Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1551/2021 ~ М-1169/2021 от 13.05.2021

Дело № 2-1551/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2021 года      город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

с участием прокурора Советского района г.Орла Капустянской Г.В.,

представителя ответчика Ермаковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орла в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом и взыскании денежных средств,

установил:

прокурор Советского района г.Орла обратился в суд в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом и взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, наблюдается в БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 2». Состоит на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>».

ФИО1 является ребенком - инвалидом, отнесен к числу лиц, имеющих право на льготное предоставление лекарственных препаратов, относится к федеральному регистру льготного лекарственного обеспечения. Так, ФИО1 в соответствии с выпиской из истории болезни назначен к применению «<данные изъяты>» 1 мг месячная потребность 60 мг, «<данные изъяты>» 125 мг месячная потребность 375 мг, «<данные изъяты>» 1 таб. в сутки курсами при выявлении в крови <данные изъяты>» 3 мг, «<данные изъяты>» 10 мг, месячная потребность 300 мг, «<данные изъяты>» 12,5 мг месячная потребность 750 мг, «<данные изъяты> месячная потребность 60 таб., «<данные изъяты>» 30 мкг 1 раз в неделю при сниженном гемоглобине.

При этом, лекарственный препарат «<данные изъяты>» 50 мг №*** с 09.07.2021 по 11.02.2021 БУЗ ОО «Детская поликлиника №2» ФИО1 не выписывался и не он обеспечивался в соответствии с месячной потребностью в данном лекарственном препарате. Кроме того, лекарственный препарат «<данные изъяты> 250 мг № 100 ФИО1 с 01.01.2020 по 14.09.2020 не выписывался и не обеспечивался. В 2021 году вышеуказанный препарат так же не был выписан ФИО1 в необходимом количестве. На лекарственные препараты «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» 12,5 мг, «<данные изъяты>» 30 мкг, «<данные изъяты>» 10 мг ФИО1. рецепты не были выписаны и соответственно указанными лекарствами он не обеспечен.

Указанные лекарственные препараты являются жизненно необходимыми для Сотникова М.А. т.к. в случае, если они не будут получены, это крайне отрицательно скажется на состоянии его здоровья, в том числе может привести к сокращению срока жизни пациента.

В связи с тем, что лекарственные препараты «<данные изъяты>» 10 мг, «<данные изъяты> 30 мкг являются для ФИО1 жизненно необходимыми, законному представителю Сотниковой Л.С. пришлось приобрести их за счет собственных денежных средств: кассовый чек от 21.07.2020 № 0019 «<данные изъяты>» 10 мг на сумму 5871, 59 рублей, кассовый чек № 807182 от 17.07.2021 на покупку «<данные изъяты> 30 мкг на сумму 7500 рублей.

В связи с этим прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить бесплатное предоставление ФИО1 лекарственных препаратов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» вплоть до отмены лечащим врачом. Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Сотниковой Л.С. расходы в размере 13371,59 руб.

В судебном заседании прокурор Советского района г.Орла Капустянская Г.В. требования уточнила, просила суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить предоставление ФИО1 лекарственных препаратов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» вплоть до отмены лечащим врачом. Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО2 расходы в размере 13371,59 руб.

Представитель ответчика по доверенности Ермкова А.О., не оспаривая право ФИО1 на обеспечение медицинским препаратом, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что предоставление лекарства в льготном порядке не представилось возможным ввиду отсутствия достаточного финансирования.

Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, не явились.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 6.1, п. 1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федерального закона № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 N328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).

При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, наблюдается в БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 2».

Состоит на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>».

ФИО1 является ребенком - инвалидом, отнесен к числу лиц, имеющих право на льготное предоставление лекарственных препаратов, относится к федеральному регистру льготного лекарственного обеспечения.

Так, ФИО1 в соответствии с выпиской из истории болезни назначен к применению «<данные изъяты>» 1 мг месячная потребность 60 мг, «<данные изъяты>» 125 мг месячная потребность 375 мг, «<данные изъяты>» 1 таб. в сутки курсами при выявлении в крови <данные изъяты>» 3 мг, «<данные изъяты> 10 мг, месячная потребность 300 мг, «<данные изъяты>» 12,5 мг месячная потребность 750 мг, «<данные изъяты>» месячная потребность 60 таб., «<данные изъяты>» 30 мкг 1 раз в неделю при сниженном гемоглобине.

Указанные обстоятельства подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель Тимошина Л.Г., которая также показала, что данный перечень сохраняет свою актуальность и жизненно необходим ребенку, за исключением препарата «<данные изъяты>», который не подошел пациенту.

При этом, лекарственный препарат <данные изъяты>» 50 мг № 30 с 09.07.2021 по 11.02.2021 БУЗ ОО «Детская поликлиника №2» ФИО1 не выписывался и не он обеспечивался в соответствии с месячной потребностью в данном лекарственном препарате.

Кроме того, лекарственный препарат «<данные изъяты>» 250 мг № 100 ФИО1 с 01.01.2020 по 14.09.2020 не выписывался и не обеспечивался. В 2021 году вышеуказанный препарат так же не был выписан ФИО1 в необходимом количестве.

На лекарственные препараты «<данные изъяты> 1 мг, «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» 12,5 мг, «<данные изъяты>» 30 мкг, «<данные изъяты>» 10 мг ФИО1 рецепты не были выписаны и соответственно указанными лекарствами он не обеспечен.

Указанные лекарственные препараты являются жизненно необходимыми для ФИО1 т.к. в случае, если они не будут получены, это крайне отрицательно скажется на состоянии его здоровья, в том числе может привести к сокращению срока жизни пациента.

В связи с тем, что лекарственные препараты «<данные изъяты>» 10 мг, «<данные изъяты>» 30 мкг являются для ФИО1 жизненно необходимыми, законному представителю Сотниковой Л.С. пришлось приобрести их за счет собственных денежных средств: кассовый чек от 21.07.2020 № 0019 «<данные изъяты>» 10 мг на сумму 5871, 59 рублей, кассовый чек № 807182 от 17.07.2021 на покупку «<данные изъяты>» 30 мкг на сумму 7500 рублей.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена среди прочего организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

На территории Орловской области полномочием по осуществлению разработки и реализации государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения наделен Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 5.4 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399).

В пункте 5.7 указанного Положения на Департамент здравоохранения Орловской области возложено в частности полномочие по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить уточненные исковые требования.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (далее - Конвенция о правах ребенка), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка).

Согласно ст. 24 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 (далее - Конвенции о правах инвалидов) принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Советского района г.Орла в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом и взыскании денежных средств – удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, лекарственными препаратами «<данные изъяты> «<данные изъяты> «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом.

Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Сотниковой Л.С. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственных препаратов 13371,59 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения – 09.07.2021.

Судья                                  Ю.С. Самойлова

2-1551/2021 ~ М-1169/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Советского района г.Орла в инт
Сотников Максим Андреевич
Сотникова Лидия Сергеевна законный представитель Сотникова Максима Андреевича
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Департамент финансов Орловской области
БУЗ Орловской области "Детская поликлиника №2"
ГУП ОО «Орелфармация»
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Самойлова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2021Дело оформлено
22.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее