№ 2- 237/5- 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2019 года г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Василенко И.В.
при секретаре Гороховой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчук Евгения Сергеевича, Кареловой Майи Николаевны к ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» и МЧС России о взыскании задолженности по выплате материальной помощи и компенсации морального вреда,
Р Е Ш Е Н И Е
Истцы Ковальчук Е.С., Карелова М.Н. обратились в суд с исковым заявлением к ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» и МЧС России о взыскании задолженности по выплате материальной помощи за 11 месяцев 2016 года, с января по ноябрь включительно, и за 5 месяцев 2018 года, с мая по сентябрь включительно, всего в сумме 128065 рублей каждому, и компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей каждому. Исковое требование мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истцы состоят в трудовых отношениях с ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области», на основании приказа и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, в должностях инженеров отдела организации взаимодействия (с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями). Согласно справки серии МСЭ-016 № от ДД.ММ.ГГГГ, Ковальчук Е.С. является инвалидом 1 группы <данные изъяты>, инвалидность установлена <данные изъяты>. В силу справки серии МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ, Карелова М.Н. является инвалидом 1 группы <данные изъяты>, инвалидность установлена <данные изъяты>.
Решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер ежемесячной материальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья на уровне одного должностного оклада в месяц. Указанная материальная помощь оказывается ежемесячно лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим группу инвалидности, определенную установленным порядком, и зачисленным на штатную должность в организацию (учреждение) приказом руководителя этой организации (учреждения). Выплата материальной помощи производится одновременно с выплатой заработной платы в течение всего периода их работы в организации (учреждении) из фонда оплаты труда работников этой организации (учреждения). Однако, в результате отсутствия финансирования со стороны МЧС России материальная помощь выплачивалась нерегулярно, что привело к нарушению прав Ковальчука Е.С., Кареловой М.Н.
Истцы полагают, что данная выплата является обязательной, подлежит выплате ежемесячно и, на основании ст.ст. 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, просят взыскать с ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» и МЧС России задолженность за 11 месяцев 2016 года с января по ноябрь включительно и за 5 месяцев 2018 года с мая по сентябрь включительно, всего в общей сумме 128065 рублей каждому солидарно; взыскать с ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области», МЧС России компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей каждому солидарно.
Представитель истцов по доверенности Лаптев ЮА в ходе судебного заседания поддержал исковые требования, с учетом их уточнения и просил их удовлетворить.
Представители ответчиков ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» по доверенностям Аверичева О.С., Разумова Н.В., Иванова Е.В. и МЧС России по доверенности Барабаш Е.А. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к отзыву. Считают, что истцом пропущен срок обращения в суд о взыскании сумм материальной помощи за период январь-ноябрь 2016 года и компенсации морального вреда. Согласно искового заявления истцы с 2014 года знали о письме МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении размера ежемесячной материальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. При неполучении материальной помощи в январе-сентябре 2016 года, они вправе были обратиться в суд в течение трех месяцев с ДД.ММ.ГГГГ, но своим правом в указанный период истцы не воспользовались. По периоду октябрь-ноябрь 2016 года, годичный срок для обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ также пропущен. По существу заявленных требований сослались на то, что ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» является федеральным казенным учреждением, финансируется из средств федерального бюджета и выполняет свои обязательства в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Согласно трудового законодательства материальная помощь не является обязательной выплатой, а письмом статс-секретаря МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, которое не является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти или локальным правовым актом учреждения, установлен размер ежемесячной материальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья на уровне одного должностного оклада с ДД.ММ.ГГГГ С учетом вышеуказанного письма, ежемесячная материальная помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья доводилась МЧС Россиив 2014 и 2015 годах путем дополнительного финансирования сверх расчетного фонда оплаты трудав сумме, необходимой для указанной выплаты, а ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» выплачивалась Кареловой М.Н. и Ковальчуку Е.С. в доведенном объеме. Однако, начиная с 2016 года дополнительного финансирования на выплату ежемесячной материальной помощи МЧС России не выделялось. Поскольку ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» является федеральным казенным учреждением, в соответствии с ч.2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Письмом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью министра МЧС России ФИО5 действие письма МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № отменено.
Коллективным договором ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» с периодом действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено оказание материальной помощи работникам на постоянной основе при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств (п.5.20). Работодатель оказывает материальную помощь работникам при наличии экономии фонда оплаты труда (п. 4.10 Положения об оплате труда работников, утвержденного приказом ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» от ДД.ММ.ГГГГ №). В 2016 году дополнительного финансирования на выплату материальной помощи не доводилось, в тоже время, Ковальчуку Е.С. и Кареловой М.Н. оказывалась материальная помощь. В 2018 году истцы также неоднократно были премированы приказами ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что приказом ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» от ДД.ММ.ГГГГ № Карелова Майя Николаевна принята на должность инженера отдела организации взаимодействия (с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» на основную работу, постоянно, на неполную рабочую неделю (понедельник, среда, пятница) на неполный рабочий день – 4 часа 12 минут (перерыв 30 минут), с должностным окладом 8 222,00 руб.
Приказом ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» от ДД.ММ.ГГГГ № Ковальчук Евгений Сергеевич принят на должность инженера 2 категории отдела организации взаимодействия (с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» на основную работу, постоянно, на неполную рабочую неделю (понедельник, среда, пятница) на неполный рабочий день 4 часа 12 минут (перерыв 30 минут), с должностным окладом 8 222,00 руб.
На основании справки серии МСЭ-016 № от ДД.ММ.ГГГГ, Ковальчук Е.С. является инвалидом 1 группы <данные изъяты>, инвалидность установлена <данные изъяты>.
Согласно справки серии МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ, Карелова М.Н. является инвалидом 1 группы <данные изъяты>, инвалидность установлена <данные изъяты>.
В соответствии с письмом Статс-секретаря - заместителя министра МЧС России ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим группу инвалидности, и зачисленным на штатную должность приказом руководителя организации, с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер материальной помощи на уровне одного должностного оклада в месяц. Выплата данной материальной помощи производится из фонда оплаты труда работников организации. Письмом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № действие письма МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № отменено.
Представителем ответчика в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска в части взыскания задолженности по выплате материальной помощи за период январь-ноябрь 2016 года и компенсации морального вреда, ввиду пропуска срока обращения в суд.
Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ, согласно которой в редакции статьи, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, работник имел право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В редакции статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей после ДД.ММ.ГГГГ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Получая ежемесячно заработную плату истцы в соответствующем текущем месяце могли и должны были знать правильно ли им исчислен размер заработной платы и о том, что отдельно начисление материальной помощи не производилось. Также, они могли в этом убедиться ознакомившись с расчетными листками. Кроме того, из текста самого искового заявления следует, что истцам было известно о письме МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении размера ежемесячной материальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, 3-месячный срок за период январь-сентябрь 2016 года начался с 30 января 2016 года, а годичный срок для обращения в суд за период октябрь-ноябрь 2016 года истекает с 30 октября 2016 года.
С иском в суд истцы обратились 31 октября 2018 года, то есть по истечении 3-месячного, и годичного срока, со дня когда они должны были узнать о невыплате им материальной помощи.
При этом, представителем истцов в судебном заседании не представлены уважительные причины пропуска истцами соответствующих сроков обращения в суд, он указал, что данный срок не пропущен, поскольку о нарушении своих прав истцы узнали только из ответа, полученного в сентябре 2018 г., после чего сразу же обратились в суд.
Согласно положений Устава ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области», утвержденного приказом МЧС России от 27.09.2011 № 545, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» находится в ведении МЧС России, его учредителем является Российская Федерация, полномочия учредителя осуществляет МЧС России, организационно-правовая форма – федеральное казенное учреждение. Руководство деятельностью ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» осуществляет в установленном порядке Главное управление МЧС России по Курской области.
Финансовое обеспечение деятельности ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с п. 4.5 Устава, ЦУКС составляет и представляет в установленном порядке на утверждение МЧС России бюджетные сметы на очередной год. Источниками формирования финансовых средств учреждения являются средства федерального бюджета (п. 4.2 Устава). Согласно ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оплата труда работников ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» регулируется приказом МЧС России от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» и включает в себя: должностной оклад, выплату за стаж непрерывной работы (ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет), надбавку за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативной технической готовности), специальный режим работы, сложность и напряженность, ежемесячную премию.
В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Материальная помощь не входит в определение заработной платы и не является обязательной выплатой.
В соответствии с п. 7 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России», при наличии фонда экономии заработной платы, работникам может быть оказана материальная помощь.
Согласно положениям ч. 7 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами. В то же время, информационное письмо МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № не является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти или локальным правовым актом учреждения, не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования рассматриваемых правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. Действие письма от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено письмом Министра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
По своей правовой природе, материальная помощь является компенсационной выплатой, не являющейся обязательной, гарантированной и безусловной выплатой. Решение о выплате материальной помощи, относится к исключительному праву работодателя и не является обязанностью.
Коллективным договором ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» с периодом действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено оказание материальной помощи работникам ЦУКС на постоянной основе при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств (п. 5.20)
Работодатель оказывает материальную помощь работникам при наличии экономии фонда оплаты труда (п. 4.10 Положения об оплате труда работников ЦУКС).
Как подтверждается материалами дела, на протяжении 2016, 2018 годов истцы Ковальчук Е.С. и Карелова М.Н. были неоднократно премированы руководством ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» (2016 год: приказ от ДД.ММ.ГГГГ №– 1 800 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ № – 10400 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ № – 23500 рублей/ 2018 год: приказ от ДД.ММ.ГГГГ № – 15000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ № – 10000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ № – 5000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ № – 16444 рубля; от ДД.ММ.ГГГГ № – 18000 рублей). Нарушений при осуществлении выплат всему личному составу ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» не допущено, что подтверждают акты проверок органов финансового контроля и надзора.
Согласно ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – 181-ФЗ) для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда, что соблюдено в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области». Истцам Кареловой М.Н. и Ковальчуку Е.С. установлена неполная рабочая неделя – не более 20 часов (рабочий день составляет 4 часа 12 минут (перерыв – 30 минут)). При этом, размер заработной платы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудоустроенными в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области», соответствует размеру заработной платы работников, занятых на полный рабочий день.
Таким образом, права инвалидов в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» реализуются в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, и материалами дела.
Свое исковое требования истцы мотивируют тем, что невыплата ежемесячной материальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в 2016 и 2018 годах является незаконным действием ответчиков и нарушает права истцов. Однако, в судебном заседании истцами не было представлено доказательств того, что работодателем были совершены какие-либо незаконные действия в рамках оплаты труда инвалидов в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области».
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Кареловой М.Н., Ковальчука Е.С. по существу заявленных требований, так и пропуска срока обращения в суд в части взыскания задолженности по выплате материальной помощи за период январь-ноябрь 2016 года и взыскании компенсации морального вреда, являющейся производным от заявленных требований.
При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истцов Кареловой М.Н., Ковальчука Е.С. к ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» и МЧС России о взыскании материальной помощи в размере 128065 рублей каждому и компенсации морального вреда в размере 10000 рублей каждому не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Ковальчука Евгения Сергеевича, Кареловой Майи Николаевны к ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области» и МЧС России о взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Курска. – 21.01.2019 года.
Судья И.В. Василенко