Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Иланский
Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гребневой И.К.,
ответчика –главы Далайского сельского совета ФИО1,
при секретаре Коровиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского совета Иланского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского совета Красноярского края о возложении обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку. Требования мотивированы тем, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края. Официальная информация о расположении несанкционированных свалок получена посредством запросов в органы исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, в органы местного самоуправления, а также посредством уточнения местоположения несанкционированных свалок по космическим снимкам. Были определены их координаты, а также географическая привязка. На основании предоставленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» на территории Иланского района Красноярского края в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> сельского совета обнаружены следующий объекты с нарушениями организационно-правового характера, а именно, с отсутствием разрешающей документации: Сельская свалка в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,5 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> на расстоянии 0,35 км. Сельская свалка в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,2 км., ближайший водный объект – река <адрес> на расстоянии 0,5 км. Сельская свалка в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,5 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> на расстоянии 0,15 км. Сельская свалка в <адрес>-Отрез: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,2 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> приток реки Кан на расстоянии 0,5 км. Сельская свалка в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,3 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> на расстоянии 0,3 км. Объекты расположены на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует. До настоящего момента администрация <адрес> сельского совета, как собственник объектов, не предприняло мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названные объекты, как на полигоны ТБО. Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод. Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей. Администрацией <адрес> сельского совета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком неисполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Просят обязать администрацию <адрес> селсьского совета в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В судебное заседание представитель истца Переславцев А.В., действующий по доверенности, не явился. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Глава Далайского сельского совета ФИО1 иск признал, подтвердил, что указанные свалки действительно имеются, в исковом заявлении местоположение их указанно верно. В настоящий момент указанные свалки ликвидированы, однако администрация <адрес> сельсовета не может предоставить документального подтверждения вывоза отходов со свалок на полигон для их дальнейшего уничтожения.
Выслушав ответчика, исследовав в полном объеме материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено,
что: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Также статьёй 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) сбор отходов: Деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа).
Транспортирование отходов: Деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).
Кроме того, указанные объекты не являются полигоном ТБО, так как не отвечают гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01»).
В соответствии с названным Постановлением от 30.05.2001 № 16 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1 раздела 2 Постановления).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам ( пункт 2.2. раздела 2 Постановления).
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В судебном заседании установлено, что указанные свалки находится на территории <адрес> сельского совета Иланского района Красноярского края, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Администрацией <адрес> сельского совета Иланского района Красноярского края не принято должных мер для исполнения названных выше требований федеральных законов, не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Представителем ответчика в судебное предоставлены следующие документы: договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого между администрацией <адрес> сельсовета в лице его главы ФИО1 и ИП ФИО2 заключен договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; акты о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых свалки в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> ликвидированы; фотографии, на которых показано место свалок до их ликвидации и после. Однако, суд, изучив представленные документы, полагает их наличие недостаточным для установления факта вывоза бытовых отходов и ликвидации свалок, так как чуду не представлены доказательства, подтверждающие факт вывоза бытовых отходов со свалок в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную экологическую среду, на ее защиту от негативного воздействия. На благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Бездействие администрации <адрес> сельского совета Иланского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду. Процесс разложения отходов (гнилые доски, пластиковые бутылки и тара, бытовой мусор, отходы) привлекает грызунов, по свалке ходят бродячие животные, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация <адрес> сельского совета Иланского района Красноярского края незаконно бездействовала в сфере соблюдения и исполнения законодательства в сфере обеспечения благополучия населения и охраны окружающей среды.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию <адрес> сельского совета Иланского района Красноярского края в 3-х месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать несанкционированные свалки отходов потребления, расположенные в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,5 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> на расстоянии 0,35 км.; в <адрес>: №" с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,2 км., ближайший водный объект – река <адрес> на расстоянии 0,5 км.; в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,5 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> на расстоянии 0,15 км.; в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,2 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> приток реки <адрес> на расстоянии 0,5 км.; в <адрес>: № с.ш. № в.д., ближайший населенный пункт – <адрес> на расстоянии 0,3 км., ближайший водный объект – ручей <адрес> на расстоянии 0,3 км., и организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Иланский райсуд в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий: И.К. Гребнева