Дело № 2-34/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный суд
Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Староверовой А.И.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой А.В.,
с участием представителя истца Обозинцевой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нечай Виктории Викторовны к Администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании действий незаконными, признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении заключить договор приватизации (третьи лица Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск «Жилищно-эксплуатационное объединение», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Тимкова Екатерина Юрьевна, Борисов Константин Викторович, Нечай Анна Игоревна),
УСТАНОВИЛ:
Нечай В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании незаконным решения, признании права на приватизацию жилого помещения в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указала, что зарегистрирована и проживает вместе с дочерями и братом по адресу: <адрес>, город Красноперекопск, микрорайон 1, <адрес>, комната 331. Вселилась в комнату на основании ордера КС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОАО «Бром». ДД.ММ.ГГГГ истец заключила договор № социального найма жилого помещения с МУП МО ГО Красноперекопск «ЖЭО». ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию г. Красноперекопска с заявлением о заключении договора приватизации на указанную квартиру, однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении заявления. Истец считает такой отказ незаконным, поскольку указанное жилье является единственным местом ее проживания, ранее в приватизации она не участвовала, жилое помещение находится в надлежащем техническом и санитарном состоянии. С учетом изложенного, просит суд признать отказ в приватизации незаконным и признать за ней право приватизации на указанную комнату в порядке приватизации и обязать ответчика заключить с ней договор приватизации указанного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – Администрации города Красноперекопск Республики Крым в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом. В представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск «Жилищно-эксплуатационное объединение» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом. В представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении иска отказать, так как здание, в котором находится спорное жилое помещение имеется статус общежития (л.д. 56-57).
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом.
Третьи лица Тимкова Е.Ю., Борисов К.В., в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Предоставили заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны, на приватизацию не претендуют. Нечай А.И. является несовершеннолетней, а ее интересах действует ее мать, представитель которой в судебном заседании присутствует.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает необходимым рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьих лиц на основании материалов, которые имеются в деле.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживает по адресу: <адрес>, город Красноперекопск, микрорайон 1, <адрес>, комната 331, что подтверждается копией паспорта, справкой МУП МО ГО Красноперекопск РК «ЖЭО» и адресной справкой (л.д. 5, 50). Из справки МУП «ЖЭО» также следует, что в указанной квартире зарегистрированы члены ее семьи дочь Тимкова Е.Ю. 1995г.р., дочь Нечай А.И. 2015г.р., брат Борисова К.В. 1989 г.р. (л.д.17)
В указанную квартиру истица и ее дочь Тимкова (Ивасюк) Е.Ю. вселились на основании ордера КС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОАО «Бром» на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Проверкой МО МВД «Красноперекопский» подтверждено, что по адресу: <адрес>, город Красноперекопск, микрорайон 1, <адрес>, комната 331 действительно постоянно проживает Нечай В.В. совместно с дочерью (л.д. 60-62).
Комиссией по жилищным вопросам решено заключить с Нечай В.В. договор социального найма жилого помещения (л.д. 9, 47).
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и МУП МО ГО Красноперекопск «ЖЭО» был заключен договор № социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, город Красноперекопск, микрорайон 1, <адрес>, комната 331 (л.д.10-14, 42-46).
Согласно п.1. договора социального найма наймодатель передает, а наниматель (Нечай В.В.) и члены ее семьи принимают в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в общежитии, общей жилой площадью 27,49 кв.м., из них жилая площадь 27,49 кв.м., по адресу: <адрес>, г. Красноперекопск, микр.1, <адрес>, комната 331. Согласно дополнительному соглашению к указанному договору от 23.01.2017г. площадь указанного жилого помещения уточнена – общая площадь 23,94, жилая 17,6 кв.м. (л.д. 10-14).
Истец обратилась в Администрацию города Красноперекопска с заявлением о заключении договора приватизации комнаты 331, расположенной по адресу: <адрес>, г. Красноперекопск, микрорайон 1, <адрес>, однако получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ №.01-17/2712 на том основании, что согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях, а жилой <адрес>, расположенный на 1 микрорайоне г. Красноперекопска, имеет статус общежития (л.д. 16).
На основании решения 27 сессии 4 созыва Красноперекопского городского совета АРК Украины от 27.10.2004г. № общежитие, расположенное по адресу: г. Красноперекопск, мкр 1, <адрес> баланса ОАО «Бром» передано в коммунальную собственность города (л.д. 38).
По данным ГУП РК «Крым БТИ» здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, г. Красноперекопск, микрорайон 1, <адрес> зарегистрировано за территориальной громадой в лице Красноперекопского горсовета. Правоустанавливающие документы на комнату 331 в указанном здании отсутствуют. (л.д. 67-69).
На комнату 331 в <адрес>, расположенную на 1 микрорайоне г. Красноперекопска выдан технический паспорт (л.д. 71-72), а также изготовлен технический плат (л.д.6-8). Согласно данным ЕГРН ни комната №, ни <адрес> скр. 1 в г. Красноперекопске на кадастровом учете не стоят. (л.д. 63-64).
Из письма Администрации г. Красноперекопска следует, что Нечай В.В. в период с 2014г. с заявлением о приватизации не обращалась.
Нечай А.И. (малолетней дочери истицы) на праве собственности принадлежит <адрес> в г. Красноперекопске (л.д. 75-76).
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Статьей 4 названного Закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.
По этой причине требования о признании действий администрации по отказу истице в приватизации указанного жилого помещения незаконными удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Верховный суд РФ в определение судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ13-5 указал, что «из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), Жилищный кодекс Российской Федерации не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации. В связи с этим к отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежит применению статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как регулирующая сходные отношения».
По смыслу данной правовой нормы (ст.7), обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, распложенными в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.
Следовательно, факт принятия решения о передаче жилых помещений в общежитии, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность свидетельствует об изменении статуса жилого помещения.
Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ в таком жилом помещении, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Судом установлено, что в указанном жилом помещении совместно с истицей в настоящее время проживают члены ее семьи: малолетняя дочь Нечай А.И., старшая дочь Тимкова Е.Ю., Брат Борисов К.В. Тимкова Е.Ю. и Борисов К.В. являются совершеннолетними, свою позицию относительно заявленных требований выразили в заявлениях, представленных ими в суд, из которых следует, что они не претендуют на приватизацию спорной квартиры и с иском согласны (л.д.84-88). Законным представителем малолетней Нечай А.И. является истица.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии у Нечай В.В. права на приватизацию указанного жилого помещения.
Что касается требований о понуждении ответчика заключить с истицей договор приватизации указанного жилого помещения, суд считает необходимым указать следующее.
Статьей 10 Конституции РФ гарантируется, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из ст. 12 Конституции РФ следует, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Учитывая указанные выше нормы, суд не имеет возможности обязать орган местного самоуправления заключить договор приватизации конкретной квартиры с конкретным лицом, так как не может подменять собою орган местного самоуправления и вторгаться в его исключительную компетенцию.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нечай Виктории Викторовны к Администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании незаконным решения, признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении заключить договор приватизации удовлетворить частично.
Признать за Нечай Викторией Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> Украинской Республики, проживающей (зарегистрированной) по адресу: <адрес>, г. Красноперекопск, 1 микр. <адрес>, ком. 331, право на приватизацию жилого помещения – комнаты 331 в <адрес> микр. 1 в г. Красноперекопске Республики Крым.
Возложить на Администрацию города Красноперекопска Республики Крым обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Нечай Виктории Викторовны о приватизации указанного выше жилого помещения и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым, через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца после изготовления полного текста решения.
Председательствующий:
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ