистрации, где и хранил в сейфе, имеющееся у него оружие, в связи с чем, полагает, что у него отсутствовала обязанность поставить на учет оружие по новому месту регистрации, поскольку фактически место жительства он не изменял.
Также заявитель обращает внимание на допущенные процессуальные нарушения закона, выразившиеся в его привлечении за сроками давности, предусмотренными статьи 4.5 КоАП РФ.
В судебном заседании Скворцов С.А. и его защитник – Ф.И.О.3, допущенный судом по ходатайству, изложенные в жалобе доводы поддержали, на ее удовлетворении настаивали. По существу рассматриваемого дела суду пояснили, что сделанные инспектором выводы о том, что оружие хранилось Скворцовым С.А. на территории Советского района Волгограда по новому месту его регистрации, являются ошибочными, так как после получения новой регистрации, оружие продолжало храниться по месту жительства в Дзержинском районе, а по месту регистрации новый сейф был куплен и установлен им только в июне 2020 года, о чём свидетельствует проведённый осмотр участковым уполномоченным полиции. О том, что его будут привлекать к административной ответственности, Скворцов С.А. узнал только при посещении лицензионного отдела Советского района Волгограда, когда явился с целью перерегистрации оружия по новому месту жительства.
Допрошенный в судебном заседании инспектор Ф.И.О.4, изложенные обстоятельства в оспариваемом постановлении подтвердил, просил в удовлетворении поданной жалобы отказать, считая принятое им решение законным и обоснованным.
Исследовав представленный материал, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления Скворцовым С.А. была получена 18 июня 2020 года.
Настоящая жалоба была направлена почтой 23 июня 2020, то есть в установленные законом сроки.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Согласно части 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 данной статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям (статьи 9-13, 14-15 и др.).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 июня 2012 года № 16-П, такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учёта и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150- ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814.
В силу пунктов 54 и 62 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия; ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Как следует из материалов дела, 05 февраля 2020 года Скворцов С.А. был снят с регистрационного учёта по месту проживания: адрес в этот же день поставлен на регистрационный учёт по адресу: адрес, что заявителем в судебном заседании не оспаривалось.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150- ФЗ «Об оружии» приобретённые гражданином Российской Федерации огнестрельное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения и охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж, охотничье метательное стрелковое оружие подлежат регистрации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. В случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обязан обратиться в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, с заявлением о постановке на учёт принадлежащего ему оружия (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 280-ФЗ).
Вместе с тем, при изменении места жительства Скворцов С.А. требований статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150- ФЗ, не выполнил, что послужило основанием для вынесения в отношении него оспариваемого постановления.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Скворцова С.А. подтверждены совокупностью доказательств: копией постановления по делу об административном правонарушении от 18.06.2020г. по ч.4 ст.280.8 КоАП РФ, в котором описаны обстоятельства совершенного правонарушения, указано, что наличие события не оспаривается, копией протокола изъятия оружия от 18.06.2020г., согласно которому у Скворцова С.А, было изъято оружие до устранения выявленных недостатков при его хранении, копией квитанции о получении на хранение указанного оружия сотрудником отдела полиции №6, копией разрешения на хранение и ношение оружия на Скворцова С.А. от 07.10.2015г., согласно которому место жительства указано: адрес, копией паспорта Скорцова С.А., согласно которой с 05.02.2020г. он зарегистрирован по адресу: адрес, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Как следует из оспариваемого постановления, оно вынесено по правилам части 1 статьи 28.6 КоАП РФ, то есть без его оспаривания лицом, в отношении которого принято должностным лицом решение о привлечении его к административно ответственности.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Скворцова С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 КоАП РФ выразившегося в нарушении им правил хранения оружия.
Доводы заявителя и его защитника об отсутствии оснований для вынесения оспариваемого постановления, в связи с фактическим проживанием по месту предыдущей прописки, где у Скворцова С.А. зарегистрировано оружие, судом отклонятся как основанное на неверном толковании Федерального закона от 13.12.1996 № 150 – ФЗ и в частности его статьи 13, в соответствии с которой в случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обязан обратиться в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, с заявлением о постановке на учёт принадлежащего ему оружия.
Ссылки заявителя и его защитника на положения ст.20 ГК РФ определяющие, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, как на освобождающие Скворцова С.А. от обязанности выполнения требований ст.13 ФЗ «Об оружии» основаны на неверном токовании норма права и несостоятельны, исходя из следующего.
Статьей 20 Гражданского кодекса РФ закреплено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичные положения закреплены в абзаце 2 пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713.
Согласно статьям 1 и 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-п также даны разъяснения о том, что регистрация по месту жительства необходима для урегулирования административно-правовых отношений и имеет своей целью административный учет, носящий уведомительный характер.
Под регистрацией гражданина по месту жительства понимается его постановка на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке сведений о месте жительства гражданина и о его нахождении в данном месте жительства (абз. 4 ст. 2абз. 4 ст. 2 Закона N 5242-1).
Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства (ст. 7 Закона N 5242-1; пп "а" п. 31 Правил N 713).
Конституционный Суд РФ в своём Определении от 05.10.2000 N 199-О указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 ГК Российской Федерации, так и в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах.
Таким образом, именно регистрация является существенным условием для разграничения понятий "место жительства" и "место пребывания" в законодательстве. С регистрацией непосредственно связан объем правового содержания (прав и обязанностей) гражданина. В этой связи, исходя из положений, в том числе и ст.20 ГК РФ, на которую ссылаются заявители, местом жительства определяется место, где гражданин проживает в соответствии с регистрацией.
Необоснованны и доводы заявителя и его защитника об истечении сроков давности привлечения Скворцова С.А. к административной ответственности, по следующим основания.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, составляет два месяца.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Скворцова С.А. дела об административном правонарушении, имели место 18 июня 2020 года, а поскольку данное правонарушение является длящимся, срок давности исчисляется с момента выявления допущенных нарушений, так как законом предписано, что именно на владельце оружия лежит обязанность сообщать в орган контроля информацию о своем новом месте жительства. Поскольку данная информация стала известна должностному лицу органа уполномоченного на составление протоколов об административных правонарушениях, 18 июня 2020 года, следовательно, с этой даты исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу, который на момент вынесения оспариваемого постановления, не истёк.
В связи с чем, утверждение заявителя о том, что срок давности необходимо исчислять с даты регистрации владельца оружия по новому месту жительства, противоречит требованиям действующего КоАП РФ.
Содержание оспариваемого постановления должностного лица, вопреки утверждению в жалобе, в полной мере отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, содержит в себе помимо прочих обязательных сведений, перечисленных в статье 29.10 КоАП РФ, указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, относящиеся к событию вменённого в вину Скворцову С.А. правонарушения, сведения о разъяснении процессуальных прав последнему.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях Скворцова С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других, названных выше нормативно-правовых актов, не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание Скворцову С.А. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции части 4 статьи 20.8 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Скворцова С.А. к административной ответственности не нарушены.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление инспектора государственного инспектора ОЛЛР №1 Управления Росгвардии по Волгоградской области Ф.И.О.4 по делу об административном правонарушении от 18 июня 2020 года № 34ЛРР002180620060063 в отношении Скворцова Сергея Александровича по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ – оставить без изменения, а поданную им жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, в течение 10 суток с момента получения копии решения в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г.Волгограда.
Судья: подпись С.А. Фадеева