Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1210/2013 ~ М-1324/2013 от 23.10.2013

Дело № 2- 1210/2013г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                      с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                            Дубровского И.Н.,

при секретаре                                                         Гофман А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой Светланы Владимировны к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области и администрации Ивановского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации,

    У С Т А Н О В И Л:

    Беляева С.В. обратилась в суд с иском к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области и администрации ивановского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка) на территории Среднебельского сельсовета, ее земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был подтоплен. В результате подтопления, было испорчено принадлежащее ей имущество, пострадал огород. Данное обстоятельство подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ года. Принимая во внимание факт ее постоянного проживания в указанном доме, порчи принадлежащего ей имущества, она обратилась в администрацию Среднебельского сельсовета с заявлением о включении е в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Поскольку имущество по месту ее жительства было повреждено в связи с наводнением, которое относится к чрезвычайной ситуации, полагает, что имеет право на компенсацию причиненного ей ущерба. Просят признать Беляеву Светлану Владимировну пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории Амурской <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Среднебельского сельсовета включить Беляеву Светлану Владимировну в списки граждан, пострадавших и результате чрезвычайной ситуации. Кроме того, просит суд обратить решение к немедленному исполнению.

Ответчиком - администрацией Ивановского района Амурской области на исковое заявление Беляевой С.В. представлено письменное возражение от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указывается, что из искового заявления следует, что в результате подтопления пострадали овощи, данный факт подтверждается актом обследования. Принимая данный факт во внимание, просят суд признать их пострадавшими и выплатить компенсацию причиненного ущерба, с данными доводами не согласны в полном объеме, по следующим основаниям. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010 г. № 2-4-60-12-22. В соответствии с п. 2.1.15 выше указанных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. За полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 г. № 36/34. Согласно протоколу КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21 сентября 2013 года № 39 (п.7 подпункт 1 абз.1), единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодовоовощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодовоовощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.     Как следует из протокола КЧС и ПБ от ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована и проживает в многоквартирном доме. На основании вышеизложенного, полагают, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших, и просят суд отказать истице в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третьим лицом – Министерством финансов Амурской области на исковое заявление Беляевой С.В. представлен письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 г. № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 г. № 214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Правовым основаниям данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая па земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта I статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов. Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда. На    основании    изложенного,    Министерство    финансов    Амурской    области    просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании истец Беляева С.В. на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что в настоящее время она находится в отпуске по уходу за ребенком-инвалидом, не работает. Проживает в многоквартирном доме. У нее имеется дача, на которой она каждый год садит овощи и картофель. В результате ливневых дождей в июле-августе 2013 года ее земельный участок был затоплен. Все овощи и картофель сгнили. Считает, что она имеет право на единовременную материальную помощь как пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации. Однако в администрации Среднебельского сельсовета ей отказали, так как она зарегистрирована в многоквартирном доме.

Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания ответчиков и третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, свидетелей, приняв во внимание позицию ответчика – администрации ивановского района Амурской области и третьего лица, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжению и.о. главы Ивановского района от 25.07.2013 года № 187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123-р от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с. Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

                            Согласно приказу начальника управления гражданской защиты ипожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 № 102-п: длявключения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременнойматериальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области,необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайнойситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплатафинансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).

Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 г. № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:

при оказании гражданам единовременной материальной помощи - 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью);

при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100 000 рублей на семью.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области. Пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.2.2 данных Методических рекомендаций, единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество граждан (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово – овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.

Таким образом, исходя из приведенных требований, для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, необходимы обязательные условия, в частности, подтверждение проживания на территории, подвергшейся воздействию чрезвычайной ситуации (таковой может служить регистрация по месту жительства либо иные доказательства, подтверждающие факт проживания на указанной территории) и утрата имущества при чрезвычайной ситуации.

Кроме того, из смысла указанных выше нормативных актов, а также методических рекомендаций следует, что единовременная материальная помощь оказывается в случает затопления земельного участка и располагавшихся на нем хозяйственных построек, при условии нахождения на данном земельном участке жилого помещения, в котором постоянно проживают граждане, чье имущество пострадало в результате затопления земельного участка.

Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что летом 2013 года в результате обильных ливневых дождей у Беляевой С.В. затопило земельный участок, который располагается по <адрес>. У Беляевой С.В. пострадали овощи и картофель.

Согласно показаниям свидетеля ФИО6 у Беляевой С.В. имеется земельный участок, на котором она высаживает овощи и картофель. Летом 2013 года в результате ливневых дождей овощи сгнили. Пострадало ли какое-либо иное имущество у Беляевой С.В., она не знает.

Как следует из копии паспорта , выданного <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, Беляева Светлана Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> <адрес>, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Согласно Постановлению администрации МО Среднебельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Беляевой Светлане Владимировне выделен земельный участок для возделывания сельхозкультур на период огородничества в количестве <данные изъяты> га в районе <адрес>.

Иные правоустанавливающие документы на земельный участок истицей не представлены.

Согласно Протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ми обеспечению пожарной безопасности администрации Среднебельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Беляевой С.В. отказано в признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в связи с тем, что она проживает в коммунальной квартире.

Из пояснений истицы, свидетелей, и материалов дела следует, что Беляева С.В. проживает в многоквартирном житом доме, расположенном по адресу<адрес>. Земельный участок, который пострадал от затопления, расположен в районе <адрес> и не принадлежит Беляевой С.В. на праве собственности и не является приусадебным участком к жилому дому.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, так и возражений.

При таких обстоятельствах судом установлено, что у Беляевой С.В. на момент чрезвычайно ситуации - наводнения, произошедшего в июле-августе 2013 года на территории Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области пострадал земельный участок, который расположен в районе <адрес>, и не является приусадебным участком к жилому дому, следовательно, истица не относятся к числу лиц, имеющих право на получение помощи в счет компенсации ущерба, причиненного ее имуществу в результате последствий чрезвычайной ситуации, а поэтому требования Беляевой С.В. являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

При этом судом так же учитывается тот факт, что истицей не подтверждена утрата имущества в результате чрезвычайной ситуации, в частности, ею не представлено доказательств, что на указанном земельном участке имелось принадлежащее ей имущество первой необходимости, которое было утрачено. Сам факт затопления земельного участка, не может являться подтверждением того, что имущество истицы пострадало либо утрачено.

    Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Беляевой Светланы Владимировны к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области и администрации Ивановского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                    И.Н.Дубровский

2-1210/2013 ~ М-1324/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Беляева Светлана Владимировна
Ответчики
Администрация Среднебельского сельсовета
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Дубровский Игорь Николаевич
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
23.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2013Передача материалов судье
24.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2013Судебное заседание
20.12.2013Судебное заседание
24.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее