Производство № 2А-264/2020 года
УИД: 28RS0015-01-2020-000331-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
03 августа 2020 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.,
при секретаре Матвеевой И.А.,
с участием административного истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н.,
представителя административного ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородова А.В.,
представителя 3-го лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области по доверенности Чертова Д.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» о возложении обязанности по восстановлению тепловой изоляции участков тепловых сетей,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор г. Райчихинска Амурской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском в порядке гражданского судопроизводства к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области, ООО «Тепловодоканал» о возложении обязанности по восстановлению тепловой изоляции участков тепловых сетей, указав в обоснование, что прокуратурой г. Райчихинска Амурской области проведена проверка исполнения действующего законодательства РФ в сфере организации теплоснабжения населения на территории г. Райчихинска Амурской области, которой установлено, что теплоснабжающей организацией ООО «Тепловодоканал» осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей г. Райчихинска Амурской области на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Муниципального образования городского округа города Райчихинска Амурской области. Указанной организацией нарушаются требования законодательства в сфере теплоснабжения. На основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Райчихинска Амурской области переданы в эксплуатацию ООО «Тепловодоканал» муниципальные тепловые сети и котельные для подачи теплоснабжения населению и организациям г. Райчихинска Амурской области, в том числе и в <адрес>. ООО «Тепловодоканал» не обеспечена тепловая изоляция эксплуатируемых участков муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес> до <адрес> протяженностью 150,0 м, диаметром 2D=200мм, 2D=100мм, D=50, <адрес>, протяженностью 15,0 м, диаметром 2D=50, 2D=76, <адрес> протяженностью 32 м, диаметром 32 м, 2D=100мм, D=50, <адрес> до <адрес> протяженностью 140,0 м, диаметром 2D=200мм, D=100мм, <адрес> протяженностью 28 м, диаметром 2D=133, D=76мм. Не обеспечена тепловая изоляция эксплуатируемых участков муниципальной тепловой сети с кадастровым номером от котельной <адрес>, на территории котельной <адрес> протяженностью 34 м, диаметром 2D=133мм, D=50 мм, <адрес> протяженностью 67 м, диаметром 2D=76мм, D=50мм. Указанные факты отсутствия тепловой изоляции подтверждаются актом комиссионного обследования тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей сетей к акту. Обязанность теплоснабжающих организаций проводить ремонт, а также обеспечивать восстановление тепловой изоляции на тепловых сетях предусмотрена Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115.
Ссылаясь на п. 6.2.25, 5.2.14, 6.1.31Правил технической эксплуатации, п. 1 СНиП 41-03-2003, ч. 2 ст. 23.2 ФЗ РФ № 190-ФЗ от 27.07.2010 года, указал о соответствии тепловой изоляции строительным нормам и правилам, требования безопасности в сфере теплоснабжения, обязанность по надлежащей организации мероприятий в сфере теплоснабжения возлагается на органы местного самоуправления. В силу прямого указания закона, Администрация г. Райчихинска Амурской области должна принять меры по обеспечению мероприятий в сфере теплоснабжения. Ранее по фактам указанных нарушений прокуратурой г. Райчихинска Амурской области в Администрацию г. Райчихинска Амурской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства РФ в сфере ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ №п. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на представление следует, что Администрация г. Райчихинска Амурской области проводить указанные работы не будет, так как эксплуатирующая организация ООО «Тепловодоканал» обязана выполнить эти мероприятия. Выявленным бездействием ООО «Тепловодоканал» и Администрация г. Райчихинска Амурской области нарушаются права неопределенного круга лиц по надлежащей организации теплоснабжения в границах городского округа г. Райчихинска Амурской области. Невыполнение указанных технических мероприятий может повлечь перебои с теплоснабжением и возникновение аварийных ситуаций, не утепленные трубы подвергаются риску замерзания циркулирующего теплоносителя, что может стать причиной деформации трубопровода (разрыва).
На основании ст. 45 ГПК РФ, просил суд обязать ответчиков: ООО «Тепловодоканал» и орган местного самоуправления - учреждение Администрацию г. Райчихинска Амурской области произвести в срок - в течении 2 (двух) месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу работы по восстановлению тепловой изоляции следующих участков муниципальных тепловых сетей, расположенных в <адрес>: 1) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети от <адрес> до <адрес> протяженностью 150 метров, диаметрами 2D=200 мм, 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 15 м, диаметром 2D=50 мм, D=76 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 32 м, диаметром 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> до <адрес> протяженностью 140 м, диаметром 2D=200 мм, D=100 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 28 м, диаметром 2D=133 мм, D=76 мм, 2) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети на территории котельной <адрес> протяженностью 34 м, диаметром 2D =133мм, D =50 мм, а также участка сети по <адрес> протяженностью 67 м, диаметром 2D =76 мм, D =50 мм.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом прокурором г. Райчихинска Амурской области заявленные исковые требования были уточнены, просил суд обязать ответчика орган местного самоуправления – учреждение Администрация г. Райчихинска Амурской области произвести в срок в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу работы по капитальному ремонту по восстановлению тепловой изоляции в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следующих участков муниципальных тепловых сетей, расположенных в <адрес>: 1) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети от <адрес> до <адрес> протяженностью 150 метров, диаметрами 2D=200 мм, 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 15 м, диаметрами 2D=50 мм, D=76 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 32 м, диаметрами 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> до <адрес> протяженностью 140 м, диаметрами 2D=200 мм, D=100 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 28 м, диаметрами 2D=133 мм, D=76 мм, 2) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети на территории котельной <адрес> протяженностью 34 м, диаметрами 2D =133 мм, D =50 мм, а также участка сети по <адрес> протяженностью 67 м, диаметрами 2D =76 мм, D =50 мм, исключить из числа ответчиков ООО «Тепловодоканал».
Определениями Райчихинского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 39 ГПК РФ, уточнения заявленных исковых требований прокурором г. Райчихинска Амурской области приняты, судебным определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве 3-их лиц на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области, судебным актом от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство ЖКХ Амурской области.
Учитывая субъектный состав лиц, участвующих в деле, характер спорных правоотношений, специфику предмет спора, на основании ст. 33.1 ГПК РФ, судом осуществлен переход к рассмотрению гражданского дела в порядке административного судопроизводства, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткин А.Н. заявленные административные исковые требования поддержал с учетом их уточнений, просил суд обязать ответчика орган местного самоуправления – учреждение Администрация г. Райчихинска Амурской области произвести в срок в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу работы по капитальному ремонту по восстановлению тепловой изоляции в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115 следующих участков муниципальных тепловых сетей, расположенных в <адрес>: 1) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети от <адрес> до <адрес> протяженностью 150 метров, диаметрами 2D=200 мм, 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 15 м, диаметрами 2D=50 мм, D=76 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 32 м, диаметрами 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> до <адрес> протяженностью 140 м, диаметрами 2D=200 мм, D=100 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 28 м, диаметрами 2D=133 мм, D=76 мм, 2) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети на территории котельной <адрес> протяженностью 34 м, диаметрами 2D =133 мм, D =50 мм, а также участка сети по <адрес> протяженностью 67 м, диаметрами 2D =76 мм, D =50 мм, исключить из числа ответчиков ООО «Тепловодоканал».
Представитель административного ответчика учреждения – Администрация г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородов А.В. в судебном заседании с заявленными прокурором г. Райчихинска Амурской области административными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ между КУИ г. Райчихинска Амурской области и ООО «Тепловодоканал» было подписано Концессионное соглашение № в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства муниципального образования городской округ город Райчихинск Амурской области, срок его действия 3 года. В число объектов, переданных на праве владения и пользования, включены сети теплоснабжения котельной <адрес> кадастровый №, сети теплоснабжения котельной <адрес> кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование тепловых сетей, согласно акту обследования, не обеспечена тепловая изоляция вышеназванных эксплуатируемых участков муниципальной тепловой сети на территории котельных <адрес> и <адрес> Согласно п. 6.2 Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, иного имущества. Со ссылкой на п. 6.2.25, 5.2.14, 6.1.31 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2003 года, СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов», ФЗ РФ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ указал о том, что при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие, изоляция тепловых сетей относится к текущему ремонту, в связи с чем ответственность по его проведению несет концессионер ООО «Тепловодоканал». В соответствии с пунктом 8.1 Концессионного соглашения № 1 от 01.12.2018 года, капитальный ремонт объектов концессии в объёмах денежных средств, предусмотренных суммой расходов на капитальный ремонт и суммой расходов предусмотренных размером инвестиционной программы, включенных в действующий тариф, производится за счёт Концессионера. Ремонт указанного объекта (тепловая сеть от котельной <адрес> <адрес> необходимо производить за счёт средств, полученных Концессионером в ходе оказания услуг по теплоснабжению. Ремонт муниципального имущества может проводиться за счёт средств бюджета города только в том случае, если Концессионер в полном объёме расходовал средства на ремонт муниципального имущества сферы ЖКХ, предусмотренные в тарифе на соответствующий финансовый период (отопительный период), в том числе средств, предусмотренных предельным объёмом инвестиций Концессионера. Истцу необходимо доказать расходование Концессионером указанных средств на ремонт муниципального имущества в полном объеме. Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области запланированы для ООО «Тепловодоканал» на ДД.ММ.ГГГГ расходы на ремонт (текущий и капитальный, без выделения вида ремонта), учтённые при установлении тарифов на тепловую энергию в размере 43,342 млн. руб. с разбивкой по статьям затрат. Сводным планом мероприятий по подготовке объектов ЖКХ городского округа города Райчихинска Амурской области к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов ООО «ТепловоДоканал» планирует освоить на текущий ремонт котельных и тепловых сетей лишь 24,190 млн. руб., оставшиеся 19,152 млн. руб. ООО «Тепловодоканал» в состоянии направить на тепловые сети <адрес>. Письмом Минстроя РФ от 27.02.2018 года № 7026-АС/О8 разъясняется, что, согласно письма Минфина РФ от 14.01.2004 года № 16-00-14/10, «определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путём разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов. Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявленных в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путём проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными». Это даёт право определять, что восстановление гидро- и теплоизоляции на тепловых сетях <адрес> относится к текущему ремонту тепловых сетей, так как проведение работ по трубам трубопроводов (для восстановления первоначальных технических характеристик) тепловых сетей не предусматривается. К числу вопросов местного значения городского округа закон относит организацию в границах городского округа теплоснабжения населения. Положения п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года носит характер общей нормы, устанавливает соответствующее направление деятельности муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения. Истец не представил каких-либо доказательств невыполнения мероприятий по проведению капитального ремонта по восстановлению тепловой изоляции на участках вышеназванных муниципальных тепловых сетей <адрес>. Отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ годов в <адрес> прошел в нормальном технологическом режиме, без срывов и аварий. Истцом не представлено достаточных доказательств о необходимости проведения капитального ремонта, направленного на восстановление тепловой изоляции на участках муниципальных тепловых сетей в <адрес>, а также доказательств неисполнения полномочий надлежащей организации теплоснабжения в границах городского округа города Райчихинска Амурской области. В связи с невыполнением ООО «Тепловодоканал» своих обязательств по Концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения текущего ремонта по изоляции тепловых сетей котельных <адрес>», <адрес>» КУИ г. Райчихинска Амурской области ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес Общества письмо с требованием предоставления информации о причинах не проведения текущего ремонта тепловых сетей. На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований прокурора г. Райчихинска Амурской области отказать.
Представители административного ответчика ООО «Тепловодоканал», заинтересованного лица Министерства ЖКХ Амурской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ООО «Тепловодоканал» представило письменный отзыв на иск, в котором не согласилось с заявленными исковыми требованиями в части возложения обязанности восстановления теплоизоляции тепловых сетей котельных <адрес>», <адрес>», считает себя ненадлежащим ответчиком. Ссылаясь на п. 6 ч. 2 ст. 8 ФЗ РФ «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 года, п. 6.2, 8.10 Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, на концессионера возложена обязанность по поддержанию имущества в исправном состоянии и производство текущего ремонта за свой счет, производству капитального ремонта только в объеме денежных средств, включенных на такой ремонт в действующий тариф, утвержденный Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области. Концедент принял на себя обязательства нести расходы на капитальный ремонт имущества в части, которая не включена в тариф, не взирая на размер необходимых затрат. В действующий тариф расходы на проведение капитального ремонта не включены, расходы на проведение капитального ремонта полностью относятся на концендента - орган местного самоуправления. Понятия текущего и капитального ремонта определены в вышеназванном концессионном соглашении. Под текущим ремонтом понимается систематически и своевременно проводимые работы по предупреждению износа конструкций, отделки инженерного оборудования, работы по устранению мелких повреждений и неисправностей. В данном случае невозможно расценить восстановление теплоизоляции как предупреждение износа отдельного инженерного оборудования (теплоизоляции), тем более невозможно расценить устранение мелких неисправностей или повреждений. Необходимо полностью произвести установку новой теплоизоляции на отдельных ветках тепловых сетей, что является капитальным ремонтом тепловых сетей. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что разрушение теплоизоляции сетей произошло до передачи имущества ООО «Тепловодоканал» по концессионному соглашению. К текущему ремонту тепловой сети относится частичный ремонт тепловой изоляции (до 5% общей длины трубопровода) с восстановлением антикоррозийных покрытий и окраски, к капитальному ремонту тепловой сети относится полная или частичная замена тепловой изоляции, восстановление и нанесение вновь антикоррозийного покрытия и гидроизоляции на действующие трубопроводы. Согласно Техническому паспорту, в сети теплоснабжения котельной <адрес> общая протяженность ее составляет 3 158,52 п.м., тогда как протяженность теплотрассы, где необходимо восстановить изоляцию - 365 п.м., что составляет более 11% от общей протяженности. Согласно Техническому паспорту, в сети теплоснабжения котельной <адрес>» общая протяженность тепловой сети составляет 984,82 п.м., тогда как протяженность теплотрассы, где необходимо восстановить изоляцию, равна 101 п.м., что составляет более 10% от общей протяженности.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области по доверенности Чертов Д.Н. с заявленными административными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что сети теплоснабжения котельной <адрес>» протяженность 3 158,52 п.м., адрес: <адрес>, кадастровый (или условный номер) №; сети теплоснабжения котельной Амурская область, г. Райчихинск, п. №, состоят на учете в реестре муниципальной собственности городского округа города Райчихинска Амурской области, являются муниципальной собственностью. Муниципальное имущество сферы ЖКХ, в том числе тепловые сети, передано в пользование ООО «Тепловодоканал» (Концессионеру) Комитетом по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области (Концедентом) по концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства муниципального образования городской округ город Райчихинск (соглашение). Комитет возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по тем основаниям, что, в соответствии с п. 8.10. соглашения, капитальный ремонт объектов концессии в объемах денежных средств, предусмотренных суммой расходов на капитальный ремонт и суммой расходов предусмотренных размером инвестиционной программы, включенных в действующий тариф, производится за счет Концессионера. По мнению Комитета, ремонт указанного объекта (тепловых сетей в части восстановления тепловой изоляции) необходимо производить за счет средств, полученных концессионером в ходе оказания услуг по теплоснабжению. Ремонт муниципального имущества может проводиться за счет средств бюджета города в случае, если концессионер в полном объеме расходовал средства на ремонт муниципального имущества сферы ЖКХ, предусмотренные в тарифе на соответствующий финансовый период (отопительный период), в том числе средств, предусмотренных предельным объемом инвестиций концессионера. Истцу необходимо доказать расходование концессионером указанных средств на ремонт муниципального имущества в полном объеме. Только при полном расходовании указанных средств (инвестиции и средств, предусмотренных в тарифе) бюджет города может нести указанные расходы. Истец не приводит доказательств наличия причинно-следственной связи между отсутствием части изоляции тепловой сети и интересов неопределенного круга лиц - жителей города Райчихинска Амурской области, вывод истца о том, что отсутствие изоляции на тепловых сетях может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц - жителей города Райчихинска Амурской области, ничем не подтверждается и не выдерживает критики. Круг лиц, исходя из места положения тепловых сетей, определен - это жители поселка Широкий, а именно, жители близлежащих домов. Так, например, жители <адрес> и <адрес> не находятся в непосредственной близости тепловых сетей и не могут испытывать каких-либо негативных последствий, то есть круг лиц возможно определить. Доказательства нарушения прав жителей, в связи с отсутствием части изоляции на сетях теплоснабжения отсутствуют.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантировано право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного нормативно-правового акта, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, относится, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Из части 1 и 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ заявлены прокурором г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области в соответствии с предусмотренными законом способами защиты нарушенных прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с указанным административным иском.
С учетом изложенного, полномочия по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории городского округа города Райчихинска Амурской области реализуются Администрацией городского округа г. Райчихинска Амурской области, следовательно, учреждение - Администрация г. Райчихинска Амурской области является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Частями 2, 3 ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 года предусмотрено, что правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Частью 1 ст. 6 вышеназванного нормативно-правового акта регламентировано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; 3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; 4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; 5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации и др. полномочия.
Пунктом 5, 2, 14, 6.1.31 и 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115 предусмотрено, что при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие и др.
Для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.
Материалы и толщина теплоизоляционных конструкций должны определяться при проектировании из условий обеспечения нормативных теплопотерь.
Тепловая изоляция трубопроводов, расположенных на открытом воздухе, вблизи масляных баков, маслопроводов, мазутопроводов, оснащается покрытием для предохранения ее от пропитывания влагой или нефтепродуктами.
Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 608 «Об утверждении свода правил» утверждены Строительные нормы и правила 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов». В указанном акте содержатся аналогичные требования к изоляции трубопроводов, обязывающих поддерживать их в исправном состоянии.
Как установлено судом из пояснений административного истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н. и материалов административного дела, Администрация г. Райчихинска Амурской области является представительным органом городского округа города Райчихинска Амурской области, п. 4 ч. 3 Устава городского округа города Райчихинска Амурской области определено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено полномочие по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и т.д.
Управление муниципальным имуществом городского округа г. Райчихинска Амурской области осуществляется Комитетом по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области, наделенным соответствующими полномочиями, о чем свидетельствует Положение о Комитете.
В целях осуществления возложенных задач и полномочий, Комитетом с ООО «Тепловодоканал», юридическим лицом, осуществляющим основной вид деятельности – организацию и оказание услуг по производству пара и горячей воды (тепловой энергии), оказание услуг водоснабжения и водоотведения, иной сопутствующей деятельности, ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение № в отношении системы коммунальной инфраструктуры, в том числе используемой для отопления многоквартирных жилых домов и иных объектов городского округа <адрес>, что подтверждается схемой теплоснабжения городского округа г. Райчихинска Амурской области, постановлением Администрации г. Райчихинска Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы теплоснабжения, свидетельствами о государственной регистрации права Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении сетей теплоснабжения котельных <адрес>», <адрес>», перечнем объектов концессионного соглашения, технического описания, техническим паспортами котельных <адрес>», <адрес>», реестром муниципального имущества.
Из п. 6.2 Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, иного имущества.
Пунктом 8.10 вышеназванного соглашения, капитальный ремонт объектов концессии в объемах денежных средств, предусмотренных суммой расходов на капитальный ремонт и суммой расходов, предусмотренных размером инвестиционной программы, включенных в действующий тариф, производится за счет концессионера. Концессионер в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставляет для согласования и утверждения концеденту разработанный план мероприятий капитального ремонта на текущий год в размере сумм, предусмотренных действующим тарифом, концедент в срок не более 10 рабочих дней согласовывает и утверждает указанный план мероприятий, либо вносит предложения об исключении, либо включении в план иных мероприятий по капитальному ремонту. Срок окончательного согласования плана мероприятий не позднее 10 мая текущего года. Несогласование отдельных мероприятий не является основанием для приостановки проведения согласованных мероприятий. При наличии необходимости допускается внесение изменений в план мероприятий капитального ремонта по соглашению сторон.
Муниципальное имущество сферы ЖКХ передано по акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ по заключенному концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе муниципальные котельные «Интернат», «Широкий» с инфраструктурой (тепловыми сетями, насосными установками и т.п.).
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области данные соглашения (проекты) одобрило, что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании из исследованных доказательств установлено, что нарушена, требует восстановления (ремонта) тепловая изоляция эксплуатируемых участков муниципальной тепловой сети с кадастровыми номерами № от котельной <адрес> до <адрес> протяженностью 150,0 м, диаметром 2D=200мм, 2D=100мм, D=50, <адрес>, протяженностью 15,0 м, диаметром 2D=50, 2D=76, <адрес> протяженностью 32 м, диаметром 32 м, 2D=100мм, D=50, <адрес> до <адрес> протяженностью 140,0 м, диаметром 2D=200мм, D=100мм, <адрес> протяженностью 28 м, диаметром 2D=133, D=76мм., а также муниципальной тепловой сети с кадастровым номером от котельной <адрес> № <адрес>, на территории котельной <адрес> протяженностью 34 м, диаметром 2D=133мм, D=50 мм, <адрес> протяженностью 67 м, диаметром 2D=76мм, D=50мм. Данные обстоятельства подтверждены актом комиссионного обследования тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей сетей к нему, акту. По выводам членов комиссии, необходима изоляция тепловых сетей с заменой труб на аварийных установках.
Из пояснений истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н. следует, что ДД.ММ.ГГГГ по фактам указанных нарушений прокуратурой г. Райчихинска Амурской области в Администрацию г. Райчихинска Амурской области вносились представления об устранении нарушений законодательства РФ в сфере ЖКХ, требования об устранении нарушений закона, что подтверждено требованием от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Однако нарушенная теплоизоляция эксплуатируемых участков муниципальной тепловой сети котельных «Широкий», «Интернат» не восстановлена.
Во исполнение концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодоканал» разработан сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период ДД.ММ.ГГГГ годов, данным планом предусмотрены работы по ремонту системы водопровода, теплоснабжения и канализации (поддержание в рабочем состоянии) в объеме 391,556 тыс. руб.
Из письма ООО «Тепловодоканал» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что работы по изоляции тепловых сетей в <адрес> включены в Сводный план, учтены в разделе дефицита средств. В 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ производился текущий ремонт на 2,6 млн. руб., во 2 квартале ДД.ММ.ГГГГ по окончанию отопительного сезона производились масштабные мероприятия по ремонту оборудования, сетей.
Согласно гарантийному письму № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Тепловодоканал», в случае заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования г. Райчихинска Амурской области, обязался выполнять (п. 4.2 Соглашения) реконструкцию объектов за счет средств на реконструкцию и(или) модернизацию объекта Соглашения.
Из письма Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что, по мнению Администрации, вопрос изоляции тепловых сетей относится к текущему ремонту, предусмотрен п. 6.2 Концессионного соглашения и является обязательством ООО «Тепловодоканал».
Из письма Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ООО «Тепловодоканал» осуществляет эксплуатацию объектов сферы ЖКХ на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Управления установлены тарифы на тепловую энергию, в валовую выручку предприятия включены прибыль и текущие расходы, в число которых включены операционные расходы, неподконтрольные расходы, расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, ООО «Тепловодоканал» может выполнять как текущий ремонт, так и работы капитального характера, в том числе замена основных средств, при этом утвержденная органом исполнительной власти инвестиционная программа ООО «Тепловодоканал» г. Райчихинск в Управление не поступала, тарифы установлены для потребителей тепловой энергии без учета показателей проекта.
По информации Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области следует, что в тарифы на теплоснабжение на ДД.ММ.ГГГГ для ООО «Тепловодоканал» были учтены расходы на приобретение сырья и материалов, ремонт основных средств подрядным способом и др.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Тепловодоканал», как концессионер, вправе производить запланированные и согласованные с собственником муниципального имущества ремонтные работы эксплуатируемой муниципальной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства при наличии достаточных для этих целей средств, в том числе инвестиционных. Расходы на ремонтные работы заложены в действующие тарифы на тепловую энергию, о чем разъяснено Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
Кроме того, между ответчиком Администрацией г. Райчихинска Амурской области, представительным органом муниципальной власти и собственником муниципального имущества, и хозяйствующим субъектом ООО «Тепловодоканал» имеются разногласия по поводу субъекта исполнения обязанности ремонта тепловых сетей котельных <адрес>», <адрес>».
Разрешая данный вопрос, суд учитывает заявление истца прокурора г. Райчихинска Амурской области об исключении из числа ответчиков ООО «Тепловодоканал», а также положения части 1 и 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность арендодателя производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, ч. 1 ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, и считает необходимым освободить административного ответчика ООО «Тепловодоканал» от административной ответственности по заявленному административному иску, в связи с чем, с учетом подтвержденных фактов нарушения теплоизоляции муниципальных тепловых сетей, отнести ответственность по заявленному прокурором г. Райчихинска Амурской области иску на административного ответчика Администрацию г. Райчихинска Амурской области.
Доводы представителя ответчика Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородрова А.В., 3-го лица Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области Чертова Д.Н. о том, что ремонт указанного объекта (тепловая сеть от котельной <адрес>», <адрес>») необходимо производить за счёт средств, полученных концессионером в ходе оказания услуг по теплоснабжению, что ремонт муниципального имущества может проводиться за счёт средств бюджета города в случае, если концессионер в полном объёме расходовал средства на ремонт муниципального имущества сферы ЖКХ, предусмотренные в тарифе на соответствующий финансовый период (отопительный период), в том числе средств, предусмотренных предельным объёмом инвестиций Концессионера, являются необоснованными, не нашедшими подтверждение исследованными доказательствами.
Доводы 3-го лица о том, что истец не приводит доказательств наличия причинно-следственной связи между отсутствием части изоляции тепловой сети и интересов неопределенного круга лиц - жителей города Райчихинска Амурской области, вывод истца о том, что отсутствие изоляции на тепловых сетях может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц - жителей города Райчихинска Амурской области, ничем не подтверждается и не выдерживает критики, по мнению суда, также не основаны на законе.
При вышеуказанных обстоятельствах, с учетом начала срока отопительного сезона, учитывая объем предстоящих работ, обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области административных исковых требований к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по восстановлению тепловой изоляции участков тепловых сетей, и возложении на административного ответчика учреждение Администрация г. Райчихинска Амурской области обязанности произвести в срок 2 (двух) месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу работы по капитальному ремонту по восстановлению тепловой изоляции в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115 следующих участков муниципальных тепловых сетей, расположенных в <адрес>: 1) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети от <адрес> до <адрес> протяженностью 150 метров, диаметрами 2D=200 мм, 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 15 м, диаметрами 2D=50 мм, D=76 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 32 м, диаметрами 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> до <адрес> протяженностью 140 м, диаметрами 2D=200 мм, D=100 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 28 м, диаметрами 2D=133 мм, D=76 мм, 2) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети на территории котельной <адрес> протяженностью 34 м, диаметрами 2D =133 мм, D =50 мм, а также участка сети по <адрес> протяженностью 67 м, диаметрами 2D =76 мм, D =50 мм.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
удовлетворить административный иск прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области административных исковых требований к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по восстановлению тепловой изоляции участков тепловых сетей.
Возложить на учреждение - Администрацию г. Райчихинска Амурской области обязанность произвести в срок 2 (два) месяца со дня вступления решения в законную силу работы по капитальному ремонту по восстановлению тепловой изоляции, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115, участков муниципальных тепловых сетей, расположенных в п. Широкий г. Райчихинска Амурской области: 1) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети от <адрес> до <адрес> протяженностью 150 метров, диаметрами 2D=200 мм, 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 15 м, диаметрами 2D=50 мм, D=76 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 32 м, диаметрами 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> до <адрес> протяженностью 140 м, диаметрами 2D=200 мм, D=100 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 28 м, диаметрами 2D=133 мм, D=76 мм, 2) муниципальной тепловой сети с кадастровым номером № от котельной <адрес>) участка сети на территории котельной <адрес> протяженностью 34 м, диаметрами 2D =133 мм, D =50 мм, а также участка сети по <адрес> протяженностью 67 м, диаметрами 2D =76 мм, D =50 мм.
Освободить Общество с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» от ответственности по административному исковому заявлению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2020 года.
Председательствующий судья: Н.В. Шорохова