Дело 2-7312/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2013 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Костиной В.А.,
с участием адвоката Лиллепео В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО3 о признании утратившим право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с указанным иском к ФИО3
Исковые требования мотивированы тем, что она проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с 31.05.2002 года, оплачивает жилое помещение и коммунальные услуги.
Квартира является муниципальной, расположена на первом этаже двухэтажного
жилого дома.
В указанной квартире ранее проживала ее бабушка ФИО2, 15.07.1922 г.р., являвшаяся нанимателем (квартиросъемщиком) данного жилого помещения. Она умерла 11.11.2011 года. Истица являлась членом семьи бабушки ФИО2 и вела с ней общее хозяйство вплоть до ее смерти.
ФИО2 являлась нанимателем (квартиросъемщиком) данной квартиры на основании ордера №546 от 18.04.1964 г. (решением ГИК №398 от 21.08.1985 г. номер дома с №3 сменен на №9 по ул.Новгородской).
В квартире также зарегистрирован ФИО3, 07.07.1976 г.р., внук ФИО2 (двоюродный брат истицы).
Он был зарегистрирован по данному адресу 03.11.1993 г. по месту жительства своего отца - ФИО7, но в квартире не жил, приходил лишь в гости, затем был снят с регистрационного учета 26.04.2000 г. в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы, затем был вновь зарегистрирован 13.05.2004 г., но в квартиру он не вселялся, его фактическое место жительства неизвестно.
Ранее ФИО2 обращалась в Ленинский районный суд г.Ульяновска с иском к ФИО3 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.09.2011 года по делу №2-5903/11 в удовлетворении иска ФИО2 к ФИО3 о признании утратившим право на жилое помещение, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета было отказано.
В названном решении суд установил, что на дату вынесения решения 29.09.2011 г. «при рассмотрении дела обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчик добровольно выехал из жилого помещения и приобрел право пользования другим жилым помещением, не установлены. Как следует из объяснений представителя истца, истец [ФИО2] боялась впускать ответчика в квартиру, так как был случай, что он приносил в квартиру ворованные вещи. Согласно сведениям ИЦ УВД по Ульяновской области 8 июня 1999 г. ответчик был осужден к лишению свободы, освободился 9 апреля 2004 г. Какие-либо доказательства, подтверждающие намерение ответчика отказаться от пользования жилым помещением, истцом не представлены».
Таким образом, на дату вынесения решения от 29 сентября 2011 г. суд указал, что «основания для признания ответчика утратившим право на жилое помещение по адресу: <адрес> выселении отсутствуют».
После вынесения указанного судебного решения прошло два года.
За указанный истекший период никаких препятствий ответчику во вселении в квартиру и в пользовании квартирой не имелось. Однако он (ответчик ФИО3) в указанной квартире по адресу: <адрес>, ни разу не появлялся, в квартиру не вселялся, никаких его вещей (имущества) в квартире не имеется, его отсутствие в жилом помещении носит добровольный характер, является постоянным, жилое помещение и коммунальные услуги он не оплачивает, своих обязанностей по договору социального найма по оплате жилого помещения и коммунальных услуг он не исполняет.
Таким образом, ФИО3 отказался в одностороннем порядке от своих прав и обязанностей по договору социального найма в отношении указанного жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
С учетом изложенного считает, что ответчик ФИО3 утратил право пользования жилым помещением по договору социального найма - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о добровольном выезде (отсутствии) ответчика из жилого помещения в другое место жительства, об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, считает, что ее исковые требования подлежат удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Полагает также, что как утративший право пользования жилым помещением, ФИО3 подлежит снятию с регистрационного учета в данной квартире.
Просила признать ФИО3 утратившим право пользования жилым помещением по договору социального найма - квартирой, расположенной по адресу: <адрес> (со снятием его с регистрационного учета по указанному адресу).
В судебное заседание истица ФИО4 не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Адвокат истца – ФИО6 в судебном заседании доводы иска поддержал.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени судебного разбирательства был извещен.
Представитель третьего лица УФМС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
С учетом мнения адвоката истца, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав адвоката истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ за № 14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ) Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ). При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности. Нанимателем указанного жилого помещения являлась ФИО2, которая умерла 23.11.2011 года. Истица ФИО4 является внучкой ФИО2 и зарегистрирована в свопрном жилом помещении по месту жительства. Кроме нее в жилом помещении с 13.05.2004 года зарегистрирован ответчик ФИО3, также являющийся внуком ФИО2
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой формы 8.
В силу ч. 1 ст. 83 Жилищного кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ, в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ за № 14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29.09.2011 года, вступившим в законную силу, ФИО2 было отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО3 о признании утратившим право на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета.
С момента вынесения решений суда прошло более двух лет.
В ходе рассмотрения дела установлено, что после вынесения судебного решения от 29.09.2011 года ответчик ФИО3 в спорную квартиру не вселялся, свои права на пользование данным жилым помещением добровольно не реализовал, в жилое помещение не вселялся, вещей не завозил.
При этом, каких-либо доказательств вселения в спорное жилое помещение и/или того, что истица, либо ФИО2 чинили ему препятствия в пользовании жилым помещением после вынесения решения суда ответчик не представил.
Напротив, из показаний допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10 усматривается, что ответчик в спорном жилом помещении не проживает, его вещей в квартире не имеется. Попыток вселиться не предпринимал.
По мнению суда, ответчик, желая проживать в спорном жилом помещении, мог воспользоваться своим правом, а при наличии препятствий со стороны истицы в пользовании обратиться в суд с соответствующим иском, однако он этого своевременно не сделал, что говорит об отсутствии у него намерения использовать данное жилое помещение по прямому назначению.
При таком положении, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО4 о признании ФИО3, утратившим право пользования жилым помещением в связи с расторжением с ним договора социального найма по основанию ч. 3 ст. 83 ЖК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Признать ФИО3 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ФИО3 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.