Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2013г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Кудряшова А.В.
при секретаре Очеретнюк В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьева С.М. к прокуратуре Смоленской области, прокуратуре Дорогобужского района Смоленской области, Министерству финансов РФ о взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Ананьев С.М. обратился в суд с иском к ответчикам о денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> указав на бездействие органов прокуратуры, связанное с непринятием мер по закрытию (прекращению деятельности) ИВС при ОВД по Дорогобужскому району Смоленской области, в котором в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался истец в неприемлемых с позиции обеспечения прав человека условиях (отсутствие в камерах водопровода и канализации, непредоставление должного питания, необеспечение достаточного личного пространства и т.п.), что с учетом объема необходимых ремонтных работ в отношении помещений изолятора является единственно возможным решением проблемы нарушения прав лиц, содержащихся в данном ИВС. Непринятие соответствующих мер прокурорского реагирования повлекло за собой причинение Ананьеву физических и нравственных страданий в периоды содержания в названном изоляторе.
Ананьев С.М., надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, явку в суд своего представителя не обеспечил.
Представители прокуратуры Смоленской области и Министерства финансов РФ в ходе судебного разбирательства возражали против удовлетворения иска, отметив, что органами прокуратуры осуществлялся должный прокурорский надзор за соблюдением прав лиц, содержащихся в упомянутом ИВС, по результатам проводимых проверок принимались меры прокурорского реагирования, подавалось в суд соответствующее исковое заявление, направленное на устранение нарушений законности в части создания материально-бытовых условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Сослались также на отсутствие правовых оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда.
Прокуратура Дорогобужского района Смоленской области, надлежаще извещенная о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело без ее участия.
Заслушав объяснения ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с ч.2 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в частности, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Исходя из положений ст.33-34 того же Закона при осуществлении упомянутого надзора прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст.32 настоящего Федерального закона и требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст.32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (ст.27 того же Закона).
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация соответствующей функции прокуратуры обеспечивается положениями ст.ст.23-25-1 ФЗ «О прокуратуре РФ», которые позволяет прокурору в пределах предоставленных ему законом полномочий устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, вносить соответствующие представления, протесты, направлять предостережения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ананьев С.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС при ОВД по Дорогобужскому району Смоленской области, в условиях, неприемлемых, по утверждению истца, с позиции обеспечения его прав, как человека и гражданина (отсутствие в камерах водопровода и канализации, непредоставление должного питания, необеспечение достаточного личного пространства и т.п.), в связи с чем, истцом подавались соответствующие жалобы в органы прокуратуры, по результатам рассмотрения которых и проведения проверок ИВС МО МВД России «Дорогобужский» на предмет соблюдения требований законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых в названном ИВС, установлено нарушение изолятором требований действующего законодательства в части необеспечения нормы санитарной площади, отсутствия в камерах столов и скамеек, кранов с водопроводной водой, светильников ночного освещения, урн для мусора, тазов для стирки одежды, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника МО МВД России «Дорогобужский» прокуратурой Дорогобужского района Смоленской области внесены представления об устранении соответствующих нарушений закона (л.д.37-38, 43-45, 48-50, 52-59).
По делу также видно, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Дорогобужского района Смоленской области проверки ИВС при ОВД по Дорогобужскому району Смоленской области установлено необеспечение изолятором прав содержащихся в нем лиц на надлежащие материально-бытовые условия (невыдача постельного белья, установка на окнах камер металлических листов с просверленными отверстиями, отсутствие комнаты для свиданий с обвиняемыми и подозреваемыми, отсутствие в камерах столов, скамеек, санитарных узлов, кранов с водопроводной водой, вешалок для верхней одежды, полок для туалетных принадлежностей, отсутствие в ИВС камеры дезинфекции, несоблюдение нормы санитарной площади на одного человека), в связи с чем, прокуратурой Дорогобужского района Смоленской области в Дорогобужский районный суд Смоленской области был предъявлен иск об устранении недостатков материально-бытового обеспечения ИВС. Вступившим в законную силу решением указанного суда от ДД.ММ.ГГГГ упомянутые требования прокурора удовлетворены – на ОВД по Дорогобужскому району Смоленской области возложена обязанность по обеспечению содержания обвиняемых и подозреваемых в ИВС при ОВД по Дорогобужскому району, исходя из размера камеры не менее 4 кв.м. на человека, по оборудованию камер столом, скамейками, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, проемами для доступа естественного освещения, а также по оборудованию ИВС камерой дезинфекции и комнатой для свиданий с заключенными (л.д.20-24). Заявления ОВД по Дорогобужскому району Смоленской области о предоставлении отсрочки исполнения данного судебного акта, с которыми были не согласны органы прокуратуры, оставлены судом без удовлетворения. В настоящее время упомянутое судебное решение должником частично исполнено (л.д.50, 61-77).
По смыслу ст.151, п.2 ст.1099 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (в случаях, предусмотренных законом).
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела нарушений таких неимущественных прав и принадлежащих Ананьеву С.М. нематериальных благ со стороны органов прокуратуры не установлено.
Из материалов дела усматривается, что органами прокуратуры осуществлялся надзор за соблюдением закона ИВС при ОВД по Дорогобужскому району и в связи с установленными фактами нарушения законодательства, принимались меры прокурорского реагирования.
В рамках распределения обязанностей по доказыванию, установленных ст.56 ГПК РФ и ст.1064 ГК РФ, истцом не представлено убедительных и неоспоримых доказательств того, что виновные, по его мнению, действия (бездействие) именно органов прокуратуры по необращению с иском в суд с требованием о закрытии (прекращении деятельности) изолятора отразились на состоянии его здоровья, либо нарушили иные нематериальные блага (личные неимущественные права), которые подлежат защите на основании ст.151 ГК. Наличие прямой причинно-следственной связи между деятельностью органов прокуратуры и причинением Ананьеву морального вреда материалами дела не подтверждается. Прокуратура Смоленской области и прокуратура Дорогобужского района Смоленской области не являются теми государственными органами, в результате действий которых не были созданы надлежащие материально-бытовые условия содержания истца в ИВС, то есть ответчики не являются непосредственными виновниками нарушения прав Ананьева. Содержание истца в неприемлемых с точки зрения обеспечения прав человека условиях в период его нахождения в упомянутом ИВС обусловлено не непринятием должных мер прокурорского реагирования, а несозданием государством должных материально-бытовых условий для лиц, содержащихся в данном изоляторе, и несвоевременным исполнением вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по иску прокурора. По этой причине Ананьев С.М. не лишен права на предъявление исковых требований о денежной компенсации морального вреда к Министерству финансов РФ и органу, в ведении которого находится названный изолятор, допустивший нарушение прав истца.
Кроме того, в основании предъявленных Ананьевым в рамках настоящего гражданского дела к ответчикам требований лежит утверждение истца об избрании прокурором ненадлежащей меры прокурорского реагирования (обращение в суд с требованием об устранении недостатков материально-бытового обеспечения ИВС вместо предъявления иска о закрытии изолятора, в связи с невозможностью обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых при проведении продолжительных ремонтных работ).
Вместе с тем, выбор конкретных мер прокурорского реагирования по устранению нарушений закона является правом прокуратуры, в компетенцию суда не входит оценка целесообразности принятых прокуратурой решений, в том числе, оценка занятой прокурором процессуальной позиции.
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ананьева С.М. к прокуратуре Смоленской области, прокуратуре Дорогобужского района Смоленской области, Министерству финансов РФ о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий А.В. Кудряшов.